Главные вкладки

    "Составляющие оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении"
    статья

    Беликова Татьяна Владимировна

    Составляющие оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otsenka_kachestva_-_kopiya.docx21.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Оценка качества дошкольного образования
    Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
    Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения — не решенной до настоящего времени. Достаточно длительный период доминировало мнение о том, что качество дошкольного образования определяется созданными для его осуществления условиями, то есть, по сути, тождественно им.
    Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: понятие качества образования, способы оценивания качества образования, способы оценивания качества образования, целостность системы и качество образования, взаимодействие ступеней образования и его качество, факторы, обусловливающие качество образования, рыночная среда и качество образования, механизм управления качеством образования, информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования и др.
    В итоге определение качества дошкольного образования выливается в комплексную проблему. Она требует вносить дополнения и изменения в действующее законодательство в сфере ДО.
    Система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию.
    Услуга-это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя.
    Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны прийти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным.
    Таким образом, качество дошкольного образования это интеграция:
    1.Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы.
    2.Способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их:
    качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;
    качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения;
    качества управления системой дошкольного образования;
    3.Способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам.
    4.Стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в дошкольном образовательном учреждении.
    Следовательно качество дошкольного образования – обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам.
    Качество дошкольного образования — это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.
    От чего же зависит качество ДОУ?
    1. От качества работы воспитателя
    2. От отношений, которые сложились в коллективе
    3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми
    4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
    О.А. Сафонова считает, что качество образования — это объект мониторинга в дошкольном учреждении, представляет в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание,организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении .
    По мнению И.А. Рыбалова управление качеством образовательного
    процесса в дошкольном учреждении рассматривается как целенаправленное,
    комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям
    Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении — это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива.
    В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении — это
    результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:
    – как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
    – как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор
    программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т.д.);
    – какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат
    в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая
    направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.)
    К.Ю. Белая, представляет качество дошкольного образования как управляемый процесс, который осуществляется:
    — через управление всем педагогическим процессом и его составляющими;
    — через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально — психологического климата в нем.
    Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние.
    1) Внутренние факторы– те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям (тому, что должно быть) фактические образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения.
    Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию.
    Например, при установлении соответствия разработанной и реализуемой образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать, по сути, степень ее соответствия (или просто соответствие):
    — принципу интеграции образовательных областей;
    — принципу развивающего образования;
    — комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;
    — специфике условий осуществления образовательного процесса;
    — виду и приоритетным направлениям деятельности ДОУ;
    — личностно-ориентированному характеру образования
    и т.п.
    Далее — при установлении соответствия фактических условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень их соответствия (в некоторых случаях просто наличие) следующего:
    — обеспеченность кадрами и уровень их квалификации;
    — наличие необходимой нормативной правовой базы;
    — состояние предметно-развивающей среды
    и др.
    При установлении соответствия фактических результатов основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень сформированности (или просто наличие)
    — интегративных качеств.
    Все вышеперечисленное может быть отнесено как к параметрам, характеризующим качество дошкольного образования, так и к внутренним факторам, влияющим на его качество. Регулирование данных факторов – компетенция, в первую очередь, самих образовательных учреждений и их учредителей.
    2) Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить:
    — влияние семьи;
    — социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям);
    — конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);
    — индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);
    — уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные)
    и др.
    Необходимо учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки качества дошкольного образования .
    Наиболее полно рассматривают понятие «качество образования» С.Е.Шишов и В.А.Кальней. Они считают,что качество образования- социальная, психолого- педагогическая категория, определяющая уровень и результат процесса образования в обществе и отдельной личности; его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании личностной и профессиональной компетентности; мера, с помощью которой выявляется соответствие конечного результата стандарту.
    Качество образования представляет собой интегральное понятие, складывающееся из отдельных показателей(личности, программ; технологий,средств и т.д.)
    Различают следующие принципы управления качеством образования:
    -социосообразности;
    -диагностической целенаправленности;
    -структурной и функциональной целостности;
    -природосообразности;
    -интенсивности;
    -завершенности (В.И.Беспалько).
    В основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок. Степень признания самоценности личности ребенка, его права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для его творческой самореализации определяют оценочную шкалу данного подхода к качеству дошкольного образования в ДОУ.
    Анализ литературы по теории менеджмента позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при разработке технологии управления качеством воспитательно-образовательного процесса:
    -Качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса, маркетинга и других.
    -Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость.
    -Во время оценки качества воспитательно-образовательного процесса нельзя ограничиваться фиксацией наличия в группе (в детском саду) хорошо обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребенка и оценить вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития.
    -Контроль качества должны обеспечивать не только администрация, а все субъекты воспитательно-образовательного процесса.
    -Управляя качеством, важно делать упор не столько на контроль, сколько на обучение исполнителей и формирование эффективной технологии (у педагогов – педагогической, у руководителей – управленческой).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар для педагогов "Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS - R"

    В методической разработке рассмотрена технология проведения семинара для педагогов, основной задачей которого является знакомство с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования...

    Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении.

    Рабочие материалы помогут старшим воспитателям и руководителям дошкольных учреждений разобраться в трудном понятии "ВСОКО"....

    «Применение шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях»

    ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада (среда как «третий педагог»).  Под «образовательной с...

    Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R"

    Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R" "...

    Основные методы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации

    В статье рассматриваются основные методы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации....

    Семинар "Шкалы ECERS-R. Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации"

    Цель: Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах оценки качества дошкольного образования....