Музыкотерапия – как одно из средств, влияющих на психическое здоровье ребёнка.
консультация по музыке на тему

Матяж Дина Мирзадзановна

   Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечет нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбужденного, поддерживает в трудную минуту, настраивает на рабочий лад, отвлекает от горьких мыслей. Как говорил В.А. Сухомлинский, музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:  Музыкотерапия – как одно из средств, влияющих на психическое здоровье ребёнка.

Музыкальный руководитель: Матяж Дина Мирзадзановна.

   Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечет нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбужденного, поддерживает в трудную минуту, настраивает на рабочий лад, отвлекает от горьких мыслей. Как говорил В.А. Сухомлинский, музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

   Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как: контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых. Карвасарский Б.Д дает следующее определение понятию «музыкотерапия»: психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Музыкотерапия направлена на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психосоматических, психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на коррекцию личностного развития, на реабилитацию личности средствами  

  Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные   музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, хлопки, постукивания и др. Музыкотерапия имеет ряд достоинств, таких как: безвредность, легкость и простота применения, возможность контроля. Также, музыкотерапия – это одно из важнейших методических средств, влияющих на психологическое здоровье ребенка.

   Музыкотерапия оказывает целительное воздействие на психологическое здоровье человека. При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности, сформировать чувства внутреннего покоя, радости, создать положительный эмоциональный фон. Слушание музыки развивает музыкальное восприятие ребенка, способствует развитию музыкального слуха и особенно его эмоционального компонента.

  Для успокоения, снятия эмоционального напряжения ребенка используют: Бетховен «Симфония 6» – часть 2, Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор». Для уменьшения раздражительности, нервного возбуждения используют: Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор». Для улучшения настроения: Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» — часть 3. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности используют: Чайковский «Шестая симфония» — часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1».

  Также, огромное влияние на развитие ребенка оказывает пение. Пение – деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Исполняя песни, дети глубже чувствуют музыку, активнее выражают эмоции. Во время пения дети становятся менее напряженными, а настроение у них повышается.

  При помощи музыкотерапии происходит становление музыкальной культуры ребенка, а через нее – нравственной, эстетической и духовной культуры. Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.

   В процессе систематической работы, при использовании различных видов музыкальной деятельности (прослушивание музыки, хоровое пение, танцы, игры на музыкальных инструментах) происходит всестороннее развитие ребенка, обогащается его внутренний мир новыми музыкальными впечатлениями, осуществляется овладение различными музыкальными навыками.

   В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

   В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

  Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка – целитель здоровья.
(В.М.Бехтерев)

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

   Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

Первый механизм состоит в том, что музыкальное искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счет этого найти ее разрешение.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие “аффекта от мучительного к приносящему наслаждение”.

  Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания, например, симфоническую музыку 19-го столетия. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый – разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй – развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизации самочувствия.

  Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно– коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно– психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

  Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

  Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

  Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

  Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

  Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

  Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.

  Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

К слушанию музыки относятся:

  • Беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;
  • Специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
  • Упражнения на внутреннее слышание.

  На успешность проведения занятий, как справедливо указывается во многих руководствах, положительно влияют позитивная личность музыкального педагога, владение им способами музыкального выражения – игрой на музыкальном инструменте и умение петь, а также включение в лечебный и профилактический процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

  В период времени от 1,5 лет происходит становление первых отношений между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции.

   Одной из самых распространенных проблем в дошкольном учреждении, в решении которой требуется музыкотерапия, является адаптация ребенка к условиям детского сада.

   Необходимо не менее 20 минут в спокойной обстановке немного поиграть. Реквизит для игры разнообразный: домик из больших кубиков; теремок, в котором обитают различные животные; елочки, имитирующие лес; барабан, танк, робот; тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей. Все это проходит под спокойную музыку (Э.Григ “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”, М.Мусоргский “Рассвет на Москве-реке” и др.) Воспитатель находится рядом с играющим, возможно присев на корточки. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении. Следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные игры типа бросание мяча, пятнашек, игры в кегли, музыка должна нести ярко выраженное положительное начало (“Маленькая ночная серенада” В.Моцарта, “Трепак” из “Щелкунчика” П.И.Чайковского и т.д.) Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному состоянию ребенка.

  Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

  На одном из занятий в ходе практики были собраны гиперактивные дети (4–5 лет), и им было предложено послушать пьесу “Мама” из “Детского альбома” П.Чайковского, сразу же состоялась беседа о характере произведения. В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения в порядке увеличения продолжительности звучания, в том числе упомянутое “Утро” Э.Грига. За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно.

  Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:

  • Специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
  • Использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
  • Использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

  Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

  При подборе произведения для слушания опираемся на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

  Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия – ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними – возникали коммуникативно – эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

  Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущественно групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

  Пение должно быть ориентировано на народные песни. Занимаясь 5 лет по русскому народному творчеству, мы обратили внимание, что у детей повысился интерес к русскому народному творчеству, дети стали раскрепощенные, эмоциональные, у них стали формироваться нравственно-личностные качества к произведениям русского народного творчества, его песням, танцам и хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Мы используем песни оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроем группы. Размещение группы – замкнутый круг. Ведущий поет вместе со всеми. Когда достигается определенное состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.

  Для руководства этой работой требуется музыкальные знания и навыки, если воспитатель сам не музыкант, он работает совместно с музыкальным руководителем, который дает необходимые консультации.

  Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально – хоровую культуру.           Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

  Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении.

  Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Терапевтическую ценность представляют ритмические, колебательные движения под музыку в три такта.

  Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.

  В музыкальной терапии существует два направления:

  Первое – воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

  Второе – строится на методе “освобождения творческих сил”, благодаря этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

  Музыкотерапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов, которые сегодня все больше поражают все больше детей. Поэтому сегодня дети должны постепенно овладевать не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Одним из таких средств и является музыкотерапия.

  С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

  Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

  Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.  

  Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что музыкотерапия- это важный компонент развития каждого ребенка, так как она приносит положительное, как в жизнь детей, так и во внутренний мир каждого. Музыка своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетаний передает бесконечную гамму чувств и настроений, оказывает целительное воздействие на психологическое здоровье каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как одно из средств коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка»

Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как одно из средств  коррекциипсихоэмоциональной сферы ребёнка»...

Применение технологии арт-терапии в работе с дошкольниками как одно из средств сохранения их психического здоровья

В статье показан опыт работы по применению технологии арт-терапии с дошкольниками средней группы...

Презентация "Применение технологии арт-терапии в работе с дошкольниками как одно из средств сохранения их психического здоровья"

В презентации представлен опыт работы по применению технологии арт-терапии в работе с дошкольниками средней группы...

«Музыкотерапия как одно из средств коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка»

Консультация для воспитателей«Музыкотерапия как одно из средств коррекциипсихоэмоциональной сферы ребёнка»МАДОУ «Детский сад №6 «Золотой ключик»Музыкальный руководи...

Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровье

Районное методическое объединение психологовТема: Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровьеДата проведения: 24.11.2020Подготовила: Т.В. СиповичМетодист - организатор ИМЦ:...

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющее на психическое здоровье ребенка

Рассказать педагогам каким образом музыка может влиять на эмоциональное  и психическое состояние дошкольника....