Применение технологии арт-терапии в работе с дошкольниками как одно из средств сохранения их психического здоровья
статья

Усанова Евгения Сергеевна

В статье показан опыт работы по применению технологии арт-терапии с дошкольниками средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии арт-терапии в работе с дошкольниками как одно из средств сохранения их психического здоровья.

Е.С.Усанова,

МБДОУ Выездновский

детский сад №1,

старший воспитатель

Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач. Одними из направлений программы основной образовательной программы являются: развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья дошкольников, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Таким образом, мы должны направить все силы на воспитание гармоничной личности. Гармонизация развития личности через самовыражение и самопознание, расширение личного опыта, внутренняя интеграция личности и ее интеграция с внешней реальностью – это и есть главные цели арт-терапевтической работы.

Наступило время информационной насыщенности, скорого ритма жизни, в результате чего возникают эмоциональные и физические перегрузки, стрессы. Вследствие этого возросло значение здоровьесберегающих технологий. А именно такой технологий и является арт-терапия. Физическое и духовное развитие ребенка зависит от того, каким он увидит окружающий мир.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности. Существуют разные виды арт-терапии: сказкотерапия, фототерапия, ароматерапия, библиотерпия, изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия.  Искусство и творчество должны быть прежде всего средством для профилактики и коррекции психического здоровья, духовного развития личности – средством лечения нашей души. Арт-терапевтическая методика позволяет погружаться в проблему настолько, насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает, что с ним происходит. Занятия по данной методике дают возможность ребенку выражать социально-неприемлемые чувства социально-приемлемым способом, создают положительный эмоциональный настрой в коллективе, позволяют обратиться к тревожащим ребенка проблемам, которые ему трудно обсудить вербально; создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют формирования правого полушария, освобождают от негативизма.

Противопоказаний для проведения данной методики нет, однако большую пользу занятия принесут детям с искаженной самооценкой, с трудностями эмоционального развития (импульсивным, агрессивным, с высоким уровнем тревожности), детям, у которых наблюдаются конфликтные ситуации в семье, неадекватность реагирования на внешние раздражители.

На таких занятиях важны  установление контакта с ребенком, непринужденная атмосфера, эмпатия (умение сопереживать чувствам другого человека), эмоциональный контакт, интонация, а также невербальные средства общения (живая мимика, жесты, открытые позы). У ребенка должна быть уверенность в поддержке взрослого, что даст ему возможность сосредоточиться на своих переживаниях.

План проведения занятий лучше строить по следующей схеме. Каждое занятие делится на четыре этапа:

1) психологическое вхождение в занятие (прослушивание музыки, песен, пение);

2) познавательно-игровой этап, или знакомство с неизвестным, новым (игры, релаксация, сказкотерапия, фитотерапия, работа с наглядными пособиями;

3) практический этап, или работа с материалом (собственно рисование);

4) этап психологической разгрузки (игры, чтение стихов, обсуждение работ, выставки).

На занятиях по изотерапии могут применяться следующие типы заданий: предметно-тематические (рисование на заданную тему), образно-символические – изображение абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (рисование вкуса, запаха и т.д.), упаржнения на развитие образного восприятия, воображения, игры и упражнения с изобразительным материалом (экспериментирование), задания на совместную деятельность.

В работу с дошкольниками можно включать различные элементы арт-терапии. Во-первых, это техника нетрадиционного рисования, при которой используются такие приемы как метод примакивания, тычка, рисования ладошками, пальчиками, рисование предметами окружающего пространства, рисование штампом. А также это медитативное рисование (вкусов, запахов и т.д.) и релаксация с использованием музыки.

Одним из методов рисуночной техники является метод марания, который дети использовали еще в доизобразительный период своей жизни, когда, впервые взяв в руки карандаш или краски,  выполняли бессюжетные рисунки. При этом у малышей появлялся эмоциональный отклик  на созданный им продукт творчества, они оставались довольны своей работой.

 Этот метод позволяет детям постарше вернуться в доизобразительный период творчества, почувствовать себя свободными от оценок и суждений, получить эмоциональную разрядку. Здесь нет критериев оценки рисунка, он принимается как должное, в результате чего уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.

Пример. Алиса Д., попав в новый коллектив, была зажата, скована. Она боялась что-то сделать неправильно. Девочка действовала по принципу: лучше не делать совсем, чем выполнить плохо. Детям было предложено создать коллективную работу, используя метод марания, в которой приняла участие и Алиса. Наносить размашистые произвольные линии и мазки было приятно и интересно, дети выплескивали свои эмоции. Затем следовало обсуждение работы, задания на воображение, даже поиск сюжета, что вызвало огромный интерес у детей. У Алисы появилось ощущение успешности и значимости для окружающих ее действий.

После нескольких таких занятий девочка стала делать попытки выполнить композиционные сюжетные рисунки и легче адаптировалась в детском коллективе. После проведения арт-терапевтческой работы рисунки стали более понятными, появился сюжет, детали стали более или менее пропорциональны друг другу.

Ещё один метод – это рисование пальцами. Следует отметить, что этот метод нравится далеко не всем детям. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, которых родители ставят на уровень со взрослыми и ждут от них серьёзных и грамотных суждений. Именно для этих детей техника рисования пальцами служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Пример. Лера Т. отказывалась рисовать пальцами, так как мама запретила ей пачкаться в детском саду и дала установку, что рисовать можно только кисточкой. При помощи доброжелательной атмосферы, бесед, необычных художественных средств (цветной бумаги, газеты, кусочков обоев, ткани, ярких пальчиковых красок, штампов)  в девочке удалось вызвать интерес к данному виду рисования. Лере было предложено участие в коллективной работе «Лебеди на озере», результаты которой вызвали восторг у всех детей. Пробы несвойственной ребенку характеристики поведения расширили и обогатили образ Я.

Таким образом, когда ребенок может быть активен, не смотря на социальные нормы, прививаемые ему с раннего детства, у него снижаются требования к результатам своих действий, уходит тревожность, развивается чувство внутреннего самоконтроля. Ребенок начинает получать удовольствие от своей активности, его психическое состояние приходит в норму, формируется адекватная самооценка.

Следующий метод нетрадиционного рисования – это рисование предметами окружающего пространства (мелкими сыпучими материалами, сухими листьями, губкой, зубными щетками). Эта техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Также можно использовать такой элемент арт-терапевтической работы как релаксация с использованием музыки, или упражнения на расслабление. Когда звучит музыка, дети работают смелее, нет скованности в движениях рук, рисунок получается ярче, выразительнее. Музыка успокаивает и побуждает к действию, она позволяет ощутить сопричастность к чему-то важному и прекрасному, значимому. Корифеи античной цивилизации Платон, Аристотель, Пифагор обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности дыхательной и нервной систем человека, устранить усталость или придать физическую бодрость, растормошить заторможенных детей. Внутренние переживание легче преодолеваются с помощью музыки, чем при разговоре. Музыка является одной из составляющих такой арт-терапевтической техники как медитативное рисование, в результате которого дети получают эмоционально-чувственный заряд при передаче своих слуховых, вкусовых и тактильных ощущений на бумаге. Для повышения чувствительности к внутренним ощущениям детям на глаза надеваются плотные повязки. Затем предлагается прослушивание музыкального произведения, например, отрывка из интермедии Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля». После чего дети, сняв повязки, зарисовывают свои ощущения и переживания.

Можно рисовать запахи и вкусы, ощущения (запах мыла, духов, вкус меда, орехов, ощущения от соприкосновения с шелком, деревянной поверхностью и т.д.). При использовании техники медитативного рисования  в качестве элемента оздоровительной работы должна быть проведена дыхательная гимнастика.

Пример. Во время проведения дыхательной гимнастики детям было предложено с повязками на глазах вдыхать аромат веточки сосны и подумать о своих ощущениях, представлениях.

   После того, как повязки были сняты, дети приступили к работе, изложив в рисунке свое восприятие запаха.

Большинство дошкольников нарисовало дерево, лес, траву, или просто пятно, используя зеленый цвет, обозначающий оптимизм и жизнелюбие (по цветохарактеристике психолога М. Люшера).

Мы уже говорили о том, что рисунки детей при использовании метода изотерапии не оцениваются, но обязательно должны быть проанализированы.

 После проведения определенного цикла занятий следует диагностика. Во-первых, проводится  детализация и интерпретация работ. Следует предложить ребенку рассказать о продукте своего творчества, конкретизируя при помощи взрослого каждую деталь рисунка. Так можно понять внутренний мир ребенка, его переживания, волнующие на данный момент проблемы. Во-вторых, нужно обратить внимание на расположение рисунка на листе: у детей с адекватной самооценкой все детали рисунка пропорциональны и располагаются в середине листа. Важны и ответы дошкольника на вопросы о том, как продукт его творчества связан с жизненной ситуацией, что ребенок чувствовал в начале создания работы и в период ее завершения. Далее следует спросить ребенка, почему он выбрал тот или иной цвет, попросить объяснить его, что этот цвет обозначает. Можно применить цветохарактеристику М. Люшера. По его мнению, голубой цвет обозначает свободолюбие и беззаботность, желтый цвет используют оптимисты и фантазеры, зеленый – символ оптимизма, настойчивости и упрямства. Красный цвет с одной стороны обозначает силу, здоровье, а с другой символизирует раздражение и гнев. Оранжевый цвет выбирают общительные, непосредственные, любознательные дети, часто меняющие свое мнение. Розовый – это нежность, женственность и эмоциональность. Детям, в работах которых преобладает данный цвет, необходимо чувство безопасности. Серый – это отсутствие всего. Этот цвет используют тихие, замкнутые дети, зависящие от взрослых. Синий цвет обозначает потребность в покое. Этот цвет преобладает у неторопливых, склонных к размышлению детей. Фиолетовый цвет чаще всего наблюдается в работах детей творческих и ощущающих эмоциональное напряжение. Черный – это депрессия, враждебность, чувство безнадежности.

Используя  характеристику цветов М. Люшера, мы можем определить характер ребенка, психологический тип его личности и эмоциональную обстановку в семье.

Рекомендуется в процессе обсуждения обращать внимание на особенности интонации, положение тела, выражение лица и ритм дыхания ребенка, и в случае его эмоционального перенапряжения переключить внимание на другую тему.

Окончанием применения арт-терапевтической работы является повышение самооценки ребенка, изменение его отношения к окружающим в позитивную сторону, приобретение уверенности в себе, а также изменение качества его рисунков. Применение арт-терапевтической работы в ДОУ позволяет решить такие проблемы как улучшение психического здоровья дошкольников; удовлетворить потребность ДОУ в инновационных технологиях.

Таким образом, арт-терапевтические занятия с детьми дошкольного возраста способствуют сохранению и укреплению их психического здоровья, развивают творческое начало, уверенность в себе, оказывают влияние на становление ребенка как личности общества, а значит, затрагиваются все направления Основной образовательной программы ДОУ.