«Образовательное пространство программы ДО «Тропинки»: традиции, инновации, перспективы»
консультация
Описание программы "Тропинки" (В.Т. Кудрявцев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_savkina_s.s.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 44 «СВЕТЛЯЧОК»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выступление на семинаре
для заместителей заведующих по ВМР на тему:
«Организация образовательного процесса в ДОУ
в рамках Федеральной экспериментальной площадки, с учетом особенностей программы «Тропинки» под ред. В.Т. Кудрявцева»
Доклад - презентация на тему:
«Образовательное пространство программы ДО «Тропинки»: традиции, инновации, перспективы»
Подготовила:
заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ № 44 «Светлячок»
Савкина С.С.
г. о. Мытищи
09. 04. 2019 г
Слайд 1 и 2 - титульные
Уважаемые коллеги!
Слайд 3
В детских садах № 44, № 65, № 67 на протяжении двух лет ведется работа по реализации Программы дошкольного образования «Тропинки», созданной на основе концепции профессора Владимира Товиевича Кудрявцева - советского и российского психолога, доктора психологических наук, профессора, заведующнго кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, заведующего лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования Института развития дошкольного образования РАО, Президента Автономной некоммерческой организации «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева».
В наших детских садах были созданы рабочие группы, внесены изменения в образовательные программы ДОУ, разработаны рабочие программы экспериментальных групп по реализации программы «Тропинки».
Слайд 4
Мы сотрудничаем с издательством «Дрофа-Вентана-Граф» в лице методиста по дошкольному образованию, Песчанской Натальи Владимировны, принимаем участие в работе семинаров, на которые приглашаются авторы программы, в вебинарах, которые регулярно проводятся издательством.
Слайд 5
Программа дошкольного образования «Тропинки» разработана в соответствии с ФГОС ДО, определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от трех до семи лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности.
Слайд 6
«Тропинки» является инновационной программой дошкольного образования. Она основана на концепции развивающего обучения. Ее методологическим стержнем выступают сложившиеся в отечественной науке культурно-исторический и деятельностный подходы к развитию человека (обучение по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова) с учетом результатов новейших разработок (исследовательских, проектных), осуществленных в их русле. Основная идея программы – для того, чтобы «открыть» мир необходимо развивать творческое воображение ребенка.
Слайд 7
«Тропинки» -
Т – Творчество.
Р - Развивающее
О – образование.
П – Педагогические
И – инновации.
Н – Новые
К - конструктивные
И - идеи.
Слайд 8
Основная цель программы состоит в создании условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению.
Слайд 9
Поставленной целью диктуются следующие задачи Программы:
- инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, проектной деятельности, учения и др.);
- развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нём системы созидательных способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексии и др.), креативности как ведущего свойства его личности;
- развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;
- расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности с взрослым и друг с другом;
- формирование у детей творческого, осмысленного, ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью путем построения оздоровительной работы как развивающей образовательной;
- развитие у ребенка начал будущего умения учиться.
Основная образовательная программа «Тропинки» предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ребенка с помощью всего многообразия видов детской деятельности, как то игра, изобразительное творчество, конструирование, восприятие сказок, учение, общение и многое другое.
Дети с развитым воображением – это, как правило, дети и с развитым мышлением.
Традиционно дети смотрят прежде всего на педагога, отвечают прежде всего учителю, от
учителя ждут оценки и отметки. Здесь же дети слушают друг друга, продолжают мысль
товарища, задают друг другу многочисленные вопросы.
Все формы детской деятельности могут нести «образовательную ценность». Личностное
развитие ребёнка происходит, только если созданы условия не только для освоения знаний и
навыков, но и для формирования важнейших качеств: самостоятельности, инициативности,
ответственности.
Слайд 10
Достичь этой цели позволяют принципы программы «Тропинки»:
1. Элементы развития креативного потенциала:
- образно-смысловое мышление;
- способность постигать явления и объекты от общего к частному;
- творческий характер поиска решений проблемы;
- способность увидеть предмет в новом контексте.
Слайд 11
2. Решение элементарных повседневных задач с опорой на культурный пласт достижений человечества.
Например, в направлении «Познавательное развитие» воспитанники по ходу занятий неявно подводятся к философские вопросам:
- Что может удивить людей?
- Почему люди не всегда находят общий язык?
- Откуда рождаются мои мысли?
- Зачем я нужен другим людям? И зачем они нужны мне?
3. Передача новых знаний путем постановки проблемы (задачи).
4. Многодеятельностный подход воплощения творческих задумок и открытий.
5. Каждое занятие — событие, которое выделяется на фоне обыденной жизни, продукт, совместно создаваемый взрослыми и детьми.
6. Оздоровительное направление приоритетно и встроено внутрь развивающих мероприятий с дошкольниками.
Слайд 12
Почему подразделы Программы называются «тропинками»? Потому что именно по ним ребенок входит в мир человеческой культуры, через который пролегает его основной жизненный путь. Постепенно продвигаясь по этим «тропинкам», ребенок (конечно, не без помощи взрослого) находит в культуре источники собственного личностного роста.
Слайд 13
У «тропинок» есть три особенности:
Во-первых, «тропинки» не представляют собой чего-то уже готового и проторённого. Ребенку вместе со взрослым приходится достраивать их.
Во-вторых, по «тропинкам» ребенок приходит к творческому осмыслению не только мира культуры, освоенной человечеством действительности. «Тропинки» приводят ребенка к открытию заново своего внутреннего, субъективного мира.
В-третьих, «тропинки» пересекаются и тесно переплетаются друг с другом. Например, на занятиях по формированию предпосылок математического мышления, развитию изобразительной и музыкальной деятельности, речи и речевого общения активно культивируются двигательно-творческие возможности детей. В своей общей форме эти возможности служат предметом развивающей педагогической работы на физкультурных занятиях.
Слайд 14
В структуру Программы входят детализированные программно-методические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса, каждое из которых содержит подразделы («тропинки»):
Социально-коммуникативное развитие: «Тропинка в мир людей», «Тропинка в мир труда»;
Слайд 15
Познавательное развитие: «Тропинка в мир свойств и качеств предметов», «Тропинка в окружающий мир», «Тропинка в мир математики»;
Слайд 16
Речевое развитие: «Тропинка в мир правильной речи», «Тропинка к грамоте»;
Слайд 17
Художественно-эстетическое развитие: «Тропинка в мир художественной литературы», «Тропинка в мир музыки», «Тропинка в мир изобразительного искусства»;
Слайд 18
Физическое развитие: «Тропинка в мир движения», «Тропинка к здоровью».
Слайд 19
Программа «Тропинки» включает стандартные линии работы с детьми и дополняется новыми.
Так, научить уважению к трудящимся людям, рациональности и бережливости поможет издание «Тропинки в экономику» А. Д. Шатовой.
Слайд 20
Подготовить малышей к жизни среди общества помогают пособия: «Технологии социализации ребёнка в образовательном комплексе» Н. П. Гришаевой, «Развитие толерантности у детей 5–7 лет» Г. К. Уразалиевой, «Тропинка к взаимопониманию» (рабочая тетрадь) Г. К. Уразалиевой.
Слайд 21
Для создания предпосылок самореализации ребенка в мире искусства подготовлены материалы «Развитие воображения в изобразительной деятельности» С. Л. Киселевой, «Музыкальный мир» Т.И. Баклановой, Г.Л. Новиковой, «Здравствуй, русская сторонка! Музей в детском саду» И. И. Наседкиной, Р. М. Абрамовой, серии пособий «Цветная тропинка», «Цветные ладошки», программы по конструированию и художественному труду И. А. Лыковой.
Слайд 22
Поскольку игровая деятельность является ведущей в детском саду, особый интерес у педагогов вызовет комплект дидактических игр «Воображаем, думаем, играем» Н.Г. Салминой, А.О. Глебовой.
«Тропинки» относятся к программам так называемого конспектного типа, то есть УМК включает методические пособия для воспитателей; рабочие тетради для детей; демонстрационные и раздаточные материалы для занятий с детьми (в том числе на электронных носителях), дидактические игры и т. п.
Слайд 23
В программно-методический комплект входит также пакет средств психологической и педагогической диагностики развития ребенка.
Слайд 24
В «Тропинках» содержание образования реализуется в контексте комплексно-тематической модели проектирования образовательного процесса.
При отборе тем для работы педагогов в разных возрастных группах учтены:
- события окружающего мира, происходящие в природе и в общественной жизни, понятные и привлекательные для детей данного возраста;
- события, о которых дети узнают из литературных произведений, фольклора,
мультипликационных и кинофильмов, вызывающие эмоциональный отклик и интерес воспитанников;
- события и объекты окружающей действительности, стимулирующие развитие любознательности и познавательных интересов детей группы;
- события, связанные с семьями воспитанников, традициями и бытом.
Проектирование реального образовательного процесса в программе «Тропинки», учитывает индивидуальные особенности детей группы. При этом предполагается, что педагог подходит к выбору тем дифференцированно, с опорой на специфику подгрупп.
Выбирая и формулируя темы для образовательной работы, педагог учится наблюдать, прислушиваться к детским потребностям и интересам, поддерживать активность и инициативу воспитанников группы, видеть каждого ребёнка.
Слайд 25
При этом воспитателю не обязательно строго придерживаться очерченного круга и порядка предложенных в программе тем. На их основе конструируется живой педагогический процесс в реальной группе с учётом конкретных условий работы.
Кроме того, темы могут «перехлестываться», идти параллельно в течение какого-то промежутка времени, дополнять друг друга. То есть в течение некоторого времени, от нескольких дней до недели, в зависимости от возраста детей, их особенностей и личных предпочтений, а также педагогических задач, которые формулирует воспитатель с использованием программы «Тропинки», возможна работа не над одной, а над несколькими, чаще двумя, темами.
Авторы программы «Тропинки» считают, что планирование воспитательно-образовательного процесса в группе детского сада – это предварительное продумывание, определение последовательности осуществления работы педагога, описание условий, необходимых для реализации содержания образования в разнообразных формах работы с детьми.
Слайд 26
Таким образом, планирование работы воспитателя при реализации программы «Тропинки» - не утомительное переписывание в тетрадь многочисленных книг, программ, пособий, а обдуманный технологичный процесс, предваряющий начало практической деятельности, организующий ее.
Слайд 27
Таким образом, авторам проекта «Тропинки» удалось сбалансировать инновации и традиции. Увлекательные сценарии занятий удивят и понравятся даже взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновации в образовательном пространстве: Опыт, проблемы, перспективы Статья:"Роль проектной в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста"
Инновации в образовательном пространстве:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,ПЕРПЕКТИВЫ. Статья: "Роль проектной в развитии позновательной активности детей дошкольного возраста" (ссылка)...
Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.
В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...
статья "Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"в сборнике "ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"
В статье раскрыты особенности работы с родителями в ДОУ на современном этапе, обозначены условия для более успешной и плодотворной работы....
Статья "Современный подход в работе с детьми дошкольного возраста" в электронном сборнике научных статей "Инновации в образовательном пространстве :опыт, проблемы, перспективы"
Для воспитателей детских садов...
IX Международная научно-практическая конференция "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы , перспективы"
Для педагогов...
Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи-выступление на IX Международной научно- практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт,проблемы, перспективы"
Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования игровых приемов, упражнений, способствующих психич...
Статья в сборнике IX Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: "Использование песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома"
В статье проанализирован опыт работы педагогов по использованию песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома, автором предложены подходы к организации данного вида изобразительной деятель...