Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста (Выпускная квалификационная работа по специальности "Менеджмент организации")
материал

Современное социально-открытое образовательное пространство требует от учреждений социального назначения, муниципальной системы образования, отдельного образовательного учреждения четкой работы ее внутренних компонентов. К таким компонентам можно отнести руководителей, администрацию учреждений, педагогов, родителей и самих детей.

Достичь максимальной эффективности в управлении образовательным учреждением можно, но не только за счет внутренних связей и ресурсов образовательного учреждения, но и за счет его внешних связей с другими социальными институтами. В связи с этим, особенно важной становится задача обеспечения управления в ОУ с целью решения проблем, входящих в зону взаимных интересов субъектов образовательного процесса.[2]

Различные аспекты этой проблемы стали предметом исследования М.М. Поташника [23, с. 352]. Проблемами естественнонаучного образования в разное время занимались ученые: ТА. Агекян, В.А. Амбарцумян, В.И. Вернадский, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Л.Э. Гуревич, А.А Гурштейн, М.М. Дагаев, А.И. Еремеева, И.А. Климишин, А.Д. Марленский, И.Д. Новиков и др. Большой вклад в формирование естественнонаучных представлений в современных образовательных системах внесли О.И. Донина, Ф.Ю. Зигель, В.Н. Комаров, Б.В. Кухаркин, Е.П. Левитан, Е.А. Паладянц, Ф. Хойл, С. Хокинг, Е.И. Исаев [11, гл. 7-8] и др. Идея преемственности в обучении находит отражение в трудах русских  и зарубежных педагогов: А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского и др. Проблеме преемственности в содержании, методах, организационных формах и условиях ее обеспечения между различными звеньями системы образования посвящен ряд диссертационных исследований В.В. Зайко, Г.П. Зинченко, СВ. Козина, А.А. Мерка, И.В. Опалевой, Е.Б. Пискуновой, Н.Ю. Румянцева и др. Многие исследования по вопросам преемственности отражают и проблему готовности ребенка к школе. Исследования ведутся как по линии гармонического развития дошкольников (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Я.Л. Коломинский, А.Г. Лысюк, Е.А. Панько, Ф.А. Сохина, В.И. Ядешко и др.), так и по линии специальной готовности ребенка к усвоению тех учебных предметов, которые будут изучаться в начальных классах школы (Н.В.Нагорнов, В.М. Соловьев, Г.А.Цукерман и др.). Философские идеи о связи воспитания с жизнью, с окружающей средой представлены в работах Дж. Дьюи, П. Наторп, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого и др.; идеи активного воздействия социальной среды в качестве образовательно-воспитательного фактора рассматривали А. Дистервег, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский [35, ст. 270], С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин; основополагающие идеи гуманистической педагогики - СИ. Гессен, П.Ф. Каптерев, К. Манхейм и др.; положения гуманистической психологии и идеи об интегральных характеристиках личности - Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, и др.; ведущие идеи отечественных ученых по проблемам социального воспитания подрастающего поколения - С.А. Беличева, Б.П Битинас, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, В.И. Загвязинский, Н.М. Иовчук, Н.Ю. Клименко, И.А. Липский, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, Л.Е Никитина, М.Н. Плоткин, О.Г. Прохорова, М.И. Рожков, Г.Н., Г.Н. Филонов, Т.Ф. Яркина и другие; идеи о междисциплинарности педагогической действительности П.П. Блонский, Л.С. Выготский [7], О.М. Заславская, М,М. Поташник, В.Л Семенов, Я.С. Турбовской; принципы организации образовательно-воспитательной деятельности школьников - В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина, М.М. Поташник, Д.Б. Эльконин [45]; теории воспитательных систем - О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.М. Коротов; идеи формирования и функционирования единого образовательного, воспитательного и культурного пространства - Г.А. Абульханова-Славская, А.И. Арнольдов, Б.С. Гершунский, Р. Рамзей, В.И. Слободчиков, Л.А. Шремф, И.С. Якиманская, и др.); теория и практика семейного воспитания - А.И. Антонов, В.Н. Гуров, Г.А. Новокшонова, B.C. Торохтий и др.).[12]

Мы опирались также на проведенные ранее исследования, в которых рассматривались историко-философские (Л.В. Бадя, Т.М. Михайлов и др.), государственно-правовые (В.А. Болотов, В.Г. Кинелев, Е.В. Ткаченко и др.) аспекты изучаемой нами проблемы. Важными предпосылками для исследования явились идеи управления социальными процессами, особенно в сфере образования (А.З. Андрейко, Н.И Бутенко, П.И. Третьяков и др.).

Важное значение в изучении психолого-педагогических основ преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой имеют работы П.В. Волкова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, З.И. Калмыковой, Т.С. Комаровой, В.Н Кукушкиной, А.Н. Леонтьева, В.Н. Максимовой, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.

 В приведенных работах много ценного, полезного. Однако научные знания в них нуждаются в обновлении, дидактической обработке, систематизации и структурировании за счет трансформации современных  научных знаний в образовательный процесс. Анализ литературы, состояния проблемы преемственности естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в отечественной педагогической теории и практике позволил выявить следующие нерешенные проблемы: недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы преемственности в естественнонаучном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста; недостаточность опыта сочетания дидактики дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, а также противоречия между: ростом научных знаний об окружающем мире и сложностью их дидактической обработки для малышей, между фрагментарностью естественнонаучного образования в системе «детский сад - начальная школа» и необходимостью комплексного подхода, итерирующего естественнонаучные знания в различных предметных областях дошкольного и школьного образования; между необходимостью выявления педагогических условий обеспечения преемственности естественнонаучного образования в системе «детский сад — начальная школа» и отсутствием соответствующих методических рекомендаций.[16]

Тема исследования: «Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста».

Эффективность управления социально-открытым образовательным пространством в условиях модернизации образования состоит, прежде всего, в долговременности проекта, а также в том, что это - один из наиболее реальных путей прогнозирования развития ДОО и школы, социального окружения, связей с внешним миром, культурного поля. В реальном образовательном пространстве желание вести качественное управление ДОО, не только с позиции самого руководителя, но и с позиции педагогического коллектива нередко не совпадают с возможностями. Поэтому, учитывая данный фактор, возникает необходимость поиска гибких подходов к  управлению, в частности, в деятельности ДОО и начальной школы.

   Один из инновационных подходов к преемственности ДОУ и начальной школы, организации непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, мы предполагаем, заключается в обновлении целевых, содержательно – процессуальных, результативных компонентов образовательного процесса. Основное проблемное поле  заключаются в том, что идея непрерывности образования в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется, так как, подготовка детей к школе зачастую рассматривается как раннее изучение программы первого класса и  формирование узкопредметных навыков (чтение, письмо, счет).  Игнорируется  развитие интегративных, личностных качеств дошкольника для осуществления новой  «учебной» деятельности, переходящей в универсальные учебные действия в начальной школе. Образование не учитывает колоссального значения сквозных результатов на разных  ступенях: дошкольном и начальном общем.  К сожалению, детский сад и начальная школа работают в отрыве друг от друга, хотя педагогическое сообщество понимает, что если в дошкольном детстве  не заложены личностные качества: инициативность, самостоятельность, активность и др., то на следующих ступенях образования дети не смогут стать субъектами собственного образования.

 Вышесказанное актуализирует задачу поиска инновационных подходов к целям и содержанию непрерывного образования в ДОУ и начальной школе в соответствии с требованиями ФГТ (ФГОС ДО) и ФГОС НОО.

 Актуальность: Современное дошкольное образование, это многофункциональная сеть ДОУ, которая представляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества. Появились вариативные формы обслуживания дошкольников, положительно зарекомендовали себя образовательные учреждения «начальная школа - детский сад», создающие наиболее благоприятные условия для обеспечения преемственности в воспитании, развитии, обучении детей.  Существенные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В системе дошкольного образования существует Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,  Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденные приказом МО РФ от  06 октября 2009 г № 373. 

Современное дошкольное образование призвано развивать фундаментальные интегративные качества ребенка, личностные достижения, которые могут служить основой успешности обучения в школе и дальнейшей социализации в окружающем  мире. Основанием для классификации интегративных  качеств дошкольника как результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования является выделение сфер развития ребенка, в первую очередь, личностной, физической и интеллектуальной.

Таким образом, личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка), в том числе духовно-нравственное развитие; физические качества – качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо - и физиометрические показатели; интеллектуальные качества – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление личностного, социального опыта).

Интегративные качества, формируемые в дошкольном возрасте, не противоречат планируемым результатам начального общего образования в соответствии с ФГОС (предметные, метапредметные и личностные).

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника школы, определяемых личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ.

К личностным (ценностным) результатам относятся ценностные ориентации детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. К предметным результатам относятся усвоенные знания, умения, навыки при изучении учебного предмета, специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний:

Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы понимали то, что связано с предметными результатами,  то теперь мы имеем дело с личностными  результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.

В дошкольном образовании: под предметными результатами в дошкольном возрасте могут считаться те знания, умения и навыки, которыми ребенок овладевает по ходу освоения содержания конкретных образовательных областей, а также при овладении различными видами детской деятельности; под метапредметными – в первую очередь, универсальные предпосылки учебной деятельности; под личностными – характеристики мотивационного, эмоционально-волевого, духовно-нравственного развития.

Таким образом, ДОУ и начальная школа должны обозначить инновационные подходы к определению общих целей, задач содержания образования детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом ФГТ и ФГОС.  Преемственность целей и задач возможна только при создании непрерывности систем образования. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) для обеспечения сквозных результатов на каждой ступени образования. Идея непрерывности образования в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется, что актуализирует данный проект, раскрывающей инновационные подходы к реализации непрерывного образования в ДОУ и начальной школе.

Для успешной реализации идеи непрерывного образования необходимо сетевое взаимодействие и сотрудничество ДОУ, школы, социальных институтов детства.  Социально – открытое образовательное пространство способствует формированию коллективной ответственности за настоящее и будущее подрастающего поколения, созданию условий для социально-личностного, духовно-нравственного развития детей на основе их приобщения к семейным, национальным, региональным,  общечеловеческим ценностям. Для организации социально-открытого, единого образовательного пространства требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций,  учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, учреждений здравоохранения. Значительно расширяя свои горизонты, образование в настоящее время воспринимается не как замкнутая система, а как открытая система, готовая к эффективному и заинтересованному  сотрудничеству. Такой подход к пониманию роли образования, в частности ДОУ и  школы, в рамках единого образовательного пространства значительно усиливает его потенциальные возможности.

Таким образом, инновационная педагогическая идея исследования состоит в  возможности создания социально – открытого образовательного пространства в целях обеспечения преемственности (сквозных результатов) на ступени дошкольного  образования и начальной школы.

Цель: Создать социально-открытое  образовательное пространство как условие непрерывного образования, определить современные подходы к целям и содержанию непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи:

·Изучить нормативные, правовые документы, современные образовательные программы и технологии непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста;

·Определить возможности ДОУ, школы, общественного и гражданского сообщества пос. Северомуйск,  как участников социально – открытого образовательного пространства, разработать направления взаимодействия в рамках эксперимента;

·Осуществить корректировку и обновление содержания дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГТ и ФГОС;

·Задействовать  мотивационные, кадровые, материальные, финансовые ресурсы социальной инфраструктуры поселка и района;

·Создать психолого – педагогические условия для повышения профессионального уровня и развития социально-педагогической компетентности субъектов социально – открытого образовательного пространства.

  Исходя из цели и задач работы, её структура состоит из двух глав, четырех параграфов, введения, заключения и списка литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982. - 495с.
  2. Вестник образования: Справочно-информационное издание Министерства образования РФ. -- М., 1991. -- С. 5.
  3. Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. пособие [Текст] / Ю.К. Бабанский.- М.: Просвещение, 1988.-386с.
  4. Балалиева О.В. Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический анализ становления [Текст] / О.В. Балалиева // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 124-127.
  5. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. – Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория, «Известия» Пензенского ГПУ, Общественные науки №12(16) 2009.- 140 с.
  6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Издательство «Педагогика», 1989. – 192с.
  7. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М., 1956.
  8. Дошкольное образовательное пространство как предмет рефлексии (тезисы). [Электронный документ]. Режим доступа -  http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2002
  9. Захарова Т.Н. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника // Ярославский педагогический вестник. – 2009. - №2(59).
  10. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 80с.
  11. Исаев Е.И.- Педагогическая психология - 2012.- глава 7, 8. http://uchebniki.ws/126504284759/psihologiya/stanovlenie_subektnosti_doshkolnika_situatsiyah_razvitiya
  12. Коротков Э.М. Исследование систем управления. -- М.: ДеКА, 2007.-С.21.
  13. Концептуальные основы определения требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (тезисы). [Электронный документ]. Режим доступа - http://www.centrobrrostov.ru/
  14. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.
  15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.I — М.: Педагогика, 1983.— 392с.
  16. Липсиц И. В. Секреты умелого руководителя, - М.: Экономика, 2007.-С.23.
  17. Михеев В.А. Основы социального партнёрства: теория и политика: учеб. пособие [Текст] / В.А.Михеев. - М.: Экзамен, 2001.
  18. Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2006. - С.71.
  19. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников Борисова Татьяна Федоровна (тезисы). [Электронный документ]. Режим доступа -   http://www.dslib.net/metodika-vospitania/obrazovatelnoe-prostranstvo-kak-faktor-socialnogo-vospitanija-shkolnikov.html
  20. Основные положения открытого образовательного пространства (тезисы). [Электронный документ]. Режим доступа - http://net.eurekanet.ru/prog/mdou306/y13.htm
  21. Педагогические условия преемственности в естественнонаучном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста : Аникудимова Елена Анатольевна. Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ульяновск, 2004 269 c. РГБ ОД, 61:04-13/2299 Теоретические основы непрерывного естественно научного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста (текст). [Электронный документ]. Режим доступа - - С.40-41. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-uslovija-preemstvennosti-v-estestvennonauchnom-obrazovanii-detej.html
  22. Полонский В.М. Внимание: терминология! // Новое в психолого-педагогических науках. – 2011.- №4.- С. 44-51.
  23. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования . - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.
  24. Пугачев В.П. Руководство персоналом: Учебник. -М.: Аспект Пресс, 2006.-С.297.
  25. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы/ Под.ред.Лазарева В.С. - М., 1995.
  26. Рябых Д. Культурные аспекты управления// Корпоративный менеджмент.-2010.№ 2.-С.21-23.
  27. Санникова Н.Г. Социально-педагогический менеджмент. Социальный педагог как социально-педагогический менеджер.
  28. Сантурова С.М. Менеджмент в образовании: теория и практика. -- М., 1993.
  29. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М.: Педагогика, 1990. - 112с.
  30. Семенов В.Д. Воспитательное взаимодействие коллектива с его средой как педагогическая категория: Тезисы (симпозиум) / Редкол.: Э.Э. Антон и др. - Таллин: ТПИ, 1979. - С.46-51.
  31. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. - М.: Изд-во Панпринт, 1998. - С.468-469.
  32. Социология / Г.В. Осипов, Ю.П. Коваленко и др. - М., 1990. - С.98-99.
  33. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педаго-гических систем. . —— М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272с.
  34. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения [Текст] / В.Н. Сорока-Росинский. - М.: Педагогика, 1991.
  35. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политическая литература, 1982 – 270с.
  36. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М., 1981.
  37. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам/ П.И. Третьяков, К.Ю. Белая - М.: Новая школа, 2001.
  38. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 448 с.
  39. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. -- М., 1992.
  40. Федина Н.В. О концептуальных подходах к разработке ФГОС дошкольного образования // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2010. Т.1. -№1. – С.10-20.
  41. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального становления ребенка // Сов. педагогика. - 1989. - © 5. - С.71-77.
  42. Фуряева Т.В. Современный зарубежный детский сад. - Красноярск, 1994.
  43. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Академия ИЦ, 2008. – 384с.
  44. Черкесов В.В. Управленческая деятельность менеджера. Основы менеджмента. - Киев: Ваклер, 2008. -С. 212.
  45. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского // Вопросы психологии – 1966 - № 6 - С.33-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительные технологии. Непрерывность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколения

" Непрерывность образования детей дошкольного  и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколеия"-программа мастер - класса для инструкторов по физич...

Развитие профессиональной культуры и творческого потенциала педагога в современных условиях непрерывного образования.

Аннотация: анализируя современную образовательную политику, очевидно, что сегодня человечество реально вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек. В...

Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства

Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей  дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства§1. Непрерывное естес...

Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида

В статье раскрывается:понятие психилого-медико-педагогического консилиума;нормативно-правова база;цели;задачи;основные направления деятельности;этапы;документация;виды....

МПДС 6 «Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие непрерывного образования ребёнка»

Совершенствование компетентности педагогов ДОО в рамках взаимодействия "Детский сад- семья - Школа" по вопросам обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия ребёнк...

Презентация «Преемственность между ДОУ и школой – условия непрерывного образования детей»

laquo;Преемственность между ДОУ и школой – условия непрерывного образования детей»...

Преемственность в работе учителей-логопедов в системе "Дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» как одно из условий непрерывного образования ребенка

Рассмотрены цели и задачи преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Описаны способы осуществления данной преемственности.Ключевые слова: п...