Выступление на педсовете «Мотивация в дошкольном возрасте»
консультация

Барбина Виктория Николаевна

Материал моет быть полезен старшим воспитателям и воспитателям детских садов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_doshkolnikov.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Мотивация в дошкольном возрасте»

Детсадовский период является подготовительным этапом к дальнейшему образованию, формированию познавательной мотивации необходимо уделять особое внимание. Модель поведения, выстраиваемая в раннем возрасте, будет в дальнейшем обуславливать не только успешное обучение, но и социальные взаимоотношения в обществе.

Согласно советскому психологу, философу, педагогу Алексею Николаевичу Леонтьеву, периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является именно детский возраст.

Матюшкин Алексей Михайлович писал, что познавательная мотивация является общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала.

Что же такое мотивация?

Мотивация (от лат. двигаю) - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Следует различать понятия мотив и цель.

Цель – это предвидимый результат, а мотив – побуждение к достижению цели.

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

Значит, цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Исходя из целей, мотивация позволяет решать сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи и т.д.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Современные условия реализации образовательного процесса, характеризуются обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней личности.

 В реальной жизни, особенно в современных условиях, мотивация к обучению наблюдается далеко не у всех детей. Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Удачный выбор мотивации уже гарантия того, что дети будут с большим удовольствием выполнять все предложенные задания и с нетерпением ждать новых встреч, следующих занятий. Мотивация должна произвести на ребенка эффект, побудить его к действию, заинтересовать ребенка.

Виды мотиваций:

1. Игровая мотивация «Помоги игрушке», ребёнок выступает как помощник и защитник, достигает цели обучения, решает проблемы игрушек. Её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании для младшей и средней группы.

2. Мотивация помощь взрослому «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы, в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

3. Мотивация «Научи меня», основана на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

Например: - Ребята, мне нужно завязать бантик. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

4. Мотивация «создание предметов своими руками для себя».

Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Можно использовать в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

• нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

• обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

• обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

• действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

• Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Мотивационные ситуации

• Достань подарок (подарки находятся под замками, чтобы их открыть, надо выполнить задания)

• Помоги герою.

• Решение бытовых вопросов.

• Путешествие (обращаем внимание на взаимопомощь)

• Соревнование (для детей 5-6 лет, обращаем внимание на взаимопомощь).

• Поиск выхода из затруднительной ситуации - использование вопросов: Что будем делать? С помощью чего? Чего не хватает? Что надо сделать? Как сделать?

• Введение новой информации воспитателем для решения проблемы.

• Воспитатель предлагает несколько видов деятельности, приёмов, материалов для выхода из проблемной ситуации.

• Рассказывание, объяснение, подведение детей к разрешению ситуации.

• Самостоятельное применение нового на практике (применение умений и навыков, выполнение работы).

Многим детям среднего дошкольного возраста требуется внешнее педагогическое воздействие на мотивационную сферу. Для того чтобы процесс побуждения к действию был целенаправленным, с ребёнком необходимо проводить определённые тренировки:

  • Процесс обучения должен проходить в тесном сотрудничестве с воспитателем. Педагоги или родители должны верить в возможности малыша и тем самым стимулировать его к действию. При работе с дошкольником не стоит форсировать события и торопиться с выводами. Каждый малыш индивидуален и по-своему уникален.
  • Очень важно вызвать у взрослеющей личности интерес к любой деятельности. Для этого можно использовать любознательность малыша. В процессе работы с дошкольником необходимо создавать такие ситуации, которые потребуют решения новых задач.
  • Ребёнку нужно подробно разъяснять причину его неудачи или успеха. Оценка его деятельности педагогом является сильной мотивацией. Сравнивать результаты малыша нужно не с другими детьми, а с его ранними показателями.

Особенности мотивации дошкольников в игровой форме заключаются в том, что в процессе обучения преподаватель должен переключить сознание маленького ребёнка с неосознанного выполнения действий на сознательное. Также педагог должен активно развивать творческое воображение детей.

  • Выполняемые задания должны иметь определённый уровень сложности;
  • Занятия должны быть интересными и разнообразными;
  • В процессе игровой мотивации ребёнок должен самостоятельно заниматься поиском необходимого решения;
  • Форма занятий должна постоянно меняться, для того чтобы исключить создание напряжённой рабочей атмосферы;
  • Новый материал должен быть интересен ребёнку и максимально связан с его жизненным опытом.

Воспитатель обязан эмоционально стимулировать интерес дошкольника к выполнению задания. Поддержание правильной доброжелательной атмосферы на протяжении всего цикла обучения является залогом успешного решения поставленной задачи. Интерес маленького ребёнка можно пробудить при помощи сказочных героев. Знакомые персонажи всегда вызывают чувство доверия. Малыш с удовольствием отправляется с ними в импровизированную сказку, для того чтобы стать непосредственным участником различных событий. Эффективность игровой мотивации повышается за счёт положительных эмоций и усердного старания дошкольника.

Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него — главное. Это — коллективист с альтруистической мотивацией. Для третьего важно каждое «серьезное» занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, — у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Для такого ребенка значимо не столько «что делать», сколько «как делать»: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Некоторые детей увлечены делом, но совсем по-другому: кто-то погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструкторов. У них преобладает интерес к содержанию деятельности.

На мотивацию и эффективность выполняемых ребенком действий влияют те отдельные удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. 

Младшие дошкольники не особенно чувствительны к этому фактору. Вплоть до трех-четырехлетнего возраста дети, вероятно, еще не cпocoбны оценить итог своей деятельности как успех или неудачу

Средние дошкольники уже переживают успех и неуспех. Если успех влияет положительно на работу ребенка, то неудача — всегда отрицательно: она не стимулирует продолжения деятельности и проявления настойчивости. Допустим, ребенок пытается сделать аппликацию из цветной бумаги. Ему удалось вырезать что-то, отдаленно напоминающее цветок, и, довольный результатом, он с энтузиазмом начинает его приклеивать к картону. Если же здесь его постигнет неудача — клей то совсем не капает, то бьет фонтаном и всю бумагу покрывает липкая лужица, — ребенок все бросает, не желая ни исправлять, ни переделывать заново работу.

Для старших дошкольников успех остается сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неуспех. После неудачи они стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата и не собираются «сдаваться».

В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми.

Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, характер общения при включении ребенка в различные виды совместной деятельности, мы можем многое понять в его становлении как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Консультация для педагогов "МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ". Педагог Шкилева Елена Валерьевна

Чтобы правильно организовать образовательную деятельность необходимо заинтересовать дошкольников, мотивировать их на совместную деятельность......

Мотивация детей дошкольного возраста в ходе НОД

Мотивация– это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом не...

Мотивация детей дошкольного возраста в ходе НОД

Мотивация– это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом не...

Выступление на методическом объединении на тему :Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУ

Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУО. П. Радынова, исходя из специфики основных задач музыкал...

Выступление на педсовете "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Детский сад – новый, важный период в жизни ребенка.  Для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс.  С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь с...

Выступление на педсовете "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Выступление на педсовете "Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ"....