Статья на тему "Профессиональная культура руководителя МДОУ"
статья

Паша Екатерина Ивановна

Руководитель МДОУ, кто он сегодня? Начальник ремонтно-строительного управления, конторы материально-технического обеспечения?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная культура руководителя МДОУ

Руководитель МДОУ, кто он сегодня? Начальник ремонтно-строительного управления, конторы материально-технического обеспечения? Вокруг детского сада достаточно подотчетных ведомств, которые надо поставить в такие условия, чтобы они считали за честь выполнять заказы детских садов.

      Автор материала, заведующий  МДОУ «Раздольненский ясли-сад  «Золотой петушок» Старобешевского района, ДНР.

Паша Екатерина Ивановна. 

   Конечно, среди руководителей  МДОУ есть сильные хозяйственники. Именно их влияние в значительной степени определяет сегодняшнее положение, дальнейшую судьбу детских садов. Они выстояли, выдержали первые удары реального, сурового рынка. И все же не допущена ли здесь ошибка? Не переносятся ли на руководителя МДОУ обязанности директора небольшого завода? Ведь в детском саду своя специфика, и не учитывать ее нельзя.

Нужно освободить заведующего от сугубо хозяйственных проблем. Его главная задача — организация воспитательной работы с детьми.

Чтобы руководить педагогическими коллективами, перед которыми в настоящее время поставлены другие задачи, необходима новая категория руководителей образовательных учреждений.

  Компетентность, широкий кругозор, инициативность, общая культура — эти качества помогают заведующему оперативно решать педагогические и административные задачи, рационально расставлять кадры и определять их обязанности, стимулировать деятельность каждого сотрудника.

  Современный руководитель дошкольного образовательного учреждения — это руководитель, обладающий высокой культурой управленческой деятельности. Большинство специалистов определяют управление как вид деятельности и способ перевода педагогической системы в новое качество и состояние путем воздействия на объекты и субъекты.

Показатели культуры управленческой деятельности:

Во-первых, целесообразность и целеполагание при выполнении государственных образовательных стандартов;

Во-вторых, системность, системное «видение» объектов и субъектов педагогического процесса, представленных в проектируемых моделях (планах, программах, концепциях);

В-третьих, статистические подходы в управлении (например, методы диагностики и статистического контроля);

В-четвертых, вариативность программ, обеспечивающая субъекту управления «необходимое разнообразие»;

В-пятых, альтернативность технологий, гарантирующая оптимальность, качество и эффективность принятого решения.

Чтобы достичь высоких результатов в своей управленческой деятельности, руководителю МДОУ необходимо знать и учитывать основные факторы, влияющие на эффективность работы. Одним из них является сложившаяся в коллективе система взаимоотношений руководителя с подчиненными.

Характер этих отношений, микроклимат в коллективе и его преобладающий настрой имеют решающее значение для достижения успеха в работе всего учреждения.

Создание делового сотрудничества в коллективе — процесс длительный и сложный. Он зависит в первую очередь от руководителя этого учреждения, его умения организовать совместную деятельность всех сотрудников, тактично оказывать помощь воспитателям в работе с детьми и родителями, в их общественной деятельности, находить индивидуальный подход к каждому сотруднику.

Нравственное качество руководителя, его поведение задают тон взаимоотношениям во всем коллективе. Деятельность руководителя МДОУ сложная и многоплановая. В сплочении педагогического коллектива на основе общих целей, задач, содержания работы учреждения — его основная задача.

Лицо дошкольного учреждения определяет его педагогический коллектив. А создают этот коллектив, сплачивают, превращают в работоспособную творческую силу заведующий и старший воспитатель. Заведующий и старший воспитатель отвечают за организацию целостного педагогического процесса в учреждении. Именно поэтому манера поведения руководителя, настойчивость, целеустремленность и последовательность — важнейшие качества, которые необходимы для его профессиональной деятельности, в процессе которой возникают деловые отношения.

Педагоги — это, как правило, люди с обостренной потребностью в уважении и самоуважении. Для них очень значимы различные формы морального поощрения, атмосфера добрых взаимоотношений в коллективе.

Следовательно, руководителю необходимо учитывать эти особенности, проявлять больше такта, отзывчивости, доброжелательности в общении с педагогами.

Часто говорят, что коллектив таков, каков его руководитель. В определенной степени это так, ведь тот, кто стоит во главе рабочей группы, нередко создает трудовую атмосферу. Его служебные права умножаются на его ответственность. Руководителю необходимо видеть, какие качества и особенности его поведения члены коллектива ценят в нем больше всего, а какие — меньше. Успех деятельности руководителя определяется не только непосредственно профессиональными знаниями, но и его личностными качествами, способностью наладить контакт и взаимопонимание с подчиненными.

Руководитель учит воспитателей понимать ребенка. С этого начинается формирование педагога. Если он не стремится познать духовный мир ребенка, он никогда не сможет быть настоящим мастером своего дела. С этого начинается и любовь к своей профессии.

Глубокое знание педагогики, умение применять эти знания на практике — необходимое качество для руководителя педагогического коллектива. Быть хорошим педагогом, способным влиять на коллектив, — это первостепенное достоинство руководителя МДОУ, и оно не может и не должно подменяться административно-хозяйственными умениями.

   Если руководитель, окунувшись с головой в хозяйственные и административные нужды, перестает быть педагогом, то и вверенное ему детское учреждение постепенно начинает превращаться из воспитательного в учреждение присмотра за детьми.

В таком детском саду, на первый взгляд, царит благополучие и порядок, соблюдается режим, дети выглядят ухоженными и спокойными. Но за этим внешним благополучием часто скрываются отсутствие единства во взглядах на воспитание и, как следствие этого, педагогические ошибки и промахи.

Профессиональная культура руководителя МДОУ, умение руководить приходят с годами. Однако полагаться на время, на то, что путем проб и ошибок в конечном итоге можно стать хорошим руководителем, — непростительная ошибка. Надо стремиться скорее усвоить «технологию» руководства детским садом, основываясь на лучших традициях воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ.

Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ....

Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Родничок» "КРАЙ МОЙ РОДНОЙ - ВОХОМСКИЙ" музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад №2 п.Вохма" Попова Наталья Леонидовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 п.Вохма"Вохомского муниципального района Костромской области.Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Род...

Сценарий праздника, посвященного Международному женскому дню, для детей 6-7 лет, музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №5» г. Саратова Боевой Ирины Николаевны. «Конкурс Мини-Мисс»

Сценарий праздника, посвященного Международному женскому дню,для детей 6-7 лет, музыкального руководителяМДОУ «Детский сад №5» г. СаратоваБоевой Ирины Николаевны. «Конкурс Мини-Мисс»...

Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны «Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»

Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны«Приобщение детей к истокам народной культуры,  средст...

Статья о взаимодействии музыкального руководителя и инструктора по физической культуре

ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОО  КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ...