Мониторинг в ДОУ
консультация

Птицына Екатерина Михайловна

Мониторинг качества современного дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_kachestva_doshkolnogo_obrazovaniya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг качества современного дошкольного образования

            Новые требования общества  к воспитанию и образованию дошкольников предъявляют изменения  в организации педагогического процесса в ДОУ, в совершенствование качества дошкольного образования.                   Мониторинг следует рассматривать как метод исследования педагогического процесса в рамках контрольно-диагностической функции.

        Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает слежение за состоянием, развитием педагогического процесса, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности, повысить качество дошкольного образования.

        Контроль - это целенаправленная деятельность по установлению соответствия функционирования, развития всей системы ДОУ, каждого его подразделения и работы сотрудников требованиям нормативных актов и принятым решениям.

        Основной задачей контроля образовательного процесса дошкольного

образовательного учреждения, является проверка деятельности  участников образовательного процесса по реализации государственной политики в области  образования:

 -  выполнение программы развития  образовательного учреждения,  

-  освоение воспитанниками государственных образовательных стандартов.

          Необходимыми составляющими контроля  являются:

- разработка системы контроля за воспитательно- образовательной работой с детьми, диагностических материалов, вопросов по осуществлению тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах;

- наблюдение за деятельностью  воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;

- фиксация результатов наблюдений;

- анализ результатов воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планов и документации воспитателей;

- формирование выводов и заключения о состоянии воспитательно- образовательной работы с детьми;

- осуществление диагностики профессиональной компетентности педагогов, развития детей;

- разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков в работе  педагогов;

- обсуждение результатов контроля с воспитателями, использование этих результатов при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

            При осуществлении функции контроля всегда изучаемое явление сравнивается с определенным эталоном. Таким эталоном контроля воспитательно-образовательной работы  в  детском саду является программа, реализуемая воспитателями, а также критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, представленных в документе «Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения».

В управлении дошкольным учреждением традиционно выделяются следующие виды контроля:

тематический

фронтальный

самоконтроль

оперативный

сравнительный

итоговый

персональный

предварительный

текущий

итоговый

Работа на доверии

Частичный контроль с коррекцией деятельности

предупредительный

Экспресс-диагностика

выборочный

Работа 2-х параллельных групп

Работа 2-х воспитателей

взаимоконтроль

         

        При оперативном контроле в содержание педагогического анализа включается:

 - оценка работы воспитателя за день;

- выявление тех или иных причин отклонений в качестве воспитания и обучения от существующих требований;

- установление причин отклонения фактического уровня знаний, умений и навыков детей от  требований программы;

- анализ воспитанности детей;

-анализ производственной дисциплины воспитателя и помощника воспитателя, уровень их взаимодействия;

- анализ педагогических условий в группе для работы с детьми;

- анализ санитарного состояния  помещений.

           Виды  оперативного контроля – это  предупредительный, сравнительный, экспресс-диагностика.

         Предупредительный контроль – предупреждает   ошибки, недостатки. Его главным содержанием  является  проверка готовности воспитателя к проведению занятий, прогулки, труда и других  видов деятельности.        Сравнительный контроль проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям программы.  Он позволяет увидеть разницу в работе  воспитателей параллельных групп. Сравнительный контроль используется и для сравнения работы двух воспитателей в одной группе.

        Экспресс-диагностика способствует быстрейшему информативному сбору требуемых данных, включая в себя социологические исследования (анкетирование, тестирование) по выявлению уровня педагогического мастерства педагогов и уровню развития ребенка - дошкольника в разных видах деятельности.          С целью определения  умений и навыков детей за определенный отрезок времени по разным видам деятельности с детьми воспитатели организуют итоговые комплексные занятия.

             Разновидностью оперативного контроля также является выборочный, или эпизодический контроль. В содержание  выборочного (эпизодического) контроля  входит проверка состояния  работы по разделам программы, не включенных в реализацию поставленной годовой задачи. Особенностью данного контроля является то, что он носит выборочный характер и включает проверку работы отдельных воспитателей.           

          Следующий вид контроля - тематический. Его цель - привлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического, воспитательного характера, которые решаются недостаточно успешно. Также целью тематического контроля является изучение выполнения программы по конкретным разделам программы.

             

     В план тематического контроля включается:

  • изучение знаний, умений и навыков детей, что позволит выявить степень овладения ими программой;
  • определение знаний, умений и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства  воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании знаний, умений и навыков детей, воспитании определенных качеств;
  • состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;
  • анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний и навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.

     

        С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения привлекают  их к участию в тематических проверках в качестве экспертов. Организуется взаимоконтроль в основном, когда необходима оценка состояния оснащения групп игровым, дидактическим материалом, оформления отдельных элементов образовательного пространства. Во избежание субъективности результатов, не берется  объектом контроля непосредственная деятельность педагогов.

        Этот вид контроля способствует самоанализу и самооценке одного

воспитателя  в сравнении с опытом работы другого.  

            В зависимости от целей  тематический контроль бывает итоговый и персональный.

          Итоговый контроль, являясь разновидностью тематического контроля, дает возможность  подвести итоги работы педагогического коллектива за  определенный промежуток времени: квартал, полугодие, год. Итоговый тематический контроль планируется в следующих случаях:

  • за квартал: для оценивания уровня  содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализа реализации поставленной задачи;
  • за полугодие: если  запланирован педсовет по итогам работы полугодия.
  • за учебный год: для выявления уровня решения годовых задач, согласно ожидаемому результату в конце года; данный вид контроля проводится  до педсовета или иных форм подведения итогов работы  за год (например, психолого-педагогического консилиума).

        При проведении контроля по итогам  учебного года выделяют следующие элементы:

- усвоение детьми образовательных программ;

- условия, созданные для педагогической деятельности;

- уровень педагогического мастерства педагогов.

Этот вид контроля помогает определить задачи работы  в будущем.

        Другая разновидность тематического контроля - персональный, который  планируют при следующих условиях:

во-первых, с целью изучения системы работы и распространения передового опыта воспитателей, имеющих высокий профессиональный уровень профессионального мастерства;

во-вторых,  с целью выявления состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме.    

                Фронтальный контроль и его виды предусматривают всестороннюю, глубокую проверку деятельности как воспитателя в отдельности, так и педагогов группы и специалистов ДОУ в целом.

    Фронтальный контроль включает в себя следующие его виды: предварительный, текущий и итоговый.

     Предварительный контроль помогает выявить первичное представление о состоянии  педагогической деятельности (планируется в начале учебного года).

     Текущий контроль ставит  своей целью получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя.  Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней. В процессе  такой проверки изучается работа двух  воспитателей, работающих в группе. Текущий контроль позволяет установить, насколько  правильно осуществляются основные направления развития ребенка: физическое, познавательно- речевое, социально- личностное, художественно-эстетическое.

     Итоговый контроль  планируется при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ, во 2 полугодии).

             Используемые виды контроля диктуют  следующие методы контроля:

  1. Наблюдение педагогического процесса.
  2. Итоговые занятия.
  3. Проверка  календарных планов.
  4.  Беседы с детьми.
  5. Мониторинг усвоения программы. Проводится  по диагностическим методикам или используют дидактические игры.
  6. Анализ детских работ.

       В контроле обязательно используют и  такие методы, как анализ педагогического процесса, изучение и анализ документации педагогов, методического оснащения, анкетирование и тестирование воспитателей.

 

        Процесс отслеживания педагогического процесса, педагогический контроль  в  детском саду складывается из единства трех стадий:

- сбора информации о ходе воспитательно-образовательного процесса в детском саду, т.е. установления и выявления фактов;

- анализа собранного материала, его оценка;

- выработки мероприятий, направленных на улучшение существующего положения в дошкольном учреждении в целом или в определенной возрастной группе.

        Таким образом, контроль, являясь функцией управленческой  деятельности, способствует повышению качества дошкольного образования.

Список использованной литературы;

  1. Станкин М.И. Психология управления. – М., 2007.
  2. Кабаченко Т. С. Психология управления. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган балаларның сөйләм үсеше мониторингы» («Количественный мониторинг речевого развития детей с ОНР»)

В методическом пособии систематизирован практический материал по мониторингу речевого развития детей-билингвов с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития,...

Мониторинг развития музыкальных способностей по кружковой деятельности "Звук-волшебник" (вопросы и задания к мониторингу, условные обозначения, на 1-ый и на 2-ой год обучения)

Данный материал представлен музыкальным руководителям детских садов для отслеживания результатов усвоения детьми программы по музыкальному воспитанию Т.Н. Девятовой "Звук-волшебник", используемый для ...

"Роль службы мониторинга в реализации технологий мониторинга качества"

Технология мониторинга - это прорыв в будущее музыкально – педагогического процесса детского сада, ориентированного на успехи каждого ребенка в музыкальном образовании....

Презентация "Мониторинг физического развития дошкольников (единая российская система мониторинга)"

Мониторинг  физического развития  дошкольников  (единая российская система мониторинга...

1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)

1.2  Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)...