Самообразование как форма непрерывного повышения профессионального мастерства педагога ДОУ
статья

Гаврикова Мария Евгеньевна

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы. Методической службе необходимо так организовать работу, чтобы самообразование, как одна из форм непрерывного образования педагогов, стало потребностью для их профессионального роста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование педагогов ДОУ21.71 КБ

Предварительный просмотр:

М.Е. Гаврикова

О.В. Пономарева

МБДОУ «ДС №366 г. Челябинска», Россия

Самообразование как форма непрерывного повышения профессионального мастерства педагога ДОУ

Аннотация: Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы. Методической службе необходимо так организовать работу, чтобы самообразование, как одна из форм непрерывного образования педагогов, стало потребностью для их профессионального роста.

Ключевые слова: самообразование, профессиональное мастерство, непрерывное образование, мастерство педагога, личностный рост педагога ДОУ.

M. E. Gavrikova

O. V. Ponomareva

MBDOU "DS №366 of Chelyabinsk", Russia

Self-education as a form of continuous improvement of professional skills of the teacher of DOU

Abstract: Improving the skill level of teachers is a priority area of methodological work. The methodological service needs to organize its work in such a way that self-education, as one of the forms of continuous education of teachers, becomes a need for their professional growth.

Key words: self-education, professional skills, continuing education, teacher's skills, personal growth of the teacher of DOE

В условиях процессов глобализации, усиливается конкуренция среди всех специалистов и в любой области. Каждый специалист, в том числе и педагог, должен быть мобильным и конкурентоспособным. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать современными педагогическими технологиями воспитания и обучения и обеспечить возможность, прежде всего, для своего развития.

Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. [3]

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности. [2] Существует множество форм методической работы по повышению профессионального мастерства: педагогические советы, обучающие семинары, консультации, мастер-классы и многие другие формы, которые так или иначе активизируют педагогов и наталкивают на активную деятельность в области своего профессионального развития. Но, важная задача всех форм методической работы, это стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию, которое реализуется непрерывно в течении всей профессиональной деятельности.

Самообразование — самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте. Самообразование это необходимая составляющая саморазвития. (И. А. Мещерякова.) 

Методической службе необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов. Необходимо создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.

Считается, что организованный самим человеком процесс повышения профессиональных знаний проходит три последовательных этапа:

  • адаптационный;
  • проблемно-поисковый;
  • инновационный.

Каждая из этих ступеней самообразования отличается по своим возросшим качественным показателям. Так, первый уровень характерен для начинающих воспитателей. Его прохождение способствует адаптации к профессии. Что касается проблемно-поискового уровня, то на этом этапе происходит поиск оригинальных методик и эффективных приемов работы. Самая высокая степень развития наблюдается на третьей ступени самообразования. Инновационный уровень предполагает создание педагогом социально значимого продукта своей деятельности, который обладает практической новизной. В МБДОУ «ДС №366 г. Челябинска» существует система работы педагогов по самообразованию, которая выстраивается следующим образом:

- Формирование темы самообразования по личным интересам или затруднениям в профессиональном деятельности.

- Составление плана работы по теме самообразования, который включает в себя обязательные компоненты, такие как: теоретическая работа, работа с детьми, с родителями и распространение своего опыта работа среди коллег.

- Презентация итогов работы по теме самообразования, которая включает в себя разные формы: показ открытого мероприятия, публикации в сборнике, работа с родителями, разработка методического продукта и т.д.

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. Поэтому, не менее важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной им темы.

Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

План самообразования педагогов составляется в период работы при выборе новой темы самообразования, которая может реализоваться, как в течении одного года, так и нескольких лет. Все зависит от важности и глобальности выбранной темы. План, как правило, содержит основные данные педагога: ФИО, тема самообразования, направления работы и формы и сроки отчетности.

Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете создаются необходимые условия. Организуются выставки: «В помощь занимающимся самообразованием», «Это интересно знать», «Новинки», «Доска Почета», «Наши публикации» и др. Постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы, а также банк педагогических идей, разработанных педагогами ДОУ. [1]

Формы самообразования многообразны:

  • работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями
  • участие в работе научно-практических конференций, семинаров
  • ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми,

рост его профессионального мастерства.

Стоит иметь, что научить творчеству педагога невозможно. Однако самообразование способно побудить его сделать определенные шаги для своего профессионального развития. А для контроля данного процесса необходим отчет педагога по самообразованию.

В качестве отчета работы по самообразованию существуют множество форм, которые мы практикуем в ДОУ:

  • показ открытых педагогических мероприятий;
  • публикации статей в сборниках различных уровней;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства со своим опытом работы в данном направлении;
  • конкурс «Лучшие методическая разработка»;
  • создание банка идей в рамках темы самообразования;
  • мастер-классы для педагогов и родителей по теме самообразования;
  • семинары –практикумы с предоставлением теоретического материала темы исследования;
  • педагогические мастерские, с целью передачи практического опыта своим коллегам;
  • участие в семинарах, конференциям разного уровня;
  • разработка материалов для портфолио педагога;
  • составление анализа проделанной работы.

Однако стоит помнить о том, что вне зависимости от выбранной темы отчет о самообразовании воспитателя ДОУ не должен представлять собой только красочно поданную информацию. Работа по совершенствованию умений и знаний даст свои положительные результаты только в тех случаях, когда будет вестись планомерно, целенаправленно и систематически. Этот процесс станет предпосылкой для формирования повышения профессионального мастерства и творческой активности каждого из педагогов ДОУ. [4]

Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Задача методической работы состоит в создании системы работы педагогов по самообразованию, в корректировке тем, значимых для всей системы дошкольного образования и в мотивации педагогов в работе над самообразованием.

Список литературы

  1. Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: контрольно-диагностическая функция / К.Ю. Белая. - М., 2004. -  32с.
  2. Белая К.Ю. Методическое обеспечение системы дошкольного образования в Москве / К.Ю. Белая //Дошкольное воспитание. – 1997. - №2. - С. 25-31.
  3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова.- Ростов- на-Дону, 1997.
  4. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя. – 2008.- № 11. - С. 10-18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

—Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;—Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...

«Роль методической работы в повышении профессионального мастерства педагогов (самообразование, повышение квалификации и др.) »

В современных условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению  их квалификации, стремлению к образованию, самосовершенствова...

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

•Выявить влияние темы самообразования на педагогическое мастерство учителя и на формирование ЗУНов учащихся.•Оценить актуальность темы самообразования каждого педагога.     Дать рекомен...

Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования.

Презентация, в которой собран материал о том, что такое самообразование. Мотивы побуждающие педагога к самообразованию....

Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»

Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль...

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников -"Педагог 13.ру" "Современные технологии восстановительной медиации в образовательной организации" Статья в сборнике стр.12

В сборнике статей обобщён научно-практический опыт педагогов Республики Мордовия по внедрению современных медиативных технологий в современных образовательных организаций в современных условий"....

САМООБРАЗОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В ДЕЛЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных нав...