Сборник, описывающий опыт организации детско-взрослых сообществ в условиях сельской местности.
учебно-методический материал

Грибкова Ольга Александровна

Сборник, описывающий опыт организации детско-взрослых сообществ в условиях сельской местности Ярославского, Первомайского, Ростовского, Борисоглебского, Некоузского и Даниловского муниципального районов.

Авторы - педагоги проблемной группы межрегиональной научной лаборатории «Педагогика сельской школы» научного центра Российской академии образования, созданного на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, научный руководитель проекта: Байбородова Л.В., профессор, доктор педагогических наук.

В сборнике опубликованы статьи педагогов нашей школы: Кузнецовой Н.М ., Сальниковой Е.В., Деруновой И.А., Савельевой З.В., Грибковой О.А., Виноградовой Н.В. , Соколовой И.М.Большая часть представленных материалов принадлежит педагогическому коллективу Первомайской средней школы Первомайского МР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10b4-00083a8b-7a9e3fa9.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-взрослые сообщества в условиях сельской местности

Ярославль

2024


УДК

ББК

В 40

В 40Детско-взрослые сообщества в условиях сельской местности: учебно-методическое пособие; под ред. М.А.Арипова, Л.В.Байбородовой, Т.В.Лушниковой Ярославль: 2024. - ____ стр.

В данном методическом пособии представлен опыт педагогов по организации детско-взрослых сообществ в условиях сельской местности, результаты деятельности проблемной группы межрегиональной научной лаборатории «Педагогика сельской школы»при ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Рассматриваются педагогические условия, средства, технологии создания и организации деятельности объединений школьников, их родителей и жителей села различных типов. Представленытеоретические положения, методическиематериалы, проекты, программы, разработки мероприятий, организованных детско-взрослыми сообществами.

Учебно-методическое пособие рекомендовано руководителям и педагогам образовательных организаций, методистам, студентам педагогических колледжей и вузов.

ISBN


Оглавление

Введение

1. Педагогическое обоснование формирования детско-взрослых сообществ в сельской школе

  1. Л.В. Байбородова

Детско-взрослые сообщества как механизм развития воспитательной системы сельской школы

  1. Т. А. Семейкина, Е.В. Виноградова, Л.С. Колобова, Г.В. Пугачева

Детско–взрослые сообщества как фактор саморазвития субъектов образовательных отношений

  1. Л.В. Демидова

Эффективные практики развития детско-взрослых отношений в условиях малочисленной сельской школы

  1. Е.В. Виноградова

Проектная деятельность как основа детско-взрослых сообществ

  1. О.А. Запевалова, И.В. Курицына, И.В. Макарычева

Формирование функциональной грамотности у участников детско-взрослых сообществ

  1. Е.В. Сальникова , И.А. Дерунова

Организация детско-взрослых сообществ в Первомайской средней школе

А.А. Травникова, Е.Б. Железова, Н.А. Панова, Я. А. Малиновская

Дистанционное взаимодействие в детско-взрослом сообществе как путь повышения имиджа сельской школы

#1058;.А. Семейкина, Е.В. Мулкаманова

Воспитательные и образовательные возможности обучения в разновозрастных группах

2. Опыт деятельности детско-взрослых сообществ

Н.Е. Смирнова

Организация краеведческой работы в детско-взрослых сообществах

#1058;.А. Семейкина, К.Д. Сустретова, Е.В. Мулкаманова

Формирование навыков профессиональной подготовки обучающихся через участие в конкурсеWorldSkillsпо направлению «Ландшафтный дизайн»

М.А.Арипов, Т. В. Лушникова

Военно-патриотический клуб как форма организации детско-взрослых сообществ

В.И. Лихоманова, М.А.Арипов

Отчет о работе детско-взрослого сообщества «Экология. Первые шаги»

Е.И. Долинина

Задачи деятельности детско-взрослого сообщества экологической направленности «ЭКСОЮН»

#1053;.Ю. Малинина

Сотудничество детей и взрослых в сообществе «ЭКСОЮН»

О.А. Грибкова, Н.В. Виноградова

Детско-родительское сообщество «Растём вместе»: практика дошкольной группы

Н.М. Кузнецова

Организация деятельности творческого объединения «Радуга»

Е.В. Сальникова, И.А. Дерунова

Организация деятельности объединения «Литературное краеведение»

И.М. Соколова

Организация деятельности семейного клуба«Корабль надежды»

  1. Т.А. Семейкина, Е.В. Мулкаманова

Инновационный проект «Разновозрастные сообщества взрослых и детей»

3. Проекты организации деятельности детско-взрослых сообществ

Т.Ю.Бухалова

Паспорт детско-взрослогоисследовательского проекта «Птицы – наши друзья»

И.В. Макарычева

Программадетско-взрослого сообщества «Школа дорожных наук»

Т.А. Гаврикова

Программа детско-взрослого сообщества «Спортивный клуб«Заря»»

О.А. Запевалова

Программадетско-взрослого сообщества «По зову сердца»

З.В. Савельева

Программа сообщества по духовно-нравственному воспитаниюпри Первомайской средней школы

Е.В. Сальникова, И.А. Дерунова

Программа детско-взрослого сообщества «Литературное краеведение»

И.М. Соколова

Программа взаимодействия детей и взрослых «Корабль надежды»

Л.В. Рогушкина, Е.Н. Ляпина

Программа детско–взрослого сообщества «Растем вместе»

О.А. Запевалова

Программадетско-взрослого сообщества «Читательский клуб»

И.М. Соколова

Проект «Детско-взрослые сообщества как фактор саморазвитиясубъектов образовательных отношений»

Авторский коллектив МОУ Ананьинской ОШ Ярославского МР

Программа инновационного проекта «Детско-взрослые сообщества как фактор саморазвития субъектов образовательных отношений» муниципального общеобразовательного учреждения «Ананьинская основнаяобщеобразовательная школа»Ярославского муниципального района

4. Методические материалы и разработки мероприятий в детско-взрослых сообществах

Л.В. Демидова

Договор о совместной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения Чепоровская основная общеобразовательнаяшкола и Структурного подразделения (филиала) МАУ РМР «Районный центр культуры и народного творчества» Петровская культура, сектор Чепоровский СДК в сфере образования

  1. Т.А. Новожилова

Сценарий праздничного концерта «День России» для обучающихся МОУ Чепоровской ООШ, жителей и гостей села Чепорово

  1. И.В. Курицина

Планработы инновационной деятельностиМОУ Воскресенской СОШ в рамках работы проблемной группы “Обучение и воспитание в разновозрастных группах” на 2022- 2023 учебныйгод

  1. О.А. Грибкова О. А., Л.В. Рогушкина

Организованная образовательная деятельность «Светлая Пасха»

Сведения об авторах


Детско-родительское сообщество «Растём вместе»: практика дошкольной группы»

О.А. Грибкова, Н.В. Виноградова

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, перед детскими садами и дошкольными группами встают новые задачи, связанные с непосредственным вовлечением родителей в образовательную деятельность, а реализация образовательных проектов совместно с семьей – это способ выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив детей и взрослых.

Целью работы дошкольных групп Первомайской средней школы стало разработка и использование особой формы сотрудничествапедагогов, детей, родителей, представителей общественности, оказывающих содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности. Путем совместных поисков педагоги, родители, партнеры пришли к выбору новой формы образовательной деятельности – организации детско-взрослого сообщества «Растем вместе».

Направления работы нашего сообщества: социальное, экологическое,пропаганда здорового образа жизни,волонтерское движение и другие.

Значимым событием для становления сообщества стала реализация проекта «Профориентация детей дошкольного возраста».

Первый этап – постановка задач проекта. В процессе наблюдения за играми детей дошкольников, проведения диагностики мы пришли к выводу, что дети частично осведомлены о деятельности многих профессий, а сюжет ролевой игры недостаточно насыщен и разнообразен.Проведя опрос детей, сделали вывод, что многие хотели воспитанники бы узнать о той или иной профессии поподробнее. Проведя анкетирование среди родителей «Каким я вижу своего ребёнка» выяснили, что каждый родитель желает, чтобы его ребёнок получил хорошее образование и занимался, так называемой, «престижной» профессией. Но ведь будущую профессию должен выбирать не родитель, а сам ребёнок! Задача взрослых – помочь ребенку самому сделать в будущем осознанный выбор профессии.

На следующем этапа взрослые помогли познакомиться детям с профессиями родителей, самых близких для них людей. Воспитанники побывали на работе у пап и мам, бабушек и дедушек. Итогом стала выставка работ «Один день на работе у мамы (бабушки, папы, дедушки)», где дети представили рисунки и другие творческие работы, сделанные совместно с членами семьи, рассказывающие о профессии родителей. В результате оказалось, что познакомились не только с профессиями, но и узнали много нового о самых близких и о том, какими важными делами они занимаются.

Для знакомства с другими профессиями обратились к представителям разных предприятий и учреждений нашего села. Социальными партнерами были организованы экскурсии в библиотеку, амбулаторию, парикмахерскую, пожарную часть, магазин, на почту, на пищеблок детского сада. Специалисты рассказали о своей профессии и показали на практике, чем они занимаются. Библиотекарь познакомил детей не только со своей работой, но и с новыми современными профессиями (дизайнер, биоинженер, косметолог, программист и другие). С профессией актера, певца юных исследоватетей познакомили работники дома культуры и предложили дошкольникам самим выступить на сцене. В дальнейшем, дети и взрослые организовали концерт для бабушек и дедушек Центра социального обслуживания населения.

В рамках проекта, педагогами дошкольных групп были организованы «Встречи с интересными людьми-земляками». Во время этих встреч дети познакомились с местными поэтами: Кругловой Татьяной Константиновной и Троян Лидией Александровной, нам удалось пообщаться лично с Александром Константиновичем Петровым – художником-мультипликатором. После встречи с ним, наши дошкольники захотели сами побыть художниками-мультипликаторами и создать мультфильм.

О профессии гончара и художника дошкольникам сообщили родителиво время занятия по теме «Ярмарка», а на занятие по теме «Пожарный» были приглашены профессиональные пожарные, которые рассказали детям о своей работе, продемонстрировали специальную одежду, средства защиты. На занятии «Повар» присутствовал повар дошкольных групп. Дети задавали вопросы, а гость отвечал, рассказывал о своей работе. Так дошколята попробовали себя в роли журналистов – брали интервью.

Продуктивная деятельность по данной теме была очень разнообразна. Одной из самых интересных для детей была выставка коллажей «Профессия моей мечты», где дети совместно с родителями представляли себя в образе представителя какой-либо профессии.

В старшей разновозрастной группе были проведены мероприятия, направленные на воспитание у детей трудолюбия, уважения к своему и чужому труду.

Участвуя в акции «Посади своё дерево», дети, совместно с родителями, принесли саженцы деревьев и посадили их на участке детского сада, а во время проведения акции «Вырасти цветок» дети и взрослые весной посеяли семена цветов и поставили их в группе, ухаживали за ними, а в начале лета высадили цветы на клумбу на прогулочном участке дошкольной группы.

Дети младшей разновозрастной группы совместно с родителями выращивали дома растения (лук, горох, овес) ухаживали за ними, наблюдали их рост. Свои наблюдения фиксировали с помощью рисунков, аппликации, записей в «Дневниках наблюдений»: «Что мы посадили», «Первый росток», «Чем полезно растение».

Анализируя проделанную работу, педагоги, родители, социальные партнеры поняли, что она дала положительные результаты: воспитанники стали организовывать свою сюжетно-ролевую игру более осознанно, разнообразно; научились уважать свой и чужой труд; узнали особенности разных профессий.

Проведя итоговое анкетирование среди родителей, увидели, что многие из них осознали необходимость работы по профориентации в дошкольном возрасте. Они стали более серьёзно относиться к разговорам о будущей профессии со своими детьми.

Таким образом, выполняя одно общее дело, педагоги, дети, родители и представители общественности образуютдетско-взрослое сообщество, которое предполагает партнерскую позицию, выраженнуюдевизом: «Мы все включены в совместную деятельность, не потому что обязаны, а потому что есть желание и мы все хотим этим заниматься».

Организованная образовательная деятельность«Светлая Пасха»

(группа дошкольного возраста, воспитатели, родители, библиотекарь)

О.А. Грибкова, Л.В. Рогушкина

Цель: Формирование представлений о традициях празднования Пасхи.

Задачи:

Образовательные:

#1059;точнять и систематизировать представления детей о народном православном празднике Пасха, о его истории.

#1060;ормировать представления детейо традициях и обычаях празднования Пасхи (сервировка стола, куличи, пасхальные яйца и игры).

#1055;обудить детей к созданию продукта своей деятельности:

– учить украшать пасхальный кулич (дети 4-5 лет);

– учить сервировать праздничный пасхальный стол (дети 5-6 лет),

– учить рисовать растительный или геометрический узор на объёмной форме-яйце (дети 6-7 лет).

Развивающие:

#1056;азвивать коммуникативные навыки: способность слушать и слышать друг друга, умение общаться, договариваться.

#1056;азвивать связную речь:

умение составлять рассказы изличного опыта о куличе по схеме-рисунку (дети 4-5 лет);

умениесоставлять рассказы изличного опыта о пасхальных яйцах-книжках-малышках (дети 5-7 лет).

3. Развивать художественно-творческие способности.

#1056;азвивать чувство ритма, цвета и композиции.

Воспитательные:

#1042;оспитывать любовь и уважение к культуре своего народа.

2. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, фотография Спасского храма, пасхальные яйца; запись «Пасхальный благовест»; видеозапись «звон колоколов»; 3 сундучка с атрибутами Пасхи; книжки-малышки, ваза с пасхальными яйцами, кулич; презентация «Сервировка стола», материал для творческой деятельности детей.

Этапы организованной образовательной деятельности:

1 этап: Мотивирование к деятельности.

На интерактивной доске-фотография Спасского храма, пасхальные яйца; звучит запись «Пасхальный благовест».

Ведущий:

– Что вы видите на интерактивной доске? (храм, разноцветные яйца).

– Почему эти предметы появились сегодня у нас? (Праздник Пасха).

– Что за музыка звучала? (звон колоколов).

– Кто знает, как называется этот звон?

– Давайте спросим у Медведевой Марии Александровны- прихожанки Спасского Храма

Мария Александровна: « В Пасху колокола в Храмахзвонят особенно торжественно. Этот звон называется Пасхальный блАговест. По старинному русскому обычаю в пасхальную седмицу любой человек может прийти на колокольню и позвонить в колокола в честь большого праздника. Я предлагаю вам посмотреть видео, где звонари исполнят праздничный звон».

– Кто знает, что это за праздник Пасха? (Святой праздник, праздник начала весны, день любви и милосердия, воскресение Иисуса Христа).

Ведущий:

–Пасха-день любви имилосердия.Какие добрые дела совершал Иисус Христос?(Исцелял больных, помогал бедным; учил, как нужно правильно поступать; учил любить близких людей и Бога).

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Добрые дела». Встаньте с другом в пару, я раздам сюжетные картинки, вы внимательно их рассмотрите и скажете, какой добрый поступок изображен на вашей картинке.

– Почему вы так решили?

– Молодцы!

– Какие добрые дела совершаем и можем совершать мы? (рассказы из личного опыта).

Вывод: Давайте будем всегда внимательны к старшим, добры к нашим четвероногим и пернатым друзьям, и постараемся не обижать младших.

2 этап. Создание проблемной ситуации.

На столике удивления лежат три сундучка:

1 сундучок – кора дуба, моток ниток, кастрюля.

2 сундучок – изюм, орехи.

3 сундучок – веточка вербы, цыпленок, пасхальные яйца.

– Что вы видите на столике? Дети, вы хотите узнать, что лежит в сундучках? (Да).

– На сундучках наклеены символы Пасхи: солнышко, зайчик и цыпленок. У вас тоже наклеены эти символы.

3 этап. Открытие «удивительное рядом».

– Найдите такой же символ у мам, присутствующих здесь и подумайте вместе, почему же эти предметы находятся в ваших сундучках.

(Совместное решение проблемного вопроса).

Презентации творческих работ мам и детей (книжки-малышки):

1.Обучающиеся с мамами выходят с красивым куличом.

Вова Б.: В нашем сундучке лежат продукты для украшения кулича.

Мама: «Пасхальный кулич –символ праздника Пасхи. Готовится один раз в год. У каждой хозяйки свой рецепт».

Ваня Х.: «Мы тоже дома, вместе с мамой на Пасху пекли вкусный кулич: из муки, яиц, сахара; тесто разложили вформочки, испекли и красиво украсили (показывают книжку-малышку).

2. Обучающиеся с мамами с крашеными яйцами.

Настя Ц.: «Мы нашли в нашем сундучке кору дуба, нитки и поняли, что эти предметы нужны для крашения яиц».

Мама: «На Пасху принято красить яйца. Яйцо-символ новой жизни, символ солнца, любви и надежды». Перед Пасхой мы нашли информацию о росписи пасхальных яиц.

Матвей К.: «Я узнал много познавательного о яйцах-крашенках,когда с мамой мастерил книжку и сейчас об этом расскажу(показывает книжку-малышку).

Полина Х.: « Мы вместе с мамой нашли много интересного о яйцах-писанках и сделали красочную книжку» (показывает).

3. Обучающиеся с мамами с дизайнером и художницейСоболевой Ларисой Александровной.

Арсений С.: В нашем сундучке лежат предметы для украшения стола.

Ведущий: –Лариса Александровна Соболева- дизайнер, убранству стола уделяет особое внимание.

Л.А.( фото)-Богатый пасхальный стол является символом небесной радости. На нем должна лежать нарядная скатерть, стоять красивая посуда,

а главным угощением на столе, являются куличи, творожная Пасха и крашеные яйца.

Ведущий: Целую неделю люди ходили друг к другу в гости, праздновали, обменивались пасхальными яйцами, играли в интересные игры. О традиционныхпасхальныхиграх мы узналив библиотеке. Сейчаснам об этом расскажет Анна Сергеевна Чистякова- наш библиотекарь.

Анна Сергеевна Чистякова (библиотекарь): Вместе с детьми мы оформили красочную книжку-малышку «Пасхальные игры». С ребятами мы играли в разные пасхальные игры. Сегодня я предлагаю поиграть в новую пасхальную игру «Катись яичко».

«Ты катись, катись яичко.

Быстро, быстро по рукам.

У кого сейчас яичко –

Тот сейчас станцует нам».

4 этап. Проживание представлений в художественно-творческой деятельности.

Ведущий: Ребята, а сейчас мамы приглашают вас на мастер-классы. Подходите к столам – мастерским.

1 мастерская (украшение куличей).На столе: кексы на подносах, сгущенка-варенка, украшение для куличей, чайные ложки, одноразовые перчатки.

Дети внимательно рассматривают и украшают кексы-куличики, мама помогает, если требуется помощь.

2 мастерская (раскрашивание яиц).На столе: гуашь, вода, ватные палочки, кисточки, цветные яйца, чудесный мешочек, влажные салфетки.

Чтобы взять яичко, вам нужно из чудесного мешочка достать карточку.

Дети выбирают яички нужного цвета.

– Внимательно рассмотрите схемы рисования орнамента и создаем свой узор.

3 мастерская (сервировка стола). На столе: скатерть, самовар, чашки, тарелки, ложки, красивые салфетки, кулич, крашеные яйца, веточка вербы, игрушка-цыпленка.

Дети рассматривают, решают, как они буду сервировать стол. (Сервировка праздничного стола).

Творческая самостоятельная деятельность детей.

5 этап. Самоанализ деятельности и её продукта.

Побуждаем детей к самоанализу продукта их деятельности. Проводим анализ творческих работ детей. При этом отмечается трудолюбие детей, их самостоятельность.

– Какие красивые пасхальные яички, вкусные куличи у вас получились. Какой праздничный пасхальный стол вы накрыли. Молодцы!

6 этап. Анализ прожитого дня.

– О каком празднике мы сегодня говорили?

– Что вы узнали нового о праздновании Пасхи?

– Что доброго сделали?

– Все ли у вас получилось? Были ли трудности?

Что больше всего понравилось делать,

что заинтересовало?

Ведущий: Дорогие гости!

Кто яйцо друг другу дарит,

Счастлив, целый год бывает!

Счастья мы Вам всем желаем

И яйца, сделанные своими руками,дарим».

(подарки-яйца, сделанные в ДК).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс. АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ...

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....

Мастер-класс "Детско-взрослые творческие проекты в условиях мастерской"

Мастер-класс для педагогов об организации детско-взрослых творческих проектов....

Статья "Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста в условиях сельской местности".

В представленной статье мною рассматривается вопрос организации профилактики девиантного поведения дошкольников. В работе также указаны причины, затрудняющие разработку и внедрение первичной профилакт...

Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности (деревни, села, поселка, небольшого города)

Данный материал представляет собой опыт работы МДОУ "ЦРР- детский сад "Колосок" в соответствии с современными требованиями дошкольного образования....

Проект "Организация детско - взрослого сообщества - Семейный театр "В гостях у сказки".

Проект "Организация детско - взрослого сообщества - Семейный театр "В гостях у сказки" создан с применением технологии:педагогика сотрудничества (автор - Соловейчик). Проект реализуется...

«ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ»

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....