Проект методической работы в ДОО «Педагог – творец - мастер» на пути к профстандарту
методическая разработка

Дергунова Ирина Ильинична

модель методического сопровождения педагогов, обеспечивающей  необходимую профессиональную компетенцию педагогов в условиях реализации ФГОС и  подготовительной работы к введению профессионального стандарта педагога для координации и согласованности деятельности, воспитателей и специалистов детского сада, выработки единых  подходов к овладению современными формами и методами образовательной и воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dergunova_i.i._cheboksary.docx89.57 КБ

Предварительный просмотр:

Кафедра дошкольного образования и сервиса ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Проект методической работы в ДОО

«Педагог – творец - мастер»

Автор:

Дергунова Ирина Ильинична,

 старший воспитатель  МАДОУ «Детский сад «201» г. Чебоксары

Актуальность проекта

С 1 января 2017 г. вступил в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н, которым утверждается профессиональный стандарт "Педагог" ("педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)").

 Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. К концу переходного периода все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

В структуре нормативного документа, вступившего в силу с 2017 года, прослеживается чёткое разделение правил на три основополагающих сферы:

Обучение. Педагогически работник обязан безупречно владеть своим предметом и использовать в своей работе наиболее передовые образовательные методики.

Воспитание. Любой педагог являет примером для подрастающего поколения, что предопределяет обретение демонстрацию соответствующих качеств.

Развитие. Обязанность педагога – научить учиться, объяснить пользу и необходимость саморазвития и самообразования, как непременных составляющих любого образовательного процесса.

Как показала практика, первый раздел не вызывает особых сложностей для понимания и постепенной адаптации педагогических работников к сформулированным требованиям. Два оставшихся не так уж и  сложны, сколько тяжелы для реализации. Фактически они расширяют компетенцию педагогического работника до уровня универсального специалиста, имеющего навыки учителя, психолога, дефектолога. Будущее образовательного учреждения – это компетентные педагоги, готовые к переменам, способные трудовым действиям в нестандартных ситуациях,  инициативные, мобильные, творческие.

Так, теперь педагог обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, или девиантными детьми. Также с теми, для кого русский язык не является родным, и , к тому же с компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами в ДОУ: психологами, учителями - дефектологами, логопедами, а также обладать уверенными  ИКТ навыками.

Педагог, воспитатель должны обладать личностными качествами, неотделимыми от его профессиональных компетенций, такими как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Профстандартом перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться в самых разнообразных формах обучения  Обретение этих ценных качеств возможно при организации целостной системы методической работы в ДОО.

Методическая работа нашего дня – это целостная система взаимосвязанных мер, направленных на создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства каждого педагога, приоритета педагогической компетентности,  творческих поисков коллектива, успешную организацию качественного образовательного процесса.

           Методическая работа в детском саду должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его знаний и  эрудиции. Также важно уделять внимание необходимых для педагога–практика свойств и качеств личности - терпения, доброты, понимания, открытости, искренности и др. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОО – важный показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.

Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный, активный  творец своей профессиональной деятельности. Особое значение приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, самокритично и проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.

Таким образом, возникает необходимость создания модели методического сопровождения педагогов, обеспечивающей  необходимую профессиональную компетенцию педагогов в условиях реализации ФГОС и  подготовительной работы к введению профессионального стандарта педагога для координации и согласованности деятельности, воспитателей и специалистов детского сада, выработки единых  подходов к овладению современными формами и методами образовательной и воспитательной работы,

Цель проекта:  повышение профессиональных компетенций педагогов ДОО через создание эффективной системы методической работы.

Задачи:

- создать и реализовать модель методического обеспечения повышения профессионального мастерства педагогов для обеспечения качества образования в условиях в условиях реализации ФГОС;

- выбор эффективных форм методической работы для разных категорий педагогов в зависимости от стажа,  квалификации, личностных особенностей;

- развитие  у педагогов способности самоанализа и педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;

- разработка системы мониторинга эффективности методической работы.

Пути реализации проекта:

- создание благоприятных условий для развития педагогов с учетом их интересов, мотивов деятельности и потребностей социального развития;

- повысить уровень ИК-компетентности, активизировать использование ИКТ в педагогическом процессе;

-изучить уровень профессиональных компетенций педагогических кадров для создания индивидуального маршрута повышения психолого- педагогической компетентности;

 -создать модели методической работы с группами педагогов разного уровня профессионализма,

-организовать  возможности повышения профессионального мастерства педагогов в разных формах:  самообразование, курсовая подготовка, дистанционное и  онлайн-обучение, обмен опытом и др.;

-подобрать  инструментарий  для оценки профессионального мастерства педагогов, соответствия трудовых умений педагога требованиям стандарта.

Сроки реализации проекта: январь 2017г. – август 2019г.,

Участники  проекта:

Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №201» г. Чебоксары:

Ресурсы проекта

-старший воспитатель, высшая квалификационная категория;

-воспитатели-20, из них 9 имеют 1 квалификационную категорию, 7 молодые специалисты со стажем работы менее 3 лет;

- специалисты- 7, педагог-психолог- 1 кв. категория, учитель –логопед, 1 кв. категория, учитель-дефектолог- 1 кв. категория, инструктор по физической культуре- 1 кв. категория, инструктор по плаванию- высшая категория, музыкальный руководитель- 1 кв. категория, педагог-ДО.

Материальные ресурсы для эффективного использования информационных технологий: 20 компьютеров, локальная сеть с выходом в интернет, 4 мультимедийных проектора, компьютеры для детей- 12.

Этапы проекта

1. Подготовительный:

-самоанализ уровня подготовки педагога. Педагог самостоятельно решает, каким требованиям профстандарта он отвечает, а где у него проблемы. Определяется, как их решить: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение и т. д.;

- анализ  уровня овладения педагогом ИК-технологиями и возможностями расширения использования в образовательной деятельности;

- анализ соответствия педагога требованиям профстандарта  на основе анализа развивающей  предметно-пространственной среды группы, образовательной деятельности, планирования, выполнения трудовых действий;

-анализ   отношения педагогов  к воспитанникам, имеющим особенности и ограниченные возможности;

2.Основной этап

-рассмотрение содержания профстандарта и обсуждение путей их реализации педагогом в условиях конкретной деятельности;  самостоятельное ознакомление с профстандартами.

- обсуждение путей реализации профстандарта на педсоветах, круглых стола и т.п.;

-методическая  работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта; предлагаются варианты повышения квалификации педагога;

-разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога – составление  индивидуальной образовательно-методической траектории педагога;

-формирование творческих  микрогрупп  педагогов по уровню соответствия профстандарту, по опыту работы, по уровню профессионализма для использования наиболее эффективных форм методической работы;

- разработка и подбор инструментария для диагностики педагогов, оценки соответствия педагога требованиям стандарта;

3. Этап. Оценочный

- обобщение и анализ итогов реализации проекта;

- оценка реализации и презентация проекта;

- рефлексия, самоанализ и самооценка.

Планирование новых целей и результатов

Пояснительная записка содержания методической работы

В работе с педагогами используются традиционные и нетрадиционные формы работы- практические, семинарские занятия, деловые игры, направленные на удовлетворение интересов педагогов в профессиональном росте, мотивации к самообразованию. В условиях введения профессионального стандарта педагога наиболее эффективными будут нетрадиционные формы работы с использованием интерактивных и активных технологий. Предлагаемые нетрадиционные формы способствуют повышению требований к педагогическим кадрам, росту качества и уровня образования.

Одной из традиционных форм является постоянно действующий семинар- практиум, деятельность которого направлена на своевременную поддержку педагога в период изменений, формирование мотивации к непрерывному профессиональному образованию, создание условий для постоянного взаимного обучения и обмена опытом.  Однако нужно новое наполнение традиционных форм- брифинг, тренинг, проблемные ситуации, поисковая деятельность, моделирование и педагогическое экспериментирование.

В повышении профессионального мастерства предусмотрена психолого-педагогическая поддержка педагогов. В соответствии с требованиями ФГОС педагогом-психологом проводится диагностическая, профилактическая, коррекционная работа с учащимися. Для выработки необходимых для профессиональной деятельности учителей и воспитателей качеств нужна система психолого-педагогических семинаров, включающая тренинги, игровые ситуации, самостоятельный поиск новых решений.

Показателем качества повышения профессионального мастерства педагогов  в нашем ДОО является вовлечение педагогов в подготовку и проведение «Творческих мастерских педагога», где создается образовательная среда, в которой молодые педагоги получают необходимый первый опыт, а опытные- возможность самовыражения, раскрыть   профессиональный и творческий потенциал.  Творческая мастерская – это   форма профессионального объединения педагогов в системе методической работы, связанная с повышением профессионального мастерства воспитателя, расширением кругозора, благодаря моделированию педагогических ситуаций, практикумов. Темы творческих мастерских педагога  призваны повысить компетенцию педагога: «Вместе мы можем больше!»- в инклюзивном образовании, «Школа компьютерной грамотности»- в использовании ИК –технологий,  « Разговор о детях»- в области психологии и педагогики дошкольного детства, «Творим волшебно!»- в формировании творчества и продуктивной деятельности.

Огромное значение в развитии профессиональной компетенции педагогов,  а также в улучшении деятельности всего коллектива  имеет педагогический совет. Педсовет - педагогическая мастерская, педсовет- круглый стол, или деловая игра, с помощью таких интересных форм работы педагоги сами ищут ответы на актуальные вопросы, сверяют, уточняют свои познания, ведут творческий поиск при подготовке к педсовету, проводят самоанализ своей деятельности и деятельности ДОО.

Самообразование – одна из ведущих форм повышения педагогического мастерства. Содержание, формы, методы самообразования выбираются в соответствии с уровнем профессионализма, собственными интересами и проблемами,  и тенденциями постоянного процесса образования. В ходе работы по индивидуальной теме педагоги изучают источники научно-методической информации, опираются на опыт педагогов- новаторов, пишут педагогические проекты, планы работы.

           Один из важнейших принципов методической работы - вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность с использованием активных методов и приемов обучения в каждой их форм работы:

- проблемные ситуации (выдвигается проблема,  и педагоги учатся находить пути решения проблемы, самостоятельно формулируют выводы);

- семинары, практикумы, мастерские опыта, педагогическая гостиная,  творческие занятия (направлены на развитие творческого мышления и создание творческих инновационных проектов),

- деловая игра (моделирование реальной практической ситуации, в которой педагоги принимают профессиональные решения). Деловая игра позволяет увязать обучение с условиями практической деятельности, дает возможность участнику быть открытым к  коллегам, научиться занимать активную позицию, совершенствоваться в профессионализме

- групповая дискуссия, обмен мнениями (решение наиболее важных вопросов воспитательно — образовательной работы).

-Одной из перспективных технологий обучении является кейс-технология (case-study). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.

Подводя итоги, отмечу, что новый профессиональный стандарт — тот ориентир, к которому мы практически должны прийти.

Но для этого необходима продуманная дорожная карта, приближающая нас к его реализации.

Дорожная карта реализации проекта

Содержание

Сроки

1.  Организационная работа

Формирование рабочей группы.

Январь 2017

Разработка и утверждение Дорожной карты внедрения профессионального стандарта

январь

Формирование целевых групп Творческих мастерских педагога для  педагогов  разного профессионального уровня

февраль

Определение имеющегося ресурса для создания модели  (методический, кадровый, информационный)

январь

Разработать методическое сопровождение работы над проектом

февраль

Обеспечить психолого-методическую подготовку педагогов к внедрению проекта в области инклюзивного образования  (диагностика, анкетирование и др)

февраль

 Разработать локальные акты ДОО  по проекту (Положение о системе оценки деятельности педагога ДОО,  Положение о распределении стимулирующего фонда оплаты труда,  Приказ о назначении наставников молодых и малоопытных педагогов и др.)

январь

2.  Информационная работа

1.

Информирование родительской общественности, органов самоуправления ДОО о переходе на профстандарт

Февраль-май

2.

Обеспечить доступность информации о реализации проекта в информационном пространстве ДОО- сайт, информационные стенды, информационный экран, электронная система  «Сетевой город. Образование»

В течение всего периода

 3. Методическая работа по повышению квалификации педагогических работников

1

Определение соответствия профессионального уровня педагогических работников   МБДОУ «Детский сад №201» г. Чебоксары» требованиям стандарта

февраль

2

Организация и проведение процедуры самооценки педагогами своей квалификации;

февраль

3

 Организовать диагностику профессиональных трудностей педагогов;

февраль

4

Анализ рабочих программ педагогов   с учетом требований профессионального стандарта;

февраль

5

Типологизация выявленных проблем по результатам самооценки педагогов,  внутреннего аудита, результатов контроля, внутренней системы оценки качества образования.

март

6

Спланировать систему мероприятий, направленных на решение обозначенных задач:

Составление т. н. индивидуальной образовательно-методической траектории педагога:C:\Users\Power\Desktop\мои документы С\фаотографии 30 марта вебинар\DSC02458.JPG

-самообразование,

-курсы переподготовки,

-стажировочные площадки, 

-работа в мастер-классах,

-дистанционное обучение-

-и др.

Март -апрель

7

Мероприятия по  созданию безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации

постоянно

8

Оказание помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня профстандарта:

-нетрадиционные и традиционные формы и методы работы, включающие интерактивные и активные технологии;

Январь 2017-август 2019

9

Организация Школы молодого педагога и системы наставничества

ежегодно

10

Организация  участия педагогов в  профессиональных  Всероссийских, Республиканских  и муниципальных  профессиональных конкурсах;

ежегодно

11

Организация мероприятий, направленных на популяризацию деятельности педагогов - победителей конкурсов профессионального мастерства

В начале года

12

Создание электронного банка методических идей педагогов;

Создание банка публикаций  опыта работы.

Методическая копилка опыта

Январь 2017-август 2019

Ожидаемые результаты:

- создание модели методической работы с группами педагогов разного уровня профессионализма для формирования новых образовательных потребностей педагогов, побуждающих к работе над достижением высокого уровня своей компетентности, стремления к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию,

- эффективная модель методического обеспечения повышения профессионального мастерства педагогов-100% педагогов реализуют планы самообразования, 70% аттестованы.

- предлагаемая модель обеспечивает готовность педагогов ДОО к введению профессионального стандарта,

- положительная динамика профессионального роста педагогов, преодоления педагогических трудностей, 50 % педагогов накапливают опыт, и публикуют  работы в СМИ, в периодических изданиях, сборниках конференций.

- повышение уровня образовательных достижений, личностный рост  педагогов-100% педагогов участвуют в конкурсах профессионального мастерства, и побеждают.

Литература.

1.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

2.Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод.пособие /Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.Н.Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2008.

3.Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4.Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольном образовательных образовательных учреждениях /И.В.Никишина, канд.пед.наук. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы методической работы с молодыми педагогами»

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...

"Организация методической работы по сопровождению педагогов с семьями воспитанников в дошкольном образовательном учреждении"

Целенаправленная методическая работа с педагогами ДОУ и педагогов с родителями способствует развитию партнерских отношений во взаимодействии семьи и детского сада....

Педагогический опыт работы "Эффективные формы методической работы с молодыми педагогами"

В нашем детском саду организована Школа наставничества. В своем опыте работы я хочу поделиться такой эффективной формой  работы с молодыми педагогами как мозговой штурм....

Проект методической работы по введению профессионального стандарта «Педагог»

Данный проект является  составной частью Дорожной  карты  внедрения всех профессиональных стандартов (из числа утвержденных Минтрудом России) в соответствии с имеющейся спецификой и нал...

Организация методической работы с начинающими педагогами ДОУ

Вопрос организации работы с начинающими педагогами является актуальным для нашего детского сада. Так, ежегодный количественный и качественный анализ состава педагогического коллектива свидетельствует ...

Методические рекомендации для педагогов "Организация методической работы по самообразованию педагогов дошкольного учреждения"

Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.В современном ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышен...

Проект методической работы с педагогами дошкольного учреждения «Шагаем к успеху уверенно!»

Проект методической работы с педагогами дошкольного учреждения «Шагаем к успеху уверенно!»...