Сборник, описывающий опыт организации детско-взрослых сообществ в условиях сельской местности.
учебно-методический материал
Сборник, описывающий опыт организации детско-взрослых сообществ в условиях сельской местности Ярославского, Первомайского, Ростовского, Борисоглебского, Некоузского и Даниловского муниципального районов.
Авторы - педагоги проблемной группы межрегиональной научной лаборатории «Педагогика сельской школы» научного центра Российской академии образования, созданного на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, научный руководитель проекта: Байбородова Л.В., профессор, доктор педагогических наук.
В сборнике опубликованы статьи педагогов нашей школы: Кузнецовой Н.М ., Сальниковой Е.В., Деруновой И.А., Савельевой З.В., Грибковой О.А., Виноградовой Н.В. , Соколовой И.М.Большая часть представленных материалов принадлежит педагогическому коллективу Первомайской средней школы Первомайского МР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско-взрослые сообщества в условиях сельской местности
Ярославль
2024
УДК
ББК
В 40
В 40Детско-взрослые сообщества в условиях сельской местности: учебно-методическое пособие; под ред. М.А.Арипова, Л.В.Байбородовой, Т.В.Лушниковой Ярославль: 2024. - ____ стр.
В данном методическом пособии представлен опыт педагогов по организации детско-взрослых сообществ в условиях сельской местности, результаты деятельности проблемной группы межрегиональной научной лаборатории «Педагогика сельской школы»при ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Рассматриваются педагогические условия, средства, технологии создания и организации деятельности объединений школьников, их родителей и жителей села различных типов. Представленытеоретические положения, методическиематериалы, проекты, программы, разработки мероприятий, организованных детско-взрослыми сообществами.
Учебно-методическое пособие рекомендовано руководителям и педагогам образовательных организаций, методистам, студентам педагогических колледжей и вузов.
ISBN
Оглавление
Введение 1. Педагогическое обоснование формирования детско-взрослых сообществ в сельской школе | |
Детско-взрослые сообщества как механизм развития воспитательной системы сельской школы | |
Детско–взрослые сообщества как фактор саморазвития субъектов образовательных отношений | |
Эффективные практики развития детско-взрослых отношений в условиях малочисленной сельской школы | |
Проектная деятельность как основа детско-взрослых сообществ | |
Формирование функциональной грамотности у участников детско-взрослых сообществ | |
Организация детско-взрослых сообществ в Первомайской средней школе | |
А.А. Травникова, Е.Б. Железова, Н.А. Панова, Я. А. Малиновская Дистанционное взаимодействие в детско-взрослом сообществе как путь повышения имиджа сельской школы | |
#1058;.А. Семейкина, Е.В. Мулкаманова Воспитательные и образовательные возможности обучения в разновозрастных группах | |
2. Опыт деятельности детско-взрослых сообществ | |
Н.Е. Смирнова Организация краеведческой работы в детско-взрослых сообществах | |
#1058;.А. Семейкина, К.Д. Сустретова, Е.В. Мулкаманова Формирование навыков профессиональной подготовки обучающихся через участие в конкурсеWorldSkillsпо направлению «Ландшафтный дизайн» | |
М.А.Арипов, Т. В. Лушникова Военно-патриотический клуб как форма организации детско-взрослых сообществ | |
В.И. Лихоманова, М.А.Арипов Отчет о работе детско-взрослого сообщества «Экология. Первые шаги» | |
Е.И. Долинина Задачи деятельности детско-взрослого сообщества экологической направленности «ЭКСОЮН» | |
#1053;.Ю. Малинина Сотудничество детей и взрослых в сообществе «ЭКСОЮН» | |
О.А. Грибкова, Н.В. Виноградова Детско-родительское сообщество «Растём вместе»: практика дошкольной группы | |
Н.М. Кузнецова Организация деятельности творческого объединения «Радуга» | |
Е.В. Сальникова, И.А. Дерунова Организация деятельности объединения «Литературное краеведение» | |
И.М. Соколова Организация деятельности семейного клуба«Корабль надежды» | |
Инновационный проект «Разновозрастные сообщества взрослых и детей» | |
3. Проекты организации деятельности детско-взрослых сообществ | |
Т.Ю.Бухалова Паспорт детско-взрослогоисследовательского проекта «Птицы – наши друзья» | |
И.В. Макарычева Программадетско-взрослого сообщества «Школа дорожных наук» | |
Т.А. Гаврикова Программа детско-взрослого сообщества «Спортивный клуб«Заря»» | |
О.А. Запевалова Программадетско-взрослого сообщества «По зову сердца» | |
З.В. Савельева Программа сообщества по духовно-нравственному воспитаниюпри Первомайской средней школы | |
Е.В. Сальникова, И.А. Дерунова Программа детско-взрослого сообщества «Литературное краеведение» | |
И.М. Соколова Программа взаимодействия детей и взрослых «Корабль надежды» | |
Л.В. Рогушкина, Е.Н. Ляпина Программа детско–взрослого сообщества «Растем вместе» | |
О.А. Запевалова Программадетско-взрослого сообщества «Читательский клуб» | |
И.М. Соколова Проект «Детско-взрослые сообщества как фактор саморазвитиясубъектов образовательных отношений» | |
Авторский коллектив МОУ Ананьинской ОШ Ярославского МР Программа инновационного проекта «Детско-взрослые сообщества как фактор саморазвития субъектов образовательных отношений» муниципального общеобразовательного учреждения «Ананьинская основнаяобщеобразовательная школа»Ярославского муниципального района | |
4. Методические материалы и разработки мероприятий в детско-взрослых сообществах | |
Л.В. Демидова Договор о совместной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения Чепоровская основная общеобразовательнаяшкола и Структурного подразделения (филиала) МАУ РМР «Районный центр культуры и народного творчества» Петровская культура, сектор Чепоровский СДК в сфере образования | |
Сценарий праздничного концерта «День России» для обучающихся МОУ Чепоровской ООШ, жителей и гостей села Чепорово | |
Планработы инновационной деятельностиМОУ Воскресенской СОШ в рамках работы проблемной группы “Обучение и воспитание в разновозрастных группах” на 2022- 2023 учебныйгод | |
Организованная образовательная деятельность «Светлая Пасха» | |
Сведения об авторах | |
Детско-родительское сообщество «Растём вместе»: практика дошкольной группы»
О.А. Грибкова, Н.В. Виноградова
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, перед детскими садами и дошкольными группами встают новые задачи, связанные с непосредственным вовлечением родителей в образовательную деятельность, а реализация образовательных проектов совместно с семьей – это способ выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив детей и взрослых.
Целью работы дошкольных групп Первомайской средней школы стало разработка и использование особой формы сотрудничествапедагогов, детей, родителей, представителей общественности, оказывающих содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности. Путем совместных поисков педагоги, родители, партнеры пришли к выбору новой формы образовательной деятельности – организации детско-взрослого сообщества «Растем вместе».
Направления работы нашего сообщества: социальное, экологическое,пропаганда здорового образа жизни,волонтерское движение и другие.
Значимым событием для становления сообщества стала реализация проекта «Профориентация детей дошкольного возраста».
Первый этап – постановка задач проекта. В процессе наблюдения за играми детей дошкольников, проведения диагностики мы пришли к выводу, что дети частично осведомлены о деятельности многих профессий, а сюжет ролевой игры недостаточно насыщен и разнообразен.Проведя опрос детей, сделали вывод, что многие хотели воспитанники бы узнать о той или иной профессии поподробнее. Проведя анкетирование среди родителей «Каким я вижу своего ребёнка» выяснили, что каждый родитель желает, чтобы его ребёнок получил хорошее образование и занимался, так называемой, «престижной» профессией. Но ведь будущую профессию должен выбирать не родитель, а сам ребёнок! Задача взрослых – помочь ребенку самому сделать в будущем осознанный выбор профессии.
На следующем этапа взрослые помогли познакомиться детям с профессиями родителей, самых близких для них людей. Воспитанники побывали на работе у пап и мам, бабушек и дедушек. Итогом стала выставка работ «Один день на работе у мамы (бабушки, папы, дедушки)», где дети представили рисунки и другие творческие работы, сделанные совместно с членами семьи, рассказывающие о профессии родителей. В результате оказалось, что познакомились не только с профессиями, но и узнали много нового о самых близких и о том, какими важными делами они занимаются.
Для знакомства с другими профессиями обратились к представителям разных предприятий и учреждений нашего села. Социальными партнерами были организованы экскурсии в библиотеку, амбулаторию, парикмахерскую, пожарную часть, магазин, на почту, на пищеблок детского сада. Специалисты рассказали о своей профессии и показали на практике, чем они занимаются. Библиотекарь познакомил детей не только со своей работой, но и с новыми современными профессиями (дизайнер, биоинженер, косметолог, программист и другие). С профессией актера, певца юных исследоватетей познакомили работники дома культуры и предложили дошкольникам самим выступить на сцене. В дальнейшем, дети и взрослые организовали концерт для бабушек и дедушек Центра социального обслуживания населения.
В рамках проекта, педагогами дошкольных групп были организованы «Встречи с интересными людьми-земляками». Во время этих встреч дети познакомились с местными поэтами: Кругловой Татьяной Константиновной и Троян Лидией Александровной, нам удалось пообщаться лично с Александром Константиновичем Петровым – художником-мультипликатором. После встречи с ним, наши дошкольники захотели сами побыть художниками-мультипликаторами и создать мультфильм.
О профессии гончара и художника дошкольникам сообщили родителиво время занятия по теме «Ярмарка», а на занятие по теме «Пожарный» были приглашены профессиональные пожарные, которые рассказали детям о своей работе, продемонстрировали специальную одежду, средства защиты. На занятии «Повар» присутствовал повар дошкольных групп. Дети задавали вопросы, а гость отвечал, рассказывал о своей работе. Так дошколята попробовали себя в роли журналистов – брали интервью.
Продуктивная деятельность по данной теме была очень разнообразна. Одной из самых интересных для детей была выставка коллажей «Профессия моей мечты», где дети совместно с родителями представляли себя в образе представителя какой-либо профессии.
В старшей разновозрастной группе были проведены мероприятия, направленные на воспитание у детей трудолюбия, уважения к своему и чужому труду.
Участвуя в акции «Посади своё дерево», дети, совместно с родителями, принесли саженцы деревьев и посадили их на участке детского сада, а во время проведения акции «Вырасти цветок» дети и взрослые весной посеяли семена цветов и поставили их в группе, ухаживали за ними, а в начале лета высадили цветы на клумбу на прогулочном участке дошкольной группы.
Дети младшей разновозрастной группы совместно с родителями выращивали дома растения (лук, горох, овес) ухаживали за ними, наблюдали их рост. Свои наблюдения фиксировали с помощью рисунков, аппликации, записей в «Дневниках наблюдений»: «Что мы посадили», «Первый росток», «Чем полезно растение».
Анализируя проделанную работу, педагоги, родители, социальные партнеры поняли, что она дала положительные результаты: воспитанники стали организовывать свою сюжетно-ролевую игру более осознанно, разнообразно; научились уважать свой и чужой труд; узнали особенности разных профессий.
Проведя итоговое анкетирование среди родителей, увидели, что многие из них осознали необходимость работы по профориентации в дошкольном возрасте. Они стали более серьёзно относиться к разговорам о будущей профессии со своими детьми.
Таким образом, выполняя одно общее дело, педагоги, дети, родители и представители общественности образуютдетско-взрослое сообщество, которое предполагает партнерскую позицию, выраженнуюдевизом: «Мы все включены в совместную деятельность, не потому что обязаны, а потому что есть желание и мы все хотим этим заниматься».
Организованная образовательная деятельность«Светлая Пасха»
(группа дошкольного возраста, воспитатели, родители, библиотекарь)
О.А. Грибкова, Л.В. Рогушкина
Цель: Формирование представлений о традициях празднования Пасхи.
Задачи:
Образовательные:
#1059;точнять и систематизировать представления детей о народном православном празднике Пасха, о его истории.
#1060;ормировать представления детейо традициях и обычаях празднования Пасхи (сервировка стола, куличи, пасхальные яйца и игры).
#1055;обудить детей к созданию продукта своей деятельности:
– учить украшать пасхальный кулич (дети 4-5 лет);
– учить сервировать праздничный пасхальный стол (дети 5-6 лет),
– учить рисовать растительный или геометрический узор на объёмной форме-яйце (дети 6-7 лет).
Развивающие:
#1056;азвивать коммуникативные навыки: способность слушать и слышать друг друга, умение общаться, договариваться.
#1056;азвивать связную речь:
умение составлять рассказы изличного опыта о куличе по схеме-рисунку (дети 4-5 лет);
умениесоставлять рассказы изличного опыта о пасхальных яйцах-книжках-малышках (дети 5-7 лет).
3. Развивать художественно-творческие способности.
#1056;азвивать чувство ритма, цвета и композиции.
Воспитательные:
#1042;оспитывать любовь и уважение к культуре своего народа.
2. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, фотография Спасского храма, пасхальные яйца; запись «Пасхальный благовест»; видеозапись «звон колоколов»; 3 сундучка с атрибутами Пасхи; книжки-малышки, ваза с пасхальными яйцами, кулич; презентация «Сервировка стола», материал для творческой деятельности детей.
Этапы организованной образовательной деятельности:
1 этап: Мотивирование к деятельности.
На интерактивной доске-фотография Спасского храма, пасхальные яйца; звучит запись «Пасхальный благовест».
Ведущий:
– Что вы видите на интерактивной доске? (храм, разноцветные яйца).
– Почему эти предметы появились сегодня у нас? (Праздник Пасха).
– Что за музыка звучала? (звон колоколов).
– Кто знает, как называется этот звон?
– Давайте спросим у Медведевой Марии Александровны- прихожанки Спасского Храма
Мария Александровна: « В Пасху колокола в Храмахзвонят особенно торжественно. Этот звон называется Пасхальный блАговест. По старинному русскому обычаю в пасхальную седмицу любой человек может прийти на колокольню и позвонить в колокола в честь большого праздника. Я предлагаю вам посмотреть видео, где звонари исполнят праздничный звон».
– Кто знает, что это за праздник Пасха? (Святой праздник, праздник начала весны, день любви и милосердия, воскресение Иисуса Христа).
Ведущий:
–Пасха-день любви имилосердия.Какие добрые дела совершал Иисус Христос?(Исцелял больных, помогал бедным; учил, как нужно правильно поступать; учил любить близких людей и Бога).
– Я предлагаю вам поиграть в игру «Добрые дела». Встаньте с другом в пару, я раздам сюжетные картинки, вы внимательно их рассмотрите и скажете, какой добрый поступок изображен на вашей картинке.
– Почему вы так решили?
– Молодцы!
– Какие добрые дела совершаем и можем совершать мы? (рассказы из личного опыта).
Вывод: Давайте будем всегда внимательны к старшим, добры к нашим четвероногим и пернатым друзьям, и постараемся не обижать младших.
2 этап. Создание проблемной ситуации.
На столике удивления лежат три сундучка:
1 сундучок – кора дуба, моток ниток, кастрюля.
2 сундучок – изюм, орехи.
3 сундучок – веточка вербы, цыпленок, пасхальные яйца.
– Что вы видите на столике? Дети, вы хотите узнать, что лежит в сундучках? (Да).
– На сундучках наклеены символы Пасхи: солнышко, зайчик и цыпленок. У вас тоже наклеены эти символы.
3 этап. Открытие «удивительное рядом».
– Найдите такой же символ у мам, присутствующих здесь и подумайте вместе, почему же эти предметы находятся в ваших сундучках.
(Совместное решение проблемного вопроса).
Презентации творческих работ мам и детей (книжки-малышки):
1.Обучающиеся с мамами выходят с красивым куличом.
Вова Б.: В нашем сундучке лежат продукты для украшения кулича.
Мама: «Пасхальный кулич –символ праздника Пасхи. Готовится один раз в год. У каждой хозяйки свой рецепт».
Ваня Х.: «Мы тоже дома, вместе с мамой на Пасху пекли вкусный кулич: из муки, яиц, сахара; тесто разложили вформочки, испекли и красиво украсили (показывают книжку-малышку).
2. Обучающиеся с мамами с крашеными яйцами.
Настя Ц.: «Мы нашли в нашем сундучке кору дуба, нитки и поняли, что эти предметы нужны для крашения яиц».
Мама: «На Пасху принято красить яйца. Яйцо-символ новой жизни, символ солнца, любви и надежды». Перед Пасхой мы нашли информацию о росписи пасхальных яиц.
Матвей К.: «Я узнал много познавательного о яйцах-крашенках,когда с мамой мастерил книжку и сейчас об этом расскажу(показывает книжку-малышку).
Полина Х.: « Мы вместе с мамой нашли много интересного о яйцах-писанках и сделали красочную книжку» (показывает).
3. Обучающиеся с мамами с дизайнером и художницейСоболевой Ларисой Александровной.
Арсений С.: В нашем сундучке лежат предметы для украшения стола.
Ведущий: –Лариса Александровна Соболева- дизайнер, убранству стола уделяет особое внимание.
Л.А.( фото)-Богатый пасхальный стол является символом небесной радости. На нем должна лежать нарядная скатерть, стоять красивая посуда,
а главным угощением на столе, являются куличи, творожная Пасха и крашеные яйца.
Ведущий: Целую неделю люди ходили друг к другу в гости, праздновали, обменивались пасхальными яйцами, играли в интересные игры. О традиционныхпасхальныхиграх мы узналив библиотеке. Сейчаснам об этом расскажет Анна Сергеевна Чистякова- наш библиотекарь.
Анна Сергеевна Чистякова (библиотекарь): Вместе с детьми мы оформили красочную книжку-малышку «Пасхальные игры». С ребятами мы играли в разные пасхальные игры. Сегодня я предлагаю поиграть в новую пасхальную игру «Катись яичко».
«Ты катись, катись яичко.
Быстро, быстро по рукам.
У кого сейчас яичко –
Тот сейчас станцует нам».
4 этап. Проживание представлений в художественно-творческой деятельности.
Ведущий: Ребята, а сейчас мамы приглашают вас на мастер-классы. Подходите к столам – мастерским.
1 мастерская (украшение куличей).На столе: кексы на подносах, сгущенка-варенка, украшение для куличей, чайные ложки, одноразовые перчатки.
Дети внимательно рассматривают и украшают кексы-куличики, мама помогает, если требуется помощь.
2 мастерская (раскрашивание яиц).На столе: гуашь, вода, ватные палочки, кисточки, цветные яйца, чудесный мешочек, влажные салфетки.
– Чтобы взять яичко, вам нужно из чудесного мешочка достать карточку.
Дети выбирают яички нужного цвета.
– Внимательно рассмотрите схемы рисования орнамента и создаем свой узор.
3 мастерская (сервировка стола). На столе: скатерть, самовар, чашки, тарелки, ложки, красивые салфетки, кулич, крашеные яйца, веточка вербы, игрушка-цыпленка.
Дети рассматривают, решают, как они буду сервировать стол. (Сервировка праздничного стола).
Творческая самостоятельная деятельность детей.
5 этап. Самоанализ деятельности и её продукта.
Побуждаем детей к самоанализу продукта их деятельности. Проводим анализ творческих работ детей. При этом отмечается трудолюбие детей, их самостоятельность.
– Какие красивые пасхальные яички, вкусные куличи у вас получились. Какой праздничный пасхальный стол вы накрыли. Молодцы!
6 этап. Анализ прожитого дня.
– О каком празднике мы сегодня говорили?
– Что вы узнали нового о праздновании Пасхи?
– Что доброго сделали?
– Все ли у вас получилось? Были ли трудности?
– Что больше всего понравилось делать,
что заинтересовало?
Ведущий: Дорогие гости!
Кто яйцо друг другу дарит,
Счастлив, целый год бывает!
Счастья мы Вам всем желаем
И яйца, сделанные своими руками,дарим».
(подарки-яйца, сделанные в ДК).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс. АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ...

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....

Мастер-класс "Детско-взрослые творческие проекты в условиях мастерской"
Мастер-класс для педагогов об организации детско-взрослых творческих проектов....

Статья "Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста в условиях сельской местности".
В представленной статье мною рассматривается вопрос организации профилактики девиантного поведения дошкольников. В работе также указаны причины, затрудняющие разработку и внедрение первичной профилакт...
Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности (деревни, села, поселка, небольшого города)
Данный материал представляет собой опыт работы МДОУ "ЦРР- детский сад "Колосок" в соответствии с современными требованиями дошкольного образования....

Проект "Организация детско - взрослого сообщества - Семейный театр "В гостях у сказки".
Проект "Организация детско - взрослого сообщества - Семейный театр "В гостях у сказки" создан с применением технологии:педагогика сотрудничества (автор - Соловейчик). Проект реализуется...

«ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ»
В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....
