Организация и совершенствование условий дошкольного образования на основе современных образовательных подходов.
статья

Серова Надежда Васильевна

Актуальной проблемой ФГОС ДО является организация  или совершенствование  условий, позволяющих решать качественно образовательные и социальные задачи, обеспечить возможность совместного пребывания ребенка и родителей в организуемом педагогами образовательном процессе, поиск новых  формы организации образовательного взаимодействия, в рамках которых возможно осуществлять задачи воспитания, обучения и развития ребенка с его законными представителями - родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_konferentsii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе.

Создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность - такова суть организации педагогического процесса. Современный взгляд на сущность процессов воспитания и развития,  нашедший  отражение в ФГОС ДО,  выдвигает организацию отношений мира взрослых и детей как одну из важнейших, фундаментальных целей образования.

Исследования в области социальной и детской психологии (А.Г.Асмолов, Ф. Дальто, А.Д. Кошелева, В.В. Лебединский, В. Оклендер, М.В. Осорина, В.И. Слободчиков, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.) обнаруживают прямую зависимость между характером взаимодействия субъектов педагогического процесса и эффективностью решения взрослыми задач содействия развитию ребенка, его воспитания и обучения.

Признание  главенствующей  роли семьи в воспитании ребенка, необходимость обеспечения преемственности социального развития ребенка на основе учета сложившихся в семье межличностных отношений при проектировании эффективного образовательного процесса обуславливают необходимость построения педагогического процесса в учреждении на основе инновационных образовательных подходов – игры, социальных практик, технологий индивидуальной поддержки. 

Изменение содержания, усложнение функций современного дошкольного образовательного учреждения и условий деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта управления, определили потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности. Личностно-ориентированный подход к ребенку закономерно порождает у педагога потребность к постоянному саморазвитию и профессиональному совершенствованию. К тому же в условиях стремительного развития современных средств массовой информации, благодаря чему быстро возрастает информированность воспитанников, педагог должен уверенно ориентироваться в самых различных областях знания. Тоже обязывающее обстоятельство. Важное место в профессиональном росте наших педагогов занимает освоение обновленного содержания образования и воспитания в детском саду, новых программ и технологий – в частности. Обусловлено это тем, что система управления дошкольным учреждением, сложившаяся ранее, в период властвования административно-хозяйственной системы, была ориентирована, главным образом, на результат, а не на сам педагогический процесс и его участников. В настоящее время она нуждается в совершенствовании и существенном обновлении, так как не способна решить весь комплекс личностно ориентированных задач, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», осуществить замену субъект-объектных отношений в системе «руководитель-педагог-ребенок-родитель» на субъект - субъектные, составляющие основу саморазвития каждой личности.

Управление образованием, отмечает Е. В. Бондаревская, из системы управленческих заданий и решений должно перейти в разряд личностно ориентированной деятельности, так как подлинным содержанием управленческого процесса становятся духовные ценности. Поэтому руководителям необходимо выработать новый подход в управлении, строящийся на уважении, доверии и успехе, ориентируясь, прежде всего на создание комфортных условий для созидательной деятельности педагогов с детьми, родителями и самовыражения в ней. При этом, очень важно, отмечает В. И. Зверева, демонтировать (творчески разрушить) старые, препятствующие обновлению связи в коллективе и затем осуществить перевод его из одной фазы развития в другую.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, мы пришли к выводу, что необходимо  учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.

Организация  или совершенствование  условий, позволяющих решать качественно образовательные и социальные задачи, обеспечить возможность совместного пребывания ребенка и родителей в организуемом педагогами образовательном процессе, должен проектироваться на основе следующих  ориентиров…

Индивидуализация образовательного процесса, учет интересов, возможностей и социальной  ситуации  развития  воспитанника.

В качестве образовательных приоритетов выбраны следующие:

- качество дошкольного образования во многом можно рассматривать как результат индивидуализации образовательной работы с детьми в учреждении,

- индивидуализация предполагает обеспечение образовательных маршрутов каждого воспитанника, реализуемых в полном объеме только в случае активизации роли семьи, а также эффективного взаимодействия педагогов с воспитанниками на основе игры как приоритетного вида детской деятельности,

- индивидуализация образовательного взаимодействия позволяет создать условия для активной коррекции и развития воспитанников, определяющих, в свою очередь, успешный школьный старт ребенка,

социальное взаимодействие и партнерство важно сориентировать на оптимизацию традиционных и поиск  новых форм предоставления услуг дошкольного образования.

Данные приоритеты позволяют выстроить  работу в  дошкольных учреждении,  в направлении развития и расширения социальных связей учреждения и форм социального взаимодействия с семьей, как одним из основных заказчиков образовательных  услуг в интересах ребенка, в целом.

Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности) оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка. Тем самым, решается одна из важнейших задач ФГОС ДО – осуществление преемственности дошкольного и начального школьного  образования  в целях обеспечения равного школьного старта детей, в т.ч. не посещающих ДОУ. Социализация ребенка с опорой на семью путем повышения ее педагогической компетентности и качества взаимодействия «педагоги-дети-родители».

    Известно, что детство, в особенности дошкольное -  время установления базовых отношений ребенка с окружающим миром, время формирования интуитивной уверенности ребенка в том, что «жизнь хороша и жить хорошо, а если станет плохо, ему помогут, его не бросят» (М.В. Осорина). Каждый ребенок в сотрудничестве с миром взрослых «работает» над проблемой моделирования мира, творчески постигая законы и закономерности его развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к экологическому образованию в ДОУ в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

«Эффективные формы и методы   экологического образования и воспитания, развития экологической культуры воспитанников  и обучающихся»...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях доу...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

"Дифференцированный подход, как способ эффективного совершенствования личности ребенка в условиях взаимодействия между участниками образовательных отношений"

      ФГОС ДО выдвигает перед педагогами дошкольных организаций требования к построению образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, и использование в ...

Совершенствование умений педагогов коммуницировать в цифровой среде в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье представлены организационно-педагогические условия организации коммуникации педагогов ДОУ в цифровой среде...