Педагогическая среда и методическая поддержка интеграции образовательных областей в ДОУ
статья

Косырева Светлана Анатольевна

В статье предлагаются к рассмотрению различные формы методической работы с педагогами. каждая из форм имеет свои специфические особенности, в том числе - педагогическая среда, как пространство, окружающее педагога в коллективе единомышленников. А также рассматривается методическая работа по повышению знаний педагогов об интегративном подходе к образовательному процессу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_sreda_.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическая среда и методическая поддержка интеграции образовательных  областей в ДОУ»

Заместитель заведующего

по воспитательной и методической работе

МБДОУ «Детский сад № 161» г.Рязани

Косырева С.А.

Список ключевых слов: педагогическая среда, продуктивные формы повышения квалификации, профессиональное мастерство, компетентность.

Сегодня в ДОУ необходимы новые подходы к организации методической работы. В нашем детском саду, прежде всего, созданы благоприятные условия для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. В  ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации: в методическом кабинете педагоги могут познакомиться с новыми методиками, программами и технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации; составлены каталоги педагогической и методической литературы, демонстрационного и раздаточного материала, аннотированный каталог интернет ресурсов для педагогов ДОУ; проводятся различные формы работы с педагогами, способствующие повышению профессиональной компетентности каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом.

Существуют различные формы методической работы, каждая из которых имеет свои специфические особенности и используется в работе нашего детского сада:

  1. Педагогические советы, включающие теоретический и аналитический материал, где педагогами и специалистами ДОУ представляются отчеты из опыта работы, итоги тематического и фронтального контроля, тренинги и анкеты для воспитателей.
  2. Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров является посильное участие всех педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.
  3. Ежегодно проводятся обучающие семинары-практикумы, по окончании которых обычно проводятся выставки игр, картотек и пособий, изготовленных педагогами по предложенным темам, проводятся мастер-классы, деловые игры и диспуты, повышающие профессиональное мастерство педагогов.
  4. Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ и календарном планировании.
  5. Широко используется методический час, где рассматриваем теоретические и практические вопросы. Педагоги делятся своими трудностями и проблемами, совместными усилиями ищем пути их решения.
  6. При проведении диспутов и круглых столов применяются разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, решение кроссвордов, Все это помогает уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.
  7. Еще одной формой повышения квалификации являются педагогические тренинги. Они преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления. Содержание тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций. Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества.

Диагностика является неотъемлемой частью работы методиста, особенно при повышении квалификации педагогических работников. Работа с ними в современных условиях должна строиться дифференцированно, с учетом запросов каждого. Именно это позволяет развить творчество и инициативу каждого.

Из опыта работы нашего детского сада мы можем предложить Вашему вниманию такую форму работы, как «Педагогическая среда».

Педагогическая среда—это не просто день недели… Это пространство, окружающее педагога в коллективе единомышленников.

В понятие Педагогической среды включается вся совокупность условий, в которых совершается  развитие педагогического творчества воспитателя, обогащение его знаний, рост его профессионализма.

Основной вопрос методического мероприятия под названием «Педагогическая среда»  -  “Что нового в области педагогики я узнала для себя за неделю?”

Содержание мероприятия:  воспитатели и специалисты делятся с коллегами  тем материалом, который является новым для них, а значит, может быть новым и для остальных педагогов.

Рассматриваются:

  • Методы и приёмы
  • Дидактические игры
  • Педагогическая литература
  • Случаи из практики работы
  • Опыт, полученный при просмотре телепередач
  • Результаты наблюдений
  • Информация после посещения городских методических мероприятий
  • и др.

Педагогические среды в системе работы занимают место обмена опытом, обмена информацией  и проходят в рамках работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Содержание представляемой информации определяется воспитателями. Например:

Выступление педагогов:

  • логопед - «Запоминаем буквы»
  • воспитатель - «Информация о методической литературе по теме самообразования»
  • воспитатель - «Информация с курсов повышения квалификации»
  • педагог-психолог—Игра-упражнение «Я учусь у тебя»
  • инструктор по ФК—Щёточный массаж
  • воспитатель—Из практики работы
  • воспитатель—ознакомление с методическими пособиями по мелкой моторике

После чего следует подведение итогов встречи.

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования достаточно актуальной стала проблема реализации принципа интеграции в организации образовательного процесса в ДОУ.

И здесь главное – как будет построена методическая работа по повышению знаний педагогов об интегративном подходе, его преимуществах, его внедрении в образовательный процесс. С целью формирования профессиональной компетентности педагогов в ДОУ была проведена система мероприятий, направленных на освоение ими принципов интеграции образовательных областей: педсоветы, семинары, консультации, открытые просмотры, тренинги.

В ходе данных мероприятий:

- был составлен план работы творческой группы;

- были выделены направления работы, которые для нас являются новыми;

- вносились изменения в комплексно-тематические планы;

- для повышения качества образовательного процесса принцип интеграции начал внедряться не только в непосредственно образовательную деятельность, но и в режимные моменты;

- проводились взаимопросмотры и анализ непосредственно образовательной деятельности, организованной с учётом интеграции образовательных областей;

- был создан и постоянно пополняется банк наиболее удачных интегрированных занятий.

В годовой план ДОУ были включены консультации, организован постоянно действующий семинар-практикум, на котором педагоги знакомятся с принципами построения интегративного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения. Проводятся мастер-классы на которых педагоги не только знакомятся с интересными приёмами и методами работы по интеграции, но и имеют возможность освоить их практически.

Обучение педагогов проводилось поэтапно. На первом этапе проводились коллективные и индивидуальные консультации, семинары, познакомившие воспитателей и специалистов с такими понятиями, как «образовательная область», «перечень образовательных областей», «интеграция содержания дошкольного образования», «виды интеграции», «аспекты реализации принципа интеграции образовательных областей».

На втором этапе, в процессе проведения мастер-классов и тренингов, педагоги осваивали самостоятельное проектирование образовательного процесса с учётом интеграции образовательных областей.

На третьем этапе педагогами были представлены собственные разработки интеграции образовательных областей (в виде «технологической карты»), проектирования совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, в результате проводимой работы:

- педагоги учатся решать задачи разных образовательных областей в рамках одной деятельности, внутри одной темы;

- учатся видеть формы интеграции, которые обеспечивают объединение образовательных областей, возможности координации различных видов деятельности, презентовать интеграцию образовательных областей посредством «технологической карты»;

- учатся проектировать педагогический процесс на основе интеграции ОО, с учётом комплексно-тематического принципа;

- осваивают технологии по использованию игровой мотивации при проведении образовательной деятельности.

На данный момент педагоги:

- самостоятельно разрабатывают комплексно-тематические планы, апробируют их на практике, отслеживают эффективность образовательной деятельности; исходя из этого планируют индивидуальную работу с дошкольниками;

- проектируют день, используя принцип интеграции образовательных областей;

- овладевают способами организации досуговых мероприятий, праздников, конкурсов и выставок; приёмами взаимодействия с семьями;

- применяют имеющийся опыт по реализации принципов интеграции и комплексно-тематическому выстраиванию образовательного процесса.

Комплексность подхода, обеспечивающего развитие детей во всех пяти областях, утверждённых ФГОС ДО, в нашем учреждении успешно осуществляется с помощью комплексно-тематического планирования.

Выбор определённой темы распространяется на пять образовательных областей и на все структурные единицы образовательного процесса. В результате получается не разбитый на части, а целостный образовательный процесс, что позволяет ребёнку освоить тему в разных видах деятельности, усвоить большой объём информации, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, осмыслить взаимосвязь между предметами и явлениями. Выбор тем осуществляется по календарно-событийному принципу.

Интеграцию образовательных областей и видов деятельности можно представить в виде технологической карты:

Тема______________________________________________________

Образовательные области

Задачи развития

Формы реализации задач

Формы взаимодействия детей и взрослых

Вид деятельности

Содержание деятельности

Такая карта помогает воспитателям:

- объединить образовательные области;

- спроектировать совместную и самостоятельную деятельность детей;

- определить её содержание и конечный продукт.

При этом педагоги смогут на занятии решать сразу несколько задач из различных образовательных областей, а дети смогут освоить содержание разных разделов программы в параллели, что позволяет сэкономить время для организации самостоятельной и игровой деятельности.

Алгоритм действий педагога:

  1. Выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребёнка (проектирование образовательного процесса по теме недели).
  2. Отбор содержания из разных образовательных областей.
  3. Выделение события недели и основной формы организации деятельности.
  4. Формулировка обучающих, развивающих и воспитательных задач для каждого ребёнка и группы в целом.
  5. Отбор методов и приёмов работы.
  6. Составление циклограммы видов деятельности на неделю.
  7. Практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели.
  8. Продумывание и организация процесса обсуждения с детьми события недели с подчёркиванием роли каждого ребёнка в его подготовке и проведении.
  9. Фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический тренинг Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областе

Презентация, практический материал к тренингу.Тренинг проводили в марте 2011 года в рамках проведения городского конкурса "Инновационного опыта по введению ФГТ".  (I Место)...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

Организация предметно-развивающей среды по видам музыкальной деятельности с учетом интеграции образовательных областей. ( Методический материал)

Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда, еще до выхода в свет новых ФГТ. Такие виды занятий как комплексные, тематические и интегрированные были в арсенале музыкальных руково...

Выступление на педагогических чтениях: «Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями, как путь развития творческих способностей дошкольников».

Интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления соврменного образования.Интеграция позволяет включать педагогов и воспитанников в актвиный совместный творчес...