Определение и законодательные основы системы образования
учебно-методическое пособие

Сомова Виктория Сергеевна

Экономика образования – одно из самых молодых и быстро развиваемых направлений в науке. Экономика образования занимается изучением:

·         уровня ресурсного обеспечения всех учреждений, которые дают возможность получать образование;

·         проводит исследования по эффективности вложений в образовательную систему;

·         изучает соотношение образования к экономическому росту.

         Экономика образования является основной, без которой не сможет обойтись, вся система образования. Это объясняется тем, что образования, в целом, является основой образовательных услуг, которые предоставляют образовательные учреждения. Элементами экономики образования как системы являются: дошкольное образование; общеобразовательные школы; профессиональные технические училища;  высшие учебные заведения.

У каждой из этих частей системы, есть своя специфика. По мнению некоторых учёных экономика образования – это наука, которая определяет соотношение материальных и денежных средств, которые были направлены на получение квалифицированных рабочих, через систему образования, к полученной рабочей силы. Экономика образования занимается изучением рынка образовательных услуг и процессами, происходящими в ней. Внедрения в систему различных элементов таких как: маркетинг и менеджмент позволяет повысить качество предоставляемых образовательных услуг.   

Экономика образования занимается изучением рынка образовательных услуг и процессами, происходящими в ней.

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тверская область п.г.т. Кесова Гора МБДОУ Детский сад № 1

подготовила воспитатель: В.С. Сомова

ДОКЛАД

тема: «Определение и законодательные основы системы образования»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………2

1. Законодательные основы образования…………………………3

2. Определение системы образования……………………………..5

ВЫВОД………………………………………………………………8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………9

ВВЕДЕНИЕ

Экономика образования – это наука, изучающая социально-экономические отношения, связанные с производством, распределением, потреблением образовательных услуг, а также исследующая влияние уровня образования на экономический рост и благосостояние общества и личности.

Впервые экономику образования как способ повышения дохода начали изучать в 1924 году, предложил такую теорию академик С.Г. Струмилин. Но понятие экономики образования, как науки, появилось в 60-70-е годы, после того как было рассмотрено влияние образования на экономику. Основной идеей того времени было участие государства в образовательной сфере, а именно обучение и подготовка высококвалифицированных кадров. Предлагалось обратить внимание на достаточное финансирование всех учебных заведений.

Среди основных проблем образования современности выделяют:

  • качество предоставляемого образования;
  • кадровый состав учителей, воспитателей различных учебных заведений и детских садов соответственно;
  • финансирование(Специалисты утверждают о недостаточном количестве выделяемых средств);
  • заработная плата работников образовательных учреждений.

 

         Экономика образования, как наука, играет огромную роль в жизни человека. Без этой части общей системы невозможно представить себе картину светлого будущего любой страны и его экономического и социального благосостояния.

1. Законодательные основы образования

Законодательные основы функционирования сферы образования определены следующими основными документами. По степени важности для системы образования это:

• Конституция Российской Федерации;

• Закон Российской Федерации «Об образовании»;

• Гражданский кодекс Российской Федерации;

• иные законодательные и нормативные акты.

Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие принципы государственной политики в сфере образования. В частности, статья 43 провозглашает (цитируем):

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Все отношения в образовании строятся исходя из этих положений, в соответствии с ними.

На уровне конституционных положений важно запомнить следующее: 1. Не все образование в России должно предоставляться и предоставляется бесплатно. Бесплатным является дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование.

2. Не все образование равнодоступно для всех граждан.

3. В сфере высшего образования бесплатными являются только те места, обучение на которых обеспечено государством из общественных ресурсов.

Таким образом, можно считать, что государственные гарантии в области образования носят ограниченный характер.

Закон  „Об образовании“ с точки зрения экономики важен следующими своими положениями:

• в практику были введены определения образовательного процесса, образовательного учреждения и ряд других;

• был установлен единый подход к определению понятия образовательного учреждения это юридическое лицо, некоммерческая организация, осуществляющая образовательный процесс;

• установлены пределы компетенции по уровням управления образованием и определен круг функций и задач, Законы об образовании принимались и раньше.

Вся совокупность действующих законодательных и нормативных актов определяет условия функционирования образования. И их, безусловно, необходимо учитывать в практической деятельности. Подводя итоги рассмотрения законодательных основ функционирования системы образования, допустимо сделать следующие выводы:

• условия функционирования образования определены законодательно и, следовательно, изменить их можно также только законодательно;

• решая конкретную проблему в области экономики образования, необходимо рассматривать ее с учетом всей законодательной базы, включая законы, не относящиеся впрямую к образованию.

2. Определение системы образования.

В соответствии со статьей 8 Закона «Об образовании» система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:

• взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

• органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Система образования в законе определена с точки зрения содержания деятельности, которая в этой системе осуществляется.

Образовательные программы должны реализоваться образовательными учреждениями — организациями совершенно определенного типа. учредителем образовательного учреждения в соответствии со статьей Закона «Об образовании» могут быть: 1) органы государственной власти, органы местного самоуправления; 2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); 3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды; 4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; 5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Важнейшей особенностью образования на момент издания Закона „Об образовании“ явилось то обстоятельство, что отношения между учредителем и образовательным учреждением должны были определяться договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день основным типом организации, осуществляющей образовательную деятельность, является  учреждение, содержащие два важных положения: 1. Только при условии осуществления образовательного процесса учреждение считается образовательным; 2. Образовательным процессом является реализация образовательной программы (первый элемент системы образования) и/или содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения и организации на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и административного ведения.

К образовательным относятся учреждения и организации следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 6) учреждения дополнительного образования; 7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его государственной аккредитации.

Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций. Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации, основной уставной целью которых является образовательная деятельность только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Главной особенностью образовательной организации является ее некоммерческий статус.

ВЫВОД

Экономика образования – одно из самых молодых и быстро развиваемых направлений в науке. Экономика образования занимается изучением:

  • уровня ресурсного обеспечения всех учреждений, которые дают возможность получать образование;
  • проводит исследования по эффективности вложений в образовательную систему;
  • изучает соотношение образования к экономическому росту.

         Экономика образования является основной, без которой не сможет обойтись, вся система образования. Это объясняется тем, что образования, в целом, является основой образовательных услуг, которые предоставляют образовательные учреждения. Элементами экономики образования как системы являются: дошкольное образование; общеобразовательные школы; профессиональные технические училища;  высшие учебные заведения.

У каждой из этих частей системы, есть своя специфика. По мнению некоторых учёных экономика образования – это наука, которая определяет соотношение материальных и денежных средств, которые были направлены на получение квалифицированных рабочих, через систему образования, к полученной рабочей силы. Экономика образования занимается изучением рынка образовательных услуг и процессами, происходящими в ней. Внедрения в систему различных элементов таких как: маркетинг и менеджмент позволяет повысить качество предоставляемых образовательных услуг.   

Экономика образования занимается изучением рынка образовательных услуг и процессами, происходящими в ней.

        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляков C.A. Новые лекции по экономике образования.
  2. [Текст] ; - М.: МАКС Пресс, 2007 — 424 с. — (Серия: ”Управ-
  3. ление. Финансы. Образование“). — 1000 экз. — ISBN
  4. (в пер.).
  5. https://megalektsii.ru/s32297t2.html
  6. https://utmagazine.ru/posts/10178-ekonomika-obrazovaniya
  7. https://studfiles.net/preview/2242551/
  8. http://kniga.seluk.ru/k-raznoe/1108158-1-lekciya-obschaya-harakteristika-sferi-obrazovaniya-rossii-zakonodatelnie-osnovi-funkcionirovaniya-sferi-obrazovaniya.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме"Обновление системы образования ДОУ" Федеральные Государственные Требования программы дошкольного образования.

Доклад на тему:" Федеральные Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежом

Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежомСравнительный анализ  общественного дошкольного воспитания в разных странах: Америка, Япония, Китай, Германия, Финляндия ...

Законодательные основы организации получения образования детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ

Законодательные основы организации получения образования детьми – инвалидами и детьми  с ОВЗ ...

Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников.

Анализ научной литературы по теме экологического воспитанимя дошкольников. Историческая справка. Основные концепции и направления...

Ребенок от рождения до школы в законодательных документах об образовании.

Информация для родителей (законных представителей) в части законодательных источников в сфере образования с разъяснением требований ФГОС ДО к воспитывающим взрослым. Портрет выпускника детского сада....

Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников.

Анализ научных трудов ведущих педагогов по экологическому воспитанию дошкольников...

Консультация для воспитателей «Определение математических представлений по системе М.Монтессори.»

Данная консультация знакомит педагогов с системой М.Монтессори и материалами для обучения математике, которые применяются в данной системе....