Конкурс. АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
статья по коррекционной педагогике

Алахтаева Азария Петровна

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ссылка на источник:
Алахтаева А. П. Актуальность логопедической работы в условиях сельской местности // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы III Международной научно-практической конференции (Красноярск, 19 августа 2014 г.). – Красноярск: ИЦ «Инспаер», 2014. - C. 5-7.


АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ


Азария Петровна Алахтаева


МБДОУ «Куйбышевский детский сад «Колобок»,
воспитатель,
Республика Хакасия, с.Куйбышево,
Россия


Овладение языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Общеизвестно, что успешность развития речи во многом определяется окружающими ребенка взрослыми, их ролью в процессе общения и обучения ребенка для того, чтобы его речь формировалась правильно и своевременно.

Ключевые слова: Ключевые слова: речь, дошкольники, логопедическая работа.


В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из главных составляющих воспитания и обучения детей, т. к. от ее развития, связности, правильности, словарного богатства зависит успешность обучения в школе, коммуникативное и интеллектуальное развитие ребенка. Речь – психический процесс, с которым связано развитие высших отделов психики, поэтому определение направлений и условий развития речи детей относится к числу важнейших педагогических задач, а проблема развития речи ребенка является одной из самых актуальных проблем современной педагогики.

Это значимо для нормально развивающегося ребенка, но еще более важно для дошкольников с речевыми нарушениями. Л. С. Волкова и С. Н. Шаховская одной из острых современных проблем в работе с данной группой детей называют проблему ранней профилактики и устранения речевых нарушений. Авторы указывают на необходимость творческой и научно обоснованной разработки содержания, методов обучения и воспитания детей как в специальных детских садах, так и в садах обычного типа. Необходима «последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений, обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений, совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи и многое другое для решения проблем речевого развития детей с нарушениями» [1, с. 19].

Проблема эта актуальна и для сельской местности, но ее сложность усугубляется в силу элементарной нехватки специалистов. На территории Аскизского района, например, из 15 поселений детские сады общего типа имеются только в 10 населенных пунктах, а педагог-логопед работает только в детских садах районного центра. В то время, как потребность в таких специалистах крайне необходима во всех селах района.

В инструктивно-методическом письме о работе учителей-логопедов при общеобразовательных школах говорится, что «наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы» [3]. В то время, как в общеобразовательной школе нашего населенного пункта, например, в каждом классе начальной школы есть дети, которым требуется помощь логопеда. Они не прошли курс коррекции, поступили в школу и испытывают определенные трудности в обучении. Г. В. Чиркова пишет, что у таких детей «обнаруживается недостаточная готовность к усвоению письма и чтения (возникает стойкая дисграфия, дислексия), выявляются трудности речевой коммуникации, формирования сложных форм монологической речи, особенности словесно-логического мышления и другое» [2].

Конечно, медико-психолого-педагогические комиссии направляют родителей в республиканские центры, но решение проблемы зависит исключительно от ответственности, энтузиазма, образованности родителей, в отдельных случаях, даже от их материального положения. Это точечный результат, который наблюдается в условиях сельской местности крайне редко. В большинстве своем, речевые проблемы ребенка, а затем и взрослого человека сопровождают его всю жизнь.

Это тем более печально в современных условиях, когда логопедия достигла существенных успехов. Цитируемые выше авторы отмечают, в частности, что «в настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психологического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии. Изучаются речевые нарушения при осложненных дефектах. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические, нейропсихологические методы исследований. Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей, разрабатываются приемы и методы предупреждающей развитие дефекта логопедии» [1, с. 20]. Все направлено на то, чтобы сделать коррекцию речевых нарушений как можно более ранней, но нехватка специалистов, отсутствие знаний в области логопедии у работников образовательных учреждений сдерживает решение проблемы.

Таким образом, в современных социально-экономических условиях злободневным является развитие в сельской местности системы логопедической помощи детям с нарушениями речи. Остроту приобретает и поиск путей и современных средств оказания логопедической помощи детям, проживающим в сельских регионах, оценка ее эффективности.


Cписок литературы:

  1. 1. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. – М., 1987.
  2. 2. Чиркова Г. В. Актуальные проблемы развития логопедической науки // Дефектология. – 2012. – № 1.
  3. 3. Ястребова А. В., Бессонова Г. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителей-логопедов при общеобразовательной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа в условиях ГБОУ детского сада общеразвивающего вида.

Данная презентация знакомит с системой работы учителя-логопеда в условиях ГБОУ детского сада общеразвивающего вида. Презентация создавалась для родительского собрания, может быть использован...

Организация логопедической работы в условиях комбинированного детского сада

Осуществление коррекции речевых нарушений у дошкольников в условиях комбинированных групп...

Индивидуальная логопедическая работа в условиях ГБОУ

Бланк №1. Индивидуальная работа с детьми с заиканием в логопедической группе.Бланк №2. Индивидуальная работа с детьми на логопункте общеобразовательного дошкольного учреждения....

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....

Статья "Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста в условиях сельской местности".

В представленной статье мною рассматривается вопрос организации профилактики девиантного поведения дошкольников. В работе также указаны причины, затрудняющие разработку и внедрение первичной профилакт...

Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности (деревни, села, поселка, небольшого города)

Данный материал представляет собой опыт работы МДОУ "ЦРР- детский сад "Колосок" в соответствии с современными требованиями дошкольного образования....

«ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ»

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....