«Целевые ориентиры как основание преемственности дошкольного образования и начального общего образования в рамках ФГОС"
презентация

Балчый Рашида Олеговна

«Целевые ориентиры как основание преемственности дошкольного образования и начального общего образования в рамках ФГОС"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_dou_noo.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Целевые ориентиры как основание преемственности дошкольного образования и начального общего образования в рамках ФГОС"

Слайд 2

« Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.С. Выготский

Слайд 3

Что такое преемственность?

Слайд 4

Преемственность – это последовательная передача чего-либо от одного к другому. Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Слайд 5

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Слайд 6

Нормативно - правовая база по вопросу преемственности между ДОУ и начальным звеном школы. Закон об образовании Семейный кодекс РФ Конвенция о правах ребенка Концепция модернизации Российского образования Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования» Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»

Слайд 7

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются : - установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; - выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; - создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; - всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; - оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; - формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей

Слайд 8

Что такое целевые ориентиры дошкольного образования?

Слайд 9

Целевые ориентиры дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО: - Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика. - Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. - Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. - Развитие коммуникативности , т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же время важнейшего направления социально-личностного развития.

Слайд 11

Здоровье и физическое развитие Мотивационная готовность Социально- нравственное развитие Обученность на уровне Программ Художественно- эстетическое развитие Сформированность психических процессов Интеллектуальная компетентность Портрет будущего первоклассника

Слайд 12

ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности Принципы отбора содержания непрерывного образования, на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач, при этом усвоенные детьми знания, умения и навыки рассматриваются как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования реализация которых направлена на развитие самостоятельной, творчески мыслящей личности: Принцип развития предполагает

Слайд 13

усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей Принцип гуманитаризации рассматривается как

Слайд 14

создание образовательных программ, которые помогут ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечат осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, формируют умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет (например, «Начальная школа XXI века», «Школа 2000 – Школа 2100»); создание интегрированных курсов (например, «Синтез искусств» в УМК «Школа 2000 – Школа 2100»), обеспечивающих формирование у ребёнка целостной картины мира. Принцип целостности образа мира предполагает

Слайд 15

создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов наполнение регионального компонента таким содержанием, которое будет дополнять, углублять, расширять федеральный компонент Принцип культуросообразности предполагает

Слайд 16

возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей; обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка – гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования. Принцип вариативности содержания образования предполагает 14

Слайд 17

представлены следующими направлениями развития ребёнка: физическое познавательное социально-коммуникативное художественно-эстетическое речевое Основные содержательные линии дошкольного – начального образования

Слайд 18

Сравнительный анализ содержательных областей образовательных программ ФГОСов : 18 Образовательные области ФГОС ДО: Предметные области ФГОС НОО: * обществознание и естествознание Социально – коммуникативное развитие (окружающий мир) * основы духовно-нравственной культуры народов России познавательно е развитие * филология * математика и информатика * технология речевое развитие * филология художественно-эстетическое развитие * искусство физическое развитие * физическая культура

Слайд 19

4. удерживает равновесие 4. не до конца развиты координация и произвольность движений 3. знает и выполняет правила гигиены, ухода за телом, охраны своей жизни и приёмы закаливания 3. имеет представления о гигиене, своем теле и своих физических возможностях 2. не всегда может поддерживать темп движения, дозировать мышечные движения 2.. движения приобретают произвольный характер 1. выполняет различные двигательные упражнения 1. активно и с удовольствием выполняет различные доступные упражнения; проявляет интерес к подвижным играм Ребёнок: Ребёнок: Начальное образование Дошкольное образование Физическое развитие 5. может проводить утреннюю зарядку, организовывать двигательный режим во время приготовления уроков, прогулок

Слайд 20

3. проявляет интерес к познавательной литературе, символам, схемам 3. проявляет интерес к познавательной литературе, символам, схемам 2. любит наблюдать, экспериментировать 2. любит наблюдать, экспериментировать 1. самостоятельность в игровой деятельности преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности, возникает инициативность в познавательной деятельности 1. развивается любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, решении проблемных ситуаций Ребёнок: Ребёнок: Начальное образование Дошкольное образование Познавательное развитие

Слайд 21

7. совершенствуется и обогащается речь, становясь одним из необходимых условий познания; развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение 6. осваивает знаково-символическую деятельность – умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями 5. развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление 5. имеет общие представления об окружающем мире, о себе, о других людях, развивается наглядно-действенное мышление 4. проявляет готовность к совместной с учителем учебной деятельности 4. умеет следовать образцу, правилу, инструкции Ребёнок: Ребёнок: Начальное образование Дошкольное образование Познавательное развитие (продолжение) 6. умеет понимать изображения и описывать изображённое

Слайд 22

2. формирует произвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения 2. опирается в работе с детьми на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение 1. формирует учебно-познавательную активность и интерес к экспериментирова-нию , организует образовательную среду, стимулирующую познавательную актив-ность детей 1. поощряет познавательную инициативу ребенка; организует образовательную среду, стимулирующую познавательную активность детей Взрослый: Взрослый: Начальное образование Дошкольное образование Речевое развитие

Слайд 23

4. формирует готовность к совместной учебной деятельности 4. приобщает детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания 3. развивает и обогащает мотивы речевой деятельности и речевой практики, ее содержательности, точности, правильности, выразительности, благозвучности 3. уделяет внимание обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи, развитию диалогической речи в процессе общения ребенка с другими детьми Взрослый: Взрослый: Начальное образование Дошкольное образование Речевое развитие (продолжение)

Слайд 24

Социально-коммуникативное развитие развитие 3. стремится расширять границы собственных знаний и умений, то есть появляется способность к самоизменению . 3. способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции 2. самооценка остаётся оптимистичной и высокой, но становится все более дифференцированной, независимой, рефлексивной; 2. отличается положительным самоощущением: уверен в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят; 1. появляется достаточно осознанная система представлений о самом себе, о своих индивидуальных качествах; о нравственно-этических нормах; 1. проявляет положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру; Ребёнок: Ребёнок: Начальное образование Дошкольное образование

Слайд 25

Социально-коммуникативное развитие (продолжение) 3. поддерживает коммуникативную инициативу ребёнка по организации сотрудничества со взрослыми и сверстниками. 3. заботится об эмоциональном благополучии ребенка; уважительно, независимо от достижений, достоинств и недостатков, относится к его интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одеж-де и др.). 2. помогает овладеть нравственными нормами поведения в природе, общественных учреждениях, помогает осознать ответственность за самого себя и других людей; 2. способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; 1. формирует умение оценивать своё положение в системе социальных отношений “взрослый - сверстник” - я”; 1. формирует коммуникативную и социальную компетентности детей; Взрослый: Взрослый: Начальное образование Дошкольное образование

Слайд 26

2. способен создавать вокально-музыкальные, ритмопластические, живописные, словесные художественные образы, адресованные не только себе самому, но и другим людям – зрителю, слушателю, читателю. 2. любит фантазировать, воображать, рисовать, придумывать сказки, играть словами, проявляет интерес к ролевой и режиссёрской игре, танцам, пению. 1. учится преобразовывать игру в художественное творчество 1. проявляет интерес к эстетической стороне действительности, к разным видам и жанрам искусства, в том числе народного творчества; Ребёнок Ребёнок: Начальное образование Дошкольное образование Художественно-эстетическое развитие

Слайд 27

3. учит понимать доступные произведения разных видов искусства и авторские оценки, в них заключенные. 3. поддерживает детскую непосредствен-ность , поощряет, стимулирует фантазии и воображение ребенка. 2. помогает претворять впечатления от восприятия окружающего мира в выразительные художественные образы (пластические, музыкальные, изобразительные и т.п.); 2. предоставляет ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла; 1. развивает художественно-творческие способности детей; 1. обогащает чувственный опыт ребенка во всех видах активности, организует художественную деятельность, адекватную данному возрасту; Взрослый: Взрослый: Начальное образование Дошкольное образование Художественно-эстетическое развитие (продолжение)

Слайд 28

Таким образом, непрерывность в содержании образования достигается, если в дошкольном образовании речь идёт об основах приобретения знаний и освоения разных видов деятельности в начальной школе речь идет о Введении в образовательные области «Словесность», «Математика», «Человек и окружающий мир», «Искусство и художественный труд», «Физическая культура» в основной школе речь идет – об Образовательных областях в соответствии с БУП

Слайд 29

Проблемы современного общества, связанные с преемственностью ДОУ и школы.

Слайд 30

Пять компонентов готовности к школе 1.Мотивационная готовность - это стремление ребёнка идти в школу, желание познавать новое 2.Волевая готовность – это комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаясь на уроке, пересиливать желание играть, вступать во взаимоотношения со сверстниками. 3.Социально-психологической готовность – умение ладить со всеми и в любом коллективе. 4.Умственная готовность (Интеллектуальная готовность) – это развитие восприятия, развитие наблюдательности, развитие внимания, памяти, мышления; сформированность представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. 5.Умение учиться, умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать её.

Слайд 31

Основные формы работы преемственности детского сада и школы: заключение договора между детским садом и школой о сотрудничестве; составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности; взаимопосещение педагогов дошкольного образовательного и начальной школы; проведение совместных мероприятий (совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.);

Слайд 32

формы осуществления преемственности Работа с детьми Взаимодействие педагогов Сотрудничество с родителями

Слайд 33

Концепция непрерывного образования во многом определяет содержание стандартов образования Подведём итоги Актуальная проблема преемственности образования позволяет говорить о необходимости построения системы непрерывного образования В построении данной системы должны принять участие все категории специалистов, работающих в народном образовании Документ, на который следует ориентироваться в своей деятельности каждому педагогу, - Концепция непрерывного образования, обсуждённая широкой общественностью и утверждённая на государственном уровне

Слайд 35

Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. Д.Б.Эльконин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до.

Материал для проведения круглого стола или выступления по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Рассматриваются основные "плюсы" и "минусы" предшкольной подготовки....

«Пути достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Проблемы на пути достижения целевых ориентиров и способы их решения»

В материале перечислены целевые ориентиры, пути их достижения, трудности, встречающиеся при формировании целевых ориентиров и пути их преодоления, такие как методы и формы организации детских видов де...

«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

Статья "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»...

Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития ребёнка».

Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития р...

"К вопросу о преемственности дошкольного образования и начального общего образования"

Проблемой, которую мы для себя обозначили, является преемственность дошкольного и начального школьного образования. В данной статье рассмотрен теоретический аспект преемственности дошкольного и началь...