Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования "Юный натуралист"
материал (средняя группа)

мониторинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_monitorin_kruzhka_sesoreva_19-20.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска


Мониторинг результатов освоения воспитанниками

программы дополнительного образования

«Юный натуралист» для детей 4-5 лет

по итогам педагогической диагностики

на начало и конец 2019-2020 учебного года

Составил:

воспитатель

Сесорева М.А.

Методика: при составлении диагностического комплекса для детей 4-5 лет был использован «Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста разработанный С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой

Задачи:

  1. Выявление степени освоения экологических знаний
  2. Выявление степени освоения трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами

Показатели результативности:

1. Представления о живой природе

2. Представления о неживой природе

3. Отношение к природе

4. Труд в природе

Критерии оценки:

3 балла – высокий уровень

2 балла – средний уровень

1 балл – низкий уровень

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

 

Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

Методика эксперимента.

Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

- от 1 до 1,6 баллов — недопустимый уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов — допустимый уровень;

- от 2,4 до 3 баллов — достаточный уровень.

Содержание диагностического инструментария

1. Представления о природе

1) Живая природа

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

- Как ты догадался, что все это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Задание 3.

Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Задание 4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 5.

Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.

Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание 6.

Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 7.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

- Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?

- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

Задание 8.

Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его (ее) месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

2) Неживая природа

С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

О воде:

- Какого цвета может быть вода?

- Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку?

- Зачем нужна вода?

О песке:

- Чем отличается сухой песок от влажного?

- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

- Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

- Зачем нужен дождь в природе?

- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

- Что появляется после дождя на городских улицах?

- Как меняется небо весной, летом, зимой?

- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к растениям в уголке природы. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности - либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые растения, которые нуждаются в помощи (растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует это растение?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе)

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за растениями

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за растениями. Направленность труда по уходу за растениямидо конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для растения.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь растению; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи.

Уровни экологических представлений и отношения к природе

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) - ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.

Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.

Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) - ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и существенные признаки под руководством педагога. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.

Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) - ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер.

Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.

Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.

Мониторинг освоения обучающимися

программы дополнительного образования «Юный натуралист» за 2019-2020 учебный год

Таблица 1

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Экологические представления детей 4-5 лет

Представления о природе

Отношение к природе

Труд в природе

Живая природа

Средний показатель

Неживая природа

1

2

4

5

6

7

8

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1

Б. Александра

2

3

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2,4

3

3

3

2

3

2

3

2

В. Софья

2

3

2

2

3

3

2

2

2

2

3

2

3

2

2

3

2,3

2,5

2

2

2

3

2

3

3

Г. Варвара

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2,7

3

2

3

3

3

2

3

4

П. Василий

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2,3

3

2

3

2

3

2

3

5

П. Макар

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

6

П. Федор

2

3

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2,3

3

3

3

2

3

2

3

7

Р. Макар

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2,3

3

2

3

2

3

3

3

8

С. Максим

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2,1

2,3

2

3

2

2

2

2

9

С. Валерия

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2,2

2

2

2

2

2

3

10

Т. Марк

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

2

3

3

2,3

2,8

2

3

2

3

2

3

11

Ф. Владимир                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

2

3

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2,3

3

3

3

2

3

2

3

12

Ч. Антон

2

3

2

2

3

3

2

2

2

2

3

2

3

2

2

3

2,3

2,6

2

2

2

3

2

3

13

Ю. Матвей

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

14

Я. Владимир

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2,3

3

2

3

2

3

2

3

Итоговый показатель по группе

2,3

2,9

2,2

2,2

2,3

2,9

2,2

2,8

2,2

2,8

2,3

2,8

2,3

2,9

2,2

2,8

2,4

2,8

2,2

2,8

1,9

2,8

2,1

2,9

Таблица результативности освоения обучающимися 

программы дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет

на начало и конец 2019-2020 учебного года

 

Таблица 2

Экологические представления детей 4-5 лет

Уровень развития ребенка

Представления о природе

Отношение к природе

Труд в природе

Живая природа

Неживая природа

Кол-во детей

Проценты %

Кол-во детей

Проценты %

Кол-во детей

Проценты %

Кол-во детей

Проценты %

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

Высокий

2

9

14

64

4

11

28

78

3

12

22

86

2

13

14

93

Средний

12

5

86

36

10

3

72

22

11

2

78

14

12

1

86

7

Низкий

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Итого за

группу

14

14

100

100

14

14

100

100

14

14

100

100

14

14

100

100

Динамика результативности деятельности освоения обучающимися

программы дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет

в 2019-2020 учебном году

                                                                                                                                                                                                                                 Таблица 3

Критерии

Уровень развития

Высокий %

Средний %

Низкий %

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

Представления о живой природе

14

64

86

36

0

0

Представления о неживой природе

28

78

72

22

0

0

Отношение к природе

22

86

78

14

0

0

Труд в природе

14

93

86

7

0

0

Средний показатель

19

81

81

19

0

0

Динамика

50

50

0

       

Анализ мониторинга освоения обучающимися

программы дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет

в 2019-2020 учебном году

Формирование экологических представлений детей 4-5 лет 

Средний уровень сформированности экологических представлений на начало года показали 81% воспитанников. Высокий уровень сформированности экологических представлений на начало года имели 19% воспитанников. На конец года средний уровень сформированности экологических представлений показали 19% воспитанников. Высокого уровня сформированности экологических представлений на конец года достигли 81% воспитанников.

Вывод: анализ освоения детьми 4-5 лет программы дополнительного образования «Юный натуралист» в 2019-2020 учебном году показывает положительную динамику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Колесо истории» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2018-2019 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками  программы дополнительного образования  «Колесо истории» для детей 5-6 лет  по итогам педагогической диагностики на начало и к...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками  программы дополнительного образования  «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на нача...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Занимательная математика» для детей 3-4 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Занимательная математика» для детей 3-4 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и коне...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностикина начало и конец 2020-2021 у...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностикина начало и конец 2020-2021 у...