Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности (деревни, села, поселка, небольшого города)
статья

Данный материал представляет собой опыт работы МДОУ "ЦРР- детский сад "Колосок" в соответствии с современными требованиями дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

   Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности (деревни, села, поселка, небольшого города)

               Одной из самых актуальных и значимых тем в дошкольном образовании является поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и его самоценности, что является ведущей идеей деятельности МДОУ «ЦРР - детский сад «Колосок».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Колосок» с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области» - современное дошкольное образовательное учреждение, с функционированием 8 возрастных групп. ДОУ осуществляет свою деятельность в режиме развития – что трактуется как «изменение качества образовательного процесса в соответствии с современными тенденциями» и подтверждает статус «Центра развития ребенка» полученный  в 1998 году в числе первых дошкольных учреждений области в сельской местности.

    Модель дошкольного образования в МДОУ  «ЦРР - детский сад «Колосок»  представляет собой комплекс мероприятий, направленных на личностное развитие ребенка. Он разработан на основе основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом проекта примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.Е., Комаровой, М.А. Васильевой

Деятельность ДОУ регламентируют нормативно-правовые основы, одними из основных являются:

Федеральный уровень

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

4.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Региональный уровень

1.Приказ министерства образования Саратовской области от 24.04.2014 № 1177 «Об организации научно-методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – План-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО в ОУ области (№ 1177).

Уровень ДОУ

1.Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад «Колосок» с.  Ивантеевка  Ивантеевского района Саратовской области.

    Основной целью работы дошкольного образовательного учреждения является:

Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Комплекс мероприятий в рамках реализации Модели

      На основе потребностей детей, социального заказа родителей и общества в рамках реализации Модели дошкольного образования особое внимание отводится работе по приоритетным направлениям, целью которых является воспитание здоровой личности дошкольника и развитие творческого потенциала детей. Полученные навыки позволяют дошкольнику реализоваться в других социальных институтах села при переходе на начальную ступень образования.

Физкультурно-оздоровительное направление предусматривает углубление задач, включение современных технологий. Наряду с традиционными методами, приемами работы используются инновационные: дыхательная и корригирующая гимнастика, точечный массаж, использование  элементов  ритмической гимнастики, обучение плаванию. Воспитанники дошкольного учреждения посещают секции хоккея, футбола  в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей», секцию плавания в ФОК, школу искусств, детские объединения при Доме культуры. 

    Художественно-эстетическое направление  предусматривает углубленную работу по развитию творческой личности дошкольника. Проведение театральных фестивалей является традиционным, но особо значимым является предоставление возможности  детям ощутить себя настоящими актерами, самоутвердиться среди сверстников.

   Деятельность  в рамках реализации Модели строится по комплексно-тематическому принципу. 

В комплекс мероприятий входит осуществление образовательной деятельности по принципу интеграции образовательных областей, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Инновационный подход

к организации образовательного процесса в ДОУ

  • Содействие и сотрудничество
  • Обогащение развития
  • Позитивная эмоциональная атмосфера и положительные эмоции
  • Работа в зоне ближайшего развития
  • Поддержка детской инициативы и интересов
  • Право на ошибку
  • Всемерная поддержка игры

Специфика инновационного подхода в ДОУ

  • Процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения через игру, познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.
  • Организация образовательной работы с воспитанниками осуществляется индивидуально, по подгруппам и группой, а также используется работа в парах, тройках, малыми группами.
  • Одним из развивающих аспектов Модели является педагогическая система М. Монтессори. Основным отличием инновационного метода от традиционной деятельности дошкольного образования, является предоставление ребенку свободы выбора материала для занятий. Формы организации и проведение образовательного процесса направлены на стимулирование ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Воспитатель занимает позицию консультанта, помощника. Он ненавязчиво направляет ребёнка по ступеням развития, для каждого этот путь – индивидуален. Основной девиз метода звучит так: "Помоги мне сделать это самому!"

    Исходя из многолетних наблюдений доказано, что методика М.Монтессори обеспечивает углубленное развитие, выпускники данной группы имеют большую внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения  и внутренней дисциплиной.

В соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. № 26 особое внимание уделяется самостоятельной деятельности детей.

  • Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивает выбор каждому ребенку  деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  • Организованная воспитателем деятельность воспитанников, направляет ребенка  на самостоятельное решение задач.

Реализация дополнительных программ

     В рамках реализации Модели, в соответствии с Уставом ДОУ, с учетом приоритетного направления, интересами и потребностями воспитанников и родителей, организована студийно - кружковая работа специалистами и воспитателями детского сада. Реализация дополнительных программ обеспечивает право и возможность каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями.

Особо востребованы студийно - кружковая деятельность инновационного значения:

  • Обучение детей навыкам правильного дыхания (кружок «БОС - Здоровье»);
  • Обучение плаванию (секция «Моржи»);
  • Театральная студия «Золотой ключик»;
  • Музыкальная студия «Песенка – Чудесенка»;
  • Студия «Фантазия»;

 

             Особое внимание в МДОУ «ЦРР – детский сад «Колосок» отводится работе учителя-логопеда и педагога-психолога. Свою деятельность специалисты строят с учетом особенностей развития и специфических образовательных потребностей каждой категории детей. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения, охрана жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

Особенности традиций ДОУ

      Благодаря сообществу педагогов, детей и родителей в детском саду сложилась благоприятная атмосфера жизни.  Взаимоотношение детей между собой, детей и взрослых имеют свои традиции и содержат инновационный подход. Благодаря им,  сформировался неповторимый уклад жизни детского сада, компетентный подход при взаимодействии друг с другом.

Особо значимыми для развития эмоционального интеллекта, создания доброй, психологической атмосферы являются:

  • «Утреннее приветствие» или «Утро радостных встреч».
  •  «Сладкий вечер».
  • «Круг хороших воспоминаний».
  • «День рождения».

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

В МДОУ «ЦРР - детский сад «Колосок» с.Ивантеевка создана инновационная система сотрудничества с семьями воспитанников.

     Сотрудничество с семьями воспитанников спланировано с единой целью: «Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья».

     В поиске установления контактов с семьями воспитанников педагоги используют приемы взаимодействия, которые играют важную роль в инновационной системе сотрудничества.

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
  • Индивидуальный подход.
  • Сотрудничество, а не наставничество.
  • Готовимся серьезно
  • Динамичность.

Формы взаимодействия:

  • Совместное творчество родителей и детей.
  • Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.
  • Совместное чаепитие детей и родителей.
  • Благоустройство участков.
  • Индивидуальная работа с родителями и детьми
  • Семейные ценности.
  • Педагогическая мастерская
  • Пропаганда педагогических знаний
  • Бюллетень, буклет
  • Посещение образовательной деятельности.
  • Участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях
  • Почта Доверия
  • Консультации.
  • Совместные экскурсии.
  • Дни открытых дверей.
  • Совместное создание предметно – развивающей среды
  • Совместное создание предметно – развивающей среды

 

Система  сотрудничества  с родителями  на родительских собраниях выстроена с применением инновационных форм взаимодействия.

  • Проведение мастер класса.
  • Вручение благодарственных грамот.
  • Знакомство с новыми семьями.
  • Дискуссия
  • Педагогический всеобуч
  • Фото-презентация.
  • Телефон доверия.
  • Видео-презентация
  • Вручение памяток, буклетов
  • Письменные отзывы о проведенном собрании

Комплекс организационно-технических работ

по созданию условий в ДОУ

   МДОУ «ЦРР - детский сад «Колосок» осуществляет свою деятельность на основе санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Учреждение соответствует правилам пожарной безопасности.

Имеются:

  • система освещения – совмещенное.
  • система пожарозащиты – АПС.
  • Система оповещения «Тревожная кнопка"
  • Система охраны (видеонаблюдение, домофон)

   В учреждении созданы все условия для развития детей: оборудованы Монтессори – группа, кабинет БОС - Здоровье, 2 физкультурных и 2 музыкальных зала, изостудия, логопункт, лицензированный медицинский кабинет. Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной среды позволяет легко адаптироваться в условиях реализации ФГОС. МДОУ оснащено необходимым современным техническим оборудованием, в достаточном количестве имеется мягкий и жесткий инвентарь, необходимая мебель.

     Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон-центров, материал которых соответствует возрасту детей. Все центры оснащены большим количеством развивающих материалов – книгами, игрушками, материалами для творчества, развивающим оборудованием и т.д.    

   Имеется все условия для комфортного и безопасного обеспечения жизнедеятельности дошкольника.

Участники реализации Модели

      Данная модель предусматривает взаимодействие личностно-развивающего и гуманистического характера  взрослых: родителей (законных представителей), педагогических работников и детей. Важным фактом взаимодействия является уважение к личности ребенка.

Центр развития ребенка посещают дети от 2 до 7 лет.

Кадровые условия реализации Модели дошкольного образования

     МДОУ «ЦРР - детский сад «Колосок»  работает по индивидуальному штатному расписанию. Укомплектованность ДОУ руководящими, педагогическими и иными работниками составляет 100 %.

    Непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ составляет 100%. Педагоги своевременно проходят курсы повышения квалификации, а также повышают свой профессиональный уровень путем посещения вебинаров, конференций, представляют свой педагогический опыт в конкурсах различного уровня, изучают опыт других педагогов взаимодействия с детьми и родителями.

     Все педагоги в совершенстве владеют компьютерными технологиями, используют в своей работе инновационные методы и формы работы.

    Уровень квалификации административно - хозяйственных работников ДОУ и учебно-вспомогательного персонала соответствует квалификационным требованиям.

Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях ДОУ, удовлетворяет социальный заказ родителей (законных представителей), что находит подтверждение в многочисленных благодарственных письмах и отзывах. Требования к качеству образования позволяют систематически корректировать комплекс мероприятий и работ по реализации Модели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (приложение к основной образовательной программе дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ) образовательной области «Художественное творчество». Группа старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

   Данная рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы дошкольного образования, утверждённой на заседании педагогического совета МБДОУ  № 74...

Конкурс. АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ...

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....

Статья "Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста в условиях сельской местности".

В представленной статье мною рассматривается вопрос организации профилактики девиантного поведения дошкольников. В работе также указаны причины, затрудняющие разработку и внедрение первичной профилакт...

Консультация "Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования"

Консультация  «Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования»...

Организационная модель инклюзивного образования, реализуемая в условиях детского сада.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обес...

«ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ»

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....