Моё саморазвитие 2014г.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Астафьева Елена Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_samorazvitie.docx43.85 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                                УТВЕРЖДАЮ

Заместитель заведующего                                                   Заведующий МБДОУ

по воспитательной и                                                            «Детский сад №32»

методической работе МБДОУ                                             _________________Г.В.Костина

«Детский сад №32»                                                               приказ №___от «___»______201_г

____________________М.Н.Глушкова      

                     ПРОГРАММА  

       профессионального саморазвития

Тема: «Развитие связной речи детей

               дошкольного возраста».

                                                       Воспитатель:

                                                      Астафьева  

                                                      Елена Юрьевна                                          

                                                      2014г.

      Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного   возраста».

                     

     Актуальность развития речи дошкольников:

               «РЕЧЬ – удивительно сильное средство, но  

 нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».

                                                                                             Г.Гегель.  

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение

направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

 Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними  из  самых трудных как для детей, так и для педагога.

    Цель: обеспечить  развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.

    Задачи: 

-   совершенствовать диалогическую форму речи;

-   способствовать развитию монологической формы речи;

-   помочь детям связно, последовательно и выразительно  пересказывать небольшие сказки, рассказы;

-   способствовать формированию умения рассказывать о предмете,   о содержании сюжетной картины (по плану и образцу);    составлять рассказ по картинкам с последовательно   развивающими событиями;

-   поощрять умение составлять свои рассказы из личного опыта;

-   активизировать и обогащать словарный запас детей.

                                                       

 


       Формы работы по самообразованию

Учебный год

       Содержание работы

              Форма отчёта

Уровень

2014-            2015

  Подбор и изучение литературы по теме.

     Доклад на педсовете

   ДОУ

  Диагностика уровня речевого развития детей.

           Презентация

   ДОУ

  Создание предметно-развивающей среды.

           Фотоальбом,       фотовыставка.

   ДОУ

  Наглядно-иллюстративный материал для родителей.

         Папка-передвижка            «Речевые игры и упражнения».

   ДОУ

2015-2016

    День открытых дверей. Тема: «Речь дошкольников в повседневной деятельности».

      Открытый просмотр                  

   ДОУ

  Перспективный план.

              Презентация

   ДОУ

Разработка конспектов.

                     Отчёт

   ДОУ

  Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Учимся говорить правильно».

  Наглядная информация, папка-передвижка

   ДОУ

2016-2017

  Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» в образовательной деятельности по речевому развитию».

Выступление на педсовете

   ДОУ

  Диагностика уровня речевого развития детей (итоговая).

             Презентация

    ДОУ

Консультация для педагогов «Учим ребёнка общению».

      Семинар-практикум

   ДОУ

Развлечение «В гостях у сказки».

       Открытый просмотр

   ДОУ

                            Список изученной литературы:

 

1.Базик И.Я. « Развитие способности к наглядному  пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями»: Автореф.дис….канд.психол.наук. М., 1986.

2.Вачков И.В. « Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку». М.,2001.

3.Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. –СПб.:речь; М.:Сфера, 2011.

4.Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое  пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи    дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

6.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.,1994.

7.Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников:  игры, упражнения, конспекты занятий». – М.: ТЦ Сфера, 2007.

8.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. « Знакомим дошкольников с художественной литературой»: конспекты занятий. М, 1998.

9. Кыласова Л.Е. «Развитие речи. Конспекты занятий старшей и подготовительной к школе группе»;

10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи»;

Консультация для педагогов ДОУ

«Сказкотерапия» в образовательной деятельности по речевому развитию».

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы  войти   в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение». 
Д. Родари.


Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что  родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. 
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. 
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Что могут дать такие  сказки для детей? Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2.Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3.Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4.Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи,  у нас созданы следующие условия :
-наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, , канцтовары) ;
-практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании этого метода (конспекты занятий и т. д.) ;
-консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки) ; 
- наличие специалистов: психолог, логопед, учитель изодеятельности, которые работают с тесном содружестве.
Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:
-диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;
-взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;
-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;
При подборе материала для работы с детьми, стараемся  руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности.Сказкотерапия  направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.
     Сказкотерапия это:  
1.процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нём; 
2.процесс переноса сказочных символов в реальность;
3.созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого,моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;
4.терапия средой, особой сказочной обстановкой;
5.выявление и развитие творчесских способностей;
6.снижение  уровеня тревожности и агрессивности;
7.развитие способности к эмоциональной регуляции и естесственной коммуникации;
8.развитие умения преодолевать трудности и страхи;
9.формирование  навыков адекватного выражения эмоций;
10.укрепление  союза "Ребенок-Родитель-Педагог";
Задачи развития   речи  детей решаются  с помощью:
- перессказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок;  рассказывания сказок по кругу,   сочинения  сказок.
В педагогической работе особую роль  отводим просвещению родителей. Рассказываем о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультируем по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняем им о значимости семейного чтения, подчёркиваем его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.
В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.
Сказкотерапия  направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.


           Консультация для педагогов «Учим ребёнка общению».

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящих в обмене между ними информацией познавательного или  аффективно-оценочного характера. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

  Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

  Главная особенность развития общения, социализации детей раннего возраста – оно осуществляется только с помощью взрослых!

  Последовательность развития навыков общения ребёнка:

- развитие эмоций, создание благоприятного эмоционального фона;

- овладение ребёнком речью, развитие средств общения;

- стимулирование интереса к окружающим людям.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка раннего возраста:

*Создание атмосферы принятия (контакт глаз, улыбка и т. д.)

*Игры, способствующие развитию эмоций

*Психогимнастика

*Упражнения на подражание, инсценировки, этюды

*Музыкальные игры, потешки, песенки

*Насыщение детской жизни эмоциями, подвижные игры, развлечения, праздники, театр и т. п.

*Обыгрывание новых игрушек

*Чтение и обсуждение сказок, иллюстраций

*Элементы релаксации

*Обучение приёмам снятия напряжения- игры с песком, водой, глиной, рисование, лепка, выбивание подушек, массаж.

Развитие средств общения детей раннего возраста:

-Вопросы

-Словесные поручения

-Активизация речи в быту

-Побуждение к речи – создание проблемно-речевых ситуаций

-Ролевые игры

-Коммуникативные игры

-Чтение стихотворений, рассказывание сказок

-Подвижные игры с кричалками, песни-хороводы

-Знакомство со считалками, мирилками

-Игры-драмматизации

-Наблюдения, опыты на прогулках

Развитие потребности в общении, интереса к окружающим, формирование позитивного отношения к детям и взрослым

-Рассматривание фотографий детей, беседы типа «Мои друзья»

-Моделирование ситуаций

-Обучение позитивным способам общения, разрешения конфликтов

-Обучение  способам снятия напряжения

-Сопоставление поведения с этическими категориями «хорошо-плохо», «добро-зло» при обсуждении сказок

-Просьба оказания помощи

-Пересказ любимого мультика сверстникам и взрослым

-Телесно-ориентированные упражнения

-Коллективные развивающие игры

-Хороводы, подвижные игры, праздники, развлечения, театр

-Совместная творческая деятельность

При дефиците внимания, общения взрослых организм ребёнка раннего возраста реагирует различными отклонениями в поведении:

  • Упрямство – при излишнем давлении взрослых, отсутствии любви и уважения, нервном переутомлении, выражении несогласия
  • Сосание пальца, соски до 3-4 лет – при беспокойстве, чувстве одиночества, уходе в себя, дефиците ласки, воспитания
  • Нарушение сна – у эмоционально чувствительных детей со склонностью к страхам, тревоге
  • Онанизм – при активном темпераменте и повышенной потребности в разрядке психического напряжения, при частых физических наказаниях, ограничении активности, насильном кормлении, излишней строгости, чрезмерных ласках
  • Заикание, тики – перенапряжение, страхи, постоянное тревожное состояние, наследственная нервно-мышечная возбудимость, врождённая речевая, моторная и коммуникативная недостаточность
  • Плач – средство выражения избыточных чувств, жалоба, протест, обида, требование, каприз, страх, способ привлечения внимания

С целью профилактики и коррекции нарушений общения у детей дошкольного возраста, педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции  в сфере общения. Таким образом, педагог:

1.Владеет знаниями о способностях ребенка.

2.Сам обладает развитыми коммуникативными навыками, демонстрирует открытость к общению, его речь является образцом норм и правил человеческого общежития.

3.В общении с детьми и коллегами проявляет внимание, тактичность, помощь оказывает ненавязчиво, уважая интересы ребенка, его неповторимость. Воспитатель не воздействует на ребенка, а взаимодействует с ним, т.е. выступает в роли партнера.

4.Умеет планировать предстоящее общение: подбирать информацию, традиционные и нетрадиционные методы и формы его организации.

5.Обладает потребностью самосовершенствоваться в сфере общения, развивает в себе умение чувствовать настроение окружающих, эмпатию.

Советы для педагогов – чтобы ребенок рос общительным…

Должен быть психологический комфорт в коллективе – отсутствие агрессии и сверхопеки, безопасность и доверие, эмоциональная стабильность во взаимоотношениях.

Учите добру – проявлять сочувствие, поддержку, помощь. Обсуждайте вместе сюжеты сказок и мультфильмов, сопереживайте им и ищите способы помощи. Учите через нравственные эталоны «ДОБРО» и «ЗЛО» определять моральную ценность поступка.

Не оставляйте без внимания вопросы детей, постарайтесь если не сразу, то позднее, но обязательно ответить на них.

Насыщайте детскую жизнь эмоциями радости через сюрпризы, праздники, развлечения. Обогащайте интеллект ребенка с помощью поездок, прогулок, экскурсий и т.п., обсуждайте впечатления, побуждайте рассказать его об увиденном.

Игра «Комплименты»

Детям с проблемами в общении зачастую недостает добрых, ласковых, подбадривающих слов, обращенных к ним. От умения взрослых находить нужные слова зависит эмоциональное самочувствие ребенка. 
Участники игры располагаются по кругу. Необходимо внимательно посмотреть на соседа справа и мысленно определить положительные качества его личности. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе...». Каждый говорит комплимент своему соседу справа. После окончания игры участники обсуждают, что они чувствовали, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли им говорить и принимать комплименты.

В конце консультации педагогам выдаются буклеты: «Учим  детей общению», памятки для приёмных родителей: «Основные правила общения с ребёнком» и памятки: «Несколько советов родителям по эффективному общению с ребёнком».