статья
статья (старшая группа)

Ирина Никаноренкова

Роль родителей в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnye_formy_raboty_s_roditelyami_detey_dv.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Никаноренкова И.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №18 Невского района

Санкт-Петербурга 

Мастер-класс

Нестандартные формы работы с родителями детей старшего дошкольного возраста (как сделать родителей воспитанников активными участниками педагогического процесса).

ТЕМА:

«Компетенции воспитателя и компетенции родителей, необходимые для воспитания детей старшей и подготовительной группы».

Ни для кого не секрет, что существующая в нашей стране система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть развивающихся дошкольных

образовательных учреждений. Сегодня эти организации, в первую очередь, ориентированы на потребности семьи и самого общества. С 1 января 2014 года в силу вступили Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Изменениям в сфере дошкольного образования способствовали появлению новой концепции дошкольного воспитания. В ней впервые была провозглашена идея самоценности дошкольного периода. ФГОС определил переход на новую ступень взаимодействия педагогов с родителями. Теперь, обязательным условием в развитии отношений между детским садом и семьёй является новая открытая модель партнерского, конструктивного взаимодействия родителей и педагогов. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Тем не менее необходимо учитывать принципы, на которых строится это взаимодействие: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальный подход, сотрудничество без наставничества, применение разнообразных форм взаимодействия. Каждый детский сам может самостоятельно определить для себя какие приоритетные направления, способствующие условиям реализации ФГОС, однако, есть общепринятые цели, которые определяют общие задачи для всех участников образовательных отношений. Так, формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия образовательного заведения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала и личностного развития каждого ребенка. Я согласна с утверждением о том, что за долгую историю развития человечества сложились две главные ветви воспитания семейное и общественное. Каждая из этих ветвей значима и представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Поэтому на современном этапе взаимодействие педагогов с родителями предполагает не просто партнерство, а взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. И не стоит забывать, что это общение должно строится на обоюдном желании родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Различные формы работы детского сада с родителями воспитанников можно условно разделить на:

  • -на активные и пассивные,
  • -на групповые и индивидуальные,
  • -на традиционные и нетрадиционные.

В своей работе мы постоянно используем такие формы, как наблюдение, беседа, опрос и анкетирование. С одной стороны эти методы можно отнести к диагностическим, с другой, мы активно используем их при знакомстве с членами семьи, понимании их интересов, приоритетов, ценностей и семейных традиций. Сейчас широко используются рекламные методы. Такие, как работа сайта ДОУ, публикации, публичные отчеты, информационные стенды и т.д.

Существующие нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые и наглядно – информационные. Родители отмечают наиболее интересные из них, это – познавательные.

«Семинар – практикум» не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. На семинарах-практикумах могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты сада. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Следующая интересная форма – это «Родительский клуб». Это   особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.

Родительский клуб, как объединение родителей, воспитывающих ребенка, может поставить перед собой, например, следующие задачи:

• Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

• Содействовать формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.

• Способствовать формированию партнерских взаимоотношений родителей с детским садом.

• Содействовать личностному и социальному развитию родителей, формированию навыков социальной активности и конструктивности.

Тщательная подготовка, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это может способствовать заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.

«Родительские собрания». Обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители редко проявляют активность. Это говорит о том, что необходимо разнообразить формы проведения родительских собраний. Для этого можно использовать следующие варианты:

• «Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие.

• «Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается разными родителями.

• «Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Эта форма очень нравится активным родителям, предпочитающим живое общение.

• «Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование, ответы которого можно инкогнито обсудить со всеми.

• «Мастер – класс». Форма собрания, где демонстрируют свои достижения родители в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому выбрать свою интересную тему. В конце собрание подводиться итог.

• «Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.

Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования, а также относится «Почта нашей группы». Это почтовый ящик, куда родители могут положить записки со своими идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы можно обсудить на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает встретиться с родителями лично.

Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками. Мы постоянно оформлять групповые стенды «Для Родителей», содержащие информацию по всем разделам.

С большим интересом родители рассматривают работы детей, оформленные на специальном выставочном стенде. В нашей группе он обновляется ежедневно, для работ существуют специальные разноцветные кармашки, а все работы после выставки попадают в личное портфолио детей, с которым мы знакомим родителей.

В разделе «Советы» под руководством специалистов мы представляем их рекомендации по различным вопросам. Тематика этих материалов разнообразна.

В работе с родителями можно использовать такую форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Их тематика так же разнообразна. Удобство их состоит в том, что они могут выставляться при необходимости. На мой взгляд, досуговые формы организации общения лучше всего способствуют установлению теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм можно отнести проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Осенний праздник», «Новогодний карнавал»«Папа, мама, я - дружная семья», «День Защитников Отечества», «Мамин праздник» и др. Праздники помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Мне всегда импонировали эти формы взаимодействия, потому что радость от выступлений ребят и хорошее настроение, позитивный настрой так же действует на всех окружающих и создает соответствующую атмосферу. Именно в такие минуты родители делятся своими успехами детей, а педагоги чувствуют свою профессиональную к ним сопричастность.

       В целом, подводя итог, еще раз хочу подчеркнуть, какими бы не были разнообразными методы и формы работы с родителями, педагоги групп остаются главным действующим звеном в работе дошкольного учреждения. Личность педагога, его взгляды, уровень образованности, культуры, личной профессиональной заинтересованности, тактичности, не конфликтности - все это  залог успешной работы с родителями, создания открытой и доступной образовательной среды, такой среды, где реализуются не только федеральные стандарты, но и наши мечты и надежды на будущее, а это важно для всех нас.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...