самообразование
материал

Деревянко Алёна Геннадьевна

«Создание педагогических условий для развития ловкости детей  дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

План работы

по самообразованию

инструктора по физической культуре

Тема:

«Создание педагогических условий для развития ловкости детей  дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

Выполнил: инструктор по физической культуре

                                                               Деревнко А.Г.

Бутурлиновка, 2019

«Создание педагогических условий для развития ловкости детей  дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

Актуальность

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

Психофизические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений.

Исследованием особенностей развития психофизических качеств у дошкольников занимались педагоги Е.Н. Вавилова, В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова, М.Ю. Кистяковская и другие.

Специалисты В. А. Степаненкова, Ф.Фребель,  Д. В. Хухлаева  указывают, что в области физического воспитания детей дошкольного возраста, гармонично развитые психофизические качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания, умственной деятельности детей.

Все больше внимания уделяется развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста в связи с решением задач физической культуры, улучшение работы по физическому воспитанию в детских садах, созданием педагогических условий жизни. Но в то же время у человека наблюдается сокращение двигательной активности.

Н. А. Бернштейн считает, что огромную потребность в движениях дети обычно стремятся удовлетворить в игре. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.

У детей дошкольного возраста особенно важно сконцентрировать внимание на развитии ловкости, так как именно на этапе дошкольного возраста закладывается фундамент его будущей жизни. Е. Н. Вавилова, В. И. Усаков, Д. В. Хухлаева считают, что развитие ловкости значительным образом влияет на развитие умственной деятельности ребенка.

Осокина Т. И. полагает, что ловкость –способность быстро перестраивать двигательную деятельность соответственно возникающим по ходу деятельности неожиданным условиям и овладевать новыми движениями.

По мнению Матвеева Л. П. ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Проанализировав состояние работы в дошкольных учреждениях, мы убедились, что развитию ловкости детей дошкольного возраста в практике физкультурно-оздоровительной работы уделяется недостаточно внимания. Возможно, это связано с педагогическими условиями дошкольных учреждений, которые обеспечивают целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка. Наиболее ценным для этого можно представить игровой метод, который обладает признаками, характерными для игр в физическом воспитании.

Миронова Р. М. отмечает, что игры с мячом играют особую роль в формировании координационных качеств: ловкость, глазомер, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу.

Согласно взглядов Кузнецова В. С., Филлиповой С. О., Холодова Ж. К., Пономарева Г. Н., Осокиной Т. И., Запорожца А. В., Ефименко Н. Н., Сидоровой Т. Б., Аркина Е. Н., Пензулаевой Л.  И., Ториева А. Ш., Ерастовой А. П., Лесгафта П. Ф. игровые упражнения и подвижная игра с мячом является эффективным средством развития ловкости, так как отвечает возрастным психофизиологическим особенностям и потребностям детей; играет важную роль в формировании личности ребенка.

Работа над темой включает в себя работу по трем направлениям: работа с детьми, с родителями и педагогами, что способствует формированию углубленных  знаний о мяче и совершенствованию умений и комбинаций с ним.

Цель: разработать педагогические условия, включающие этапы и условия развития ловкости в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  1. Определить содержание, этапы развития ловкости детей старшего возраста.
  2. Разработать условия  обучающей работы по развитию ловкости детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе.

План работы по теме

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Изучение методической литературы

Сентябрь-декабрь

Литература:

1.Адашкявичене Э. Й.. Баскетбол для дошкольников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983.

2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981.

3. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1975.

4. Дмитриенко Т. И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста. – К.: Рад. Школа, 1983.

5. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие ребенка// Дошкольное воспитание. - № 2. - 2004

6. Теплова И. Школа мяча //Дошкольное воспитание. - № 10. – 2008.

7. Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

Оформление

 папки - передвижки «Развиваем ловкость».

Консультация «Как организовать игры с мячом в семье?».

Открытый просмотр организации подвижных игр на развитие ловкости в течение дня (День открытых дверей.)

Работа с детьми

октябрь

«История возникновения мяча» беседа с детьми

Декабрь

Открытый просмотр физкультурного занятия «Мяч и я – друзья!»

октябрь-апрель

Игры и игровые упражнения с детьми в режимных моментах

Подвижные игры с мячом на прогулке

октябрь

декабрь

февраль

Тематическое физкультурное занятие

«Школа мяча»

«Мой веселый звонкий мяч»

«Вместе весело играть»

Февраль

Спортивное развлечение «В стране весёлых мячей» для старших и подготовительных групп

1 раз в неделю сентябрь,

октябрь, апрель)

«Школа мяча» (игровой час на прогулке)

Работа с педагогами

октябрь

Консультация «Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр и игровых упражнений»

Создание картотеки подвижных игр и игровых упражнений для развития ловкости детей

октябрь

Презентация для педагогов «Игры с мячом»

ноябрь

Рекомендации «Организация игр и упражнений с мячом с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах»

декабрь

Открытый просмотр физкультурного занятия «Мяч и я – друзья!»

Работа с семьей

октябрь

Оформление паки - передвижки «Развиваем ловкость».

Физкультурный досуг совместно с родителями  «Мой веселый звонкий мяч».

Оформление папки-раскладушки «Загадки о мяче».

ноябрь

Консультация «Мама, папа, я и мячик!».

Оформление папки-раскладушки «История мяча».

декабрь

Оформление папки-передвижки «Разновидности мяча».

январь

Мастер-класс «Игры с мячом».

февраль

Оформление выставки рисунков «Я дружу с мячом».

апрель

Открытый просмотр организации подвижных игр на развитие ловкости в течение дня (День открытых дверей.)

Самореализация

Апрель

Фотоотчет «Игры с мячом»

Май

Отчет по теме самообразования

отчет

по самообразованию

« влияние подвижных игр и упражнений с мячом на развитие  ловкости у детей дошкольного возраста»

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно удовлетворяют в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Но часто приходится видеть, что движения детей в игре скованы и однообразны. И одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является развитие ловкости.

Ловкость –  это комплексное качество, в котором сочетаются проявления сообразительности, быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также владение игровыми приемами. Если говорить коротко, то это способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся ситуацией.

 Доказано, что это качество у каждого человека при рождении уже заложено, но его необходимо развивать.

Наибольшего эффекта можно достичь в том случае, если начать развивать координацию в дошкольном детстве. В этот период ребенок развивается, учится ловкости, скорости, точности, координируя в играх и упражнениях свои движения. Но, к сожалению, многие дети имеют плохую координации.

Проверить на сколько ребёнок ловок можно с помощью простых тестов.

1.  Сесть на стул и поднять правую ногу вверх. Вращайте ногу по часовой стрелке, а вместе с этим рисуйте правой рукой букву "б", имитируя ее силуэт в воздухе, начиная выполнять с «хвостика» буквы.

2. Попробуйте положить руку на живот и гладить его по часовой стрелке, а другой рукой постукивать себя по голове. Если в результате проведенного теста вы все задания выполнили с первого раза - это отличный результат. Мы поздравляем вас! У вас хорошая координация. Но если вам не удалось сразу на отлично выполнить все вышеуказанное, отчаиваться не стоит!

Очень хорошо тренируют ловкость и координацию любые игры с мячом. Мяч - любимая игрушка детей. Он помогает делать ежедневные упражнения интереснее и разнообразнее. Дети, как малыши, так и более старшие любят игры и упражнения с мячом.

Цель:

Воспитание потребности у дошкольников в двигательной активности посредством игровых действий с мячом.

Задачи:

  • Повышать двигательную активность детей.
  • Стимулировать интерес детей к играм с мячом. Расширять представления детей о спортивных играх с мячом.
  • Формировать двигательные умения и навыки у дошкольников в процессе приобщения их к играм с мячом.
  • Совершенствовать координацию движений, укреплять связочно-суставной аппарат, способствовать поддержанию общего тонуса организма.
  • Содействовать развитию положительных эмоций.. 

Процесс обучения упражнениям с мячом можно условно разделить на следующие этапы: 
— первоначальное обучение; 
— углубленное разучивание; 
— закрепление и совершенствование движений. 
На каждом из них ставятся определенные задачи, которые осуществляются при помощи соответствующих средств и методов физического воспитания. Очень важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий с мячом.

Этапы первоначального изучения и углубленного разучивания сопровождаются показом и четкой словесной инструкцией. Во время разучивания детьми какого-либо действия с мячом желательно использовать игровые приемы, медленный тем  и индивидуальную работу.

Все элементы игр с мячом лучше всего закреплять через подвижные игры: гонки мяча, забей в ворота, попади в мишень, пингвины с мячом. Мяч ловцу, ведение парами, борьба за мяч, мяч водящему, вызов по имени, займи место, горячий мяч, лови мяч,  передал – садись.

Детей младшего возраста можно увлечь только игрой. Чтобы дети долго не теряли интерес к мячу лучше всего обратиться к игровым упражнениям. Имеющие свое название (попади в цель, прокати по дорожке, попади в воротца) они вовлекают детей в игру и не дают долгое время потерять интерес к игре.

Я обратила внимание, что игры с элементами соревнования являются одним из основных методов развития  ловкости в старшем дошкольном возрасте. В таких играх отсутствуют сюжет и роли, предложены только двигательные задания, которые определяют последовательность и быстроту их выполнения. Каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками в которых он соревнуется, т.к. игры-эстафеты требуют от ребенка проявления сообразительности, быстроты, координации, чувства равновесия.  

Таким образом, развитие  ловкости в  дошкольном возрасте происходит при соблюдении следующих условий:  

  • использовании в упражнениях разнообразных мячей по объёму, массе, фактуре,
  • изменении скорости  и способов выполнения упражнений,      
  • при усложнение, новом сочетание знакомых движений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...