МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
материал

Заляева Людмила Александровна

Жизнь не стоит на месте, изменения в обществе естественно ведут к изменениям в системе образования. Условия диктуют настоятельную необходимость в том, чтобы современное ДУ, если оно действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начало строить принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности, базирующейся на принципе полноты образования.

Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к созидательной деятельности.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.95 КБ
Office presentation icon model_otsenki_kachestva_doshkolnogo_obrazovaniya.ppt2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районной Августовской педагогической конференции, секция для руководителей образовательных учреждений.

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Жизнь не стоит на месте, изменения в обществе естественно ведут к изменениям в системе образования. Условия диктуют настоятельную необходимость в том, чтобы современное ДУ, если оно действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начало строить принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности, базирующейся на принципе полноты образования.

Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к созидательной деятельности.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

         Наше дошкольное учреждение тоже разработало свою модель оценки качества образования. В нём мы выдели следующие составляющие:

  • Качество потенциала педагогического состава.
  • Качество диагностического инструментария.
  • Качество управления и организации педагогического процесса.
  • Качество партнерского взаимодействия.
  • Качества ресурсного обеспечения.

Рассмотрим каждое качество отдельно.

  1. КАЧЕСТВО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА.

Сведения о квалификации педагогических кадров

Результат реализации образовательной программы во многом зависит от качества профессионального состава педагогического персонала. В нашем детском саду «Сказка» работает 42 педагога, из них:

7 человек имеют высшее образование

30 – средне - профессиональное образование.

5 – учатся в университете.

21 – первую квалификационную категорию, 

10 – соответствие занимаемой должности. 

6 – готовят документы на аттестацию на первую категорию. 

                                               

Воспитатели и  специалисты работают в тесном взаимодействии друг с другом,  уделяют большое внимание повышению уровня самообразования: работают с научно-методической литературой, периодическими изданиями, посещают курсы повышения квалификации не только по введению ФГОС, но и другие интересные темы. Участвуют в вебинарах, семинарах, выступают с распространением опыта работы на областном уровне, методические объединения (педагоги ДОУ являются активными участниками методических объединений, которые проводятся на базе детских садов района, конкурсов разных уровней).

  1. КАЧЕСТВО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ.

Необходимое условие реализации основной образовательной программы, разработанной в ДОУ, включая дополнительные парциальные программы, - проверка результатов проведения педагогами образовательной работы с детьми. С целью определения степени освоения программы, выявления изменений в развитии, эффективности педагогической деятельности, построения дальнейшей работы по результатам проводится педагогическая диагностика (мониторинг) воспитанников в начале и в конце учебного года.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА – оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено:

  • Мониторингом эффективности выполнения конкретной реализуемой образовательной программы;
  • Реализацией личностно-ориентированного подхода, предполагающего построение педагогического процесса на основе индивидуально-психологических особенностей детей, которые диагностируются с целью оценки их состояния и прогнозировании дальнейшего развития;
  • Определением эффективности педагогического воздействия, а также профессиональной компетентности педагогов;
  • Необходимостью планировать основные направления деятельности на следующий учебный год, внесением коррективы в методическую работу ДОУ;
  • Получением реалистической картины уровня подготовленности детей к школе, объёма усвоенной в период дошкольного детства информации, степенью её применения в репродуктивной и творческой деятельности.

В нашем дошкольном учреждении сложилась и реализуется следующая система диагностических мероприятий:

  • Мониторинг здоровья дошкольников проводится  медицинским персоналом детского сада, инструктором физической культуры. На основании полученных результатов составляются листы здоровья на все возрастные группы, с индивидуальными рекомендациями на каждого ребёнка.

Данная работа позволяет педагогам строить личностно-ориентированную модель взаимодействия с каждым ребенком, учитывая особенности его развития и состояние здоровья.

  • Мониторинг течения адаптации вновь поступивших в дошкольное учреждение детей.

В детском саду разработаны и апробированы адаптационные листы, которые позволяют объективно оценить период адаптации ребёнка по степени тяжести.

  • Диагностическое обследование детей пятилетнего возраста.

Мониторинг позволяет своевременно выявить нарушения в речевом развитии, в эмоционально-волевой сфере, в развитии мелкой моторики и движений. Выявленные нарушения корректируются педагогами, в случае необходимости родителям предлагается обратиться за консультацией к специалистам.

  • В середине года во вторых группах раннего возраста ДОУ проводится диагностическое обследование сенсорного развития детей.

В ходе проверки диагностируется освоение малышами сенсорных эталонов: величины, формы, цвета. Диагностическое обследование организуется в форме подгрупповых занятий. В обследовании принимает участие старший воспитатель и воспитатели групп. На основании полученных результатов планируется и ведется индивидуальная работа с детьми.

  • Итоговый контроль: «Оценка уровня готовности детей подготовительных групп к школе».

 Выпускникам  предлагаются задания, которые позволяют оценить готовность ребенка к школе по следующим показателям: память, внимание, мышление, математика, готовность руки к письму, развитие речи, воображения и знания об окружающем мире. Мониторинг помогает определить, какие способности ребенка развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно еще поработать.

Педагоги и специалисты ДОУ могут использовать собственные диагностические материалы, разработанные, например, для оценки результатов работы по программе дополнительно образования.

  1. КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Процесс управления качеством образования рассматривается как "особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования. Одним из условий управления качеством образования является оптимизация педагогического процесса, которая осуществляется в результате работы по следующим направлениям:

  • обновление содержания образования,
  • организация образовательного пространства.

В нашем ДОУ педагоги для организации образовательного процесса используют образовательную программу, разработанную в соответствии с Федеральным Государственный Образовательным Стандартом «От рождения до школы» под редакцией Вераксы…….  Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В ДОО используются две основные формы планирования: годовой и календарный план.

Согласно ФГОС ДО  планирование образовательного процесса в ДОО основывается на перспективном планировании и  комплексно - тематическом планировании.

• Выбирается тема, рассчитанная на 1-2 недели, которая совпадает с праздниками (событиями) в России, в мире;

• Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;

• Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;

• Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т. д.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, их возрастных и психологических особенностей, решения конкретных образовательных задач.

Педагоги в своей деятельности с детьми используют разные технологии:

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

– это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

  1.  Технология развивающего обучения.

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое. Развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.

  1. Технология проектной деятельности

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, 

  1. Технология исследовательской деятельности

   Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и     интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

• Опыты (экспериментирование). — освоение причинно-следственных связей и отношений;

- Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды.

- Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений.

• Коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;

- Виды растений.

- Виды животных.

- Виды строительных сооружений.

- Виды транспорта.

- Виды профессий

5.  Технология коллективного способа обучения

Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

  1. Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ.

Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВИЛА: Зам. зав по ВМР Заляева Л.А.

Слайд 2

Качество дошкольного образования - это интегративная характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достижений образовательных результатов, условий образовательного процесса , нормативным документам. Оценка качества образования - это процесс в результате которого определяется степень соответствия образовательных результатов и условий их обеспечения.

Слайд 3

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВНЕШНЯЯ ВНУТРЕНЯЯ

Слайд 4

Составляющие модели оценки качества образования

Слайд 5

Качество условий. Соответствие кадровых условий обязательным требованиям основной образовательной программы дошкольного образования; Соответствие материально – технических условий обязательным требованиям; Соответствие финансовых условий обязательным требованиям; Учебно – методические и информационное обеспечение реализации основной программы дошкольного образования; Соответствие психолого – педагогических условий.

Слайд 6

Качество организации учебно – воспитательного процесса Готовность педагогов к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождение курсов, участие в работе методического объединения и т.д.); Знания и использование современных педагогических методик и технологий; Образовательные достижения воспитанников; Участие в профессиональных конкурсах разного уровня; Организация образовательного процесса (Режимные моменты, сетка занятий).

Слайд 7

Качество результатов. Промежуточный и итоговый мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям; Диагностическое обследование детей пятилетнего возраста; Мониторинг здоровья; Мониторинг течения адаптационного периода; Диагностическое обследование сенсорного развития детей.

Слайд 8

Предметно – развивающая среда

Слайд 9

Русская изба

Слайд 10

Доски Монтесори

Слайд 11

Уголки для сюжетно – ролевых игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Оценка качества дошкольного образования»

работа старшего воспитателя с педагогами по  знакомству  с проектами нормативных документов для оценки качества дошкольного образования; их значимости в форме круглого стола....

Разработка модели оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада.

В статье представлены особенности управления качеством дошкольного образования.Представлены компоненты оценки качества дошкольного образования.Описана примерная модель оценки качества дошкольного обра...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных организаций "Оценка качества дошкольного образования"

Презентация содержит практический материал для старших воспитателей, заместителей заведующих дошкольных образовательных организаций, педагогов ДОО об оценке качества дошкольного образования в соответс...

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

Муниципальная модель оценки качества дошкольного образования

Модель оценки качества дошкольного образования...

Выстраивание модели внутренней системы оценки качества дошкольного образования

Обеспечение качества дошкольного образования и функционирования системы его внутреннего мониторинга - обязательный объект контроля региональных надзорных орг...