Отчет по самообразованию.
учебно-методический материал (старшая группа)

Скотникова Елена Александровна

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими  ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2019g.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

               Отчет по самообразованию.

 

Тема:

«Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях     с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».

                 

       Учитель-дефектолог Е.А.Скотникова

2019 год

 «Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях    с детьми с задержкой психического развития»

Данную тему для  повышения своей профессиональной деятельности я взяла не случайно, так как знаю что,  использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими  ЗПР, и эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Актуальность.

   Задержка психического развития (ЗПР)- это темповое запаздывание в развитии психических процессов и несформированность эмоционально-волевой сферы у детей. Основные симптомы ЗПР: неразвитая память, внимание, мышление, речь, моторика, самоконтроль.

Дети с диагнозом ЗПР оказываются совершенно не готовыми к школе.

Представления об окружающей среде очень малы, отсутствует интерес к учебной деятельности. Также от здоровых детей их отличает и то, что они не умеют обобщать, абстрагировать. Речевая активность таких детей крайне скудна, словарный запас беден. Трудности в обучение усугубляются еще и тем, что дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быструю утомляемость и легкую отвлекаемость.          Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

Практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с ЗПР,  дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

         Коррекционная работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания,  мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. 
        В связи с этим в последние годы получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).

 2.Мною были поставлены  задачи:

-Формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий.

- Изучить современные здоровьесберегающие технологии.

- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания.

- Привлечь родителей к решению проблемы по формированию     здорового образа жизни.


3. Определены этапы  работы:

1  этап (практический)                           2018 – 2019  учебный год

2  этап (практико-внедренческий)       2019 – 2020 учебный год

4. Предполагаемый  результат:

         1.​ Повышение показателей результатов коррекционной работы

         2.​ Формирование комплекта  дидактических материалов.

         3. Формирование    педагогических  разработок  НОД с использованием

             здоровьесберегающих технологий.

         4. Разработка проекта «Индивидуальная работа с родителями с

              использованием здоровьесберегающих технологий».

         5. Способ  демонстрации  результата  проделанной  работы:

             Мастер-классы для родителей.  

            Открытые занятия с использованием здоровьесберегающих  

             технологий.

             Размещение разработок занятий с использованием

              здоровьесберегающих технологий на сайте ДОУ.

              Презентации

         6.Форма  отчета  о  проделанной  работе:

             Обобщение опыта  работы  на  уровне  детского сада.

             Выступление  по  обмену  опытом  работы  на ГМО.


Введение ФГОС дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются  современные конструкторы, игры.


В своей практической деятельности я уже  применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Пальчиковые гимнастики.

4. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.

5. Развитие общей моторики.

6. Развитие мелкой моторики.

7. Су – джок терапия.

8. Банчемс

Также, мною планируется дальнейшее углубленное изучение новых здоровьесберегающих технологий  для дальнейшего профессионального саморазвития и  повышения  эффективности коррекционно-развивающих занятий.

В план работы по самообразованию  входят следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Массаж и самомассаж.

Виды развивающего массажа, используемые в коррекционной  практике:

- массаж и самомассаж лицевых мышц;

- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

- массаж язычной мускулатуры.

2. Релаксация.

3. Су-Джок терапия.

4. Кинезиология.

5. Биологическая обратная связь (БОС).

В рамках работы над данной темой мною проведена следующая работа:

  • Не обошлась я без теоретической базы при изучении данного вопроса.
    Помощниками в изучении этой темы стали следующая литература

-Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. 

- Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных , школьных и медицинских учреждений

-В.В.Цвынтарный, «Играем пальчиками и развиваем речь»,
СанктПетербург, 1999.

- Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

- А также оказалась полезной информация с сайтов интернета:

 « Детсад» сайт для детей и взрослых, «Маам» международный
образовательный портал, Дошколенок .ру, Социальная сеть дошкольников образования.

  • Разработала  новые методические и дидактические пособия направленные на коррекцию и предупреждение  нарушений.

  • Оформила  картотеки:

            «Артикуляционная гимнастика»

            «Дыхательная гимнастика»  

            «Гимнастика для глаз» 

            «Психогимнастика»

            «Пальчиковая гимнастика по темам»

            «Су-Джок-терапия»

             «Кинезиологические упражнения для дошкольников»

  • Изготовила ряд  пособий для развития мелкой моторики, выработки целенаправленной воздушной струи воздуха.

Положительные результаты в здоровьесбережении дошкольников возможны только при взаимодействии с родителями.

  • Родителей включала  в совместную коррекционную работу:

-Разместила  на стенде консультацию « Здоровьесберегающие

 технологии в работе с детьми » (ноябрь 2018г).  

          -Провела  тренинг «Артикуляционная гимнастика для детей»

          - Проведен индивидуальный практикум для родителей по

            использованию в работе с детьми «Банчемс», «Су-джок»

 - Оформили совместно с семьей Кумачевых  семейный проект по

   здоровьесбережению  ребенка «Ловкие пальчики» .

  -Разработана  памятка  «Здоровьесберегающие технологии для

   занятий  дома»,

- Оформлен буклет «Пальчиковая  гимнастика для детей 5-6 лет

 «Весна –Красна цветами»

- Проведено анкетирование родителей  « Как развита мелкая моторика моего   ребенка».

  • Изучала  психологию каждого ребенка, его способности и возможности, использовала  эти данные  в индивидуальной работе  с детьми.

  • Подготовила из опыта работы сообщение и презентацию   на заседание педагогического совета детского сада «Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях    учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития»
  • Участвовала в Международном конкурсе «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании» (Диплом 1 степени)

Вывод:

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы:

  • эффект  применения здоровьесберегающих технологий  зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
  •  альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

      Работу в этом направлении я считаю актуальной, поэтому планирую продолжить ее дальше в подготовительной к школе группе.

Учитель-дефектолог:                                                   Е.А.Скотникова

    

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...