Педагогическая команда - главный инновационный ресурс ДОУ
статья

Изотова Ирина Анатольевна

В статье раскрывается опыт работы учреждения по комндообразованию в условиях инновационной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая команда – главный инновационный ресурс развития ДОУ

Наш детский сад является образовательным учреждением только для детей раннего возраста. В нём функционируют одна группа для детей от 1 года до полутора лет, одна группа от полутора до двух лет и две группы от 2 до трёх лет.

Инновационной деятельностью мы хотим донести до родителей и педагогического сообщества развитие нашего детского сада не как учреждение присмотра и ухода, а современное воспитание и развитие детей раннего возраста.  

  Основной своей миссией коллектив нашего детского сада считает поднятие статуса педагога раннего возраста. Чтобы педагоги чувствовали себя самодостаточными, могли внести свой вклад в развитие образования и показать свой опыт на другом уровне. Ведь в основном на группах раннего возраста работают или студенты, или люди пенсионного возраста и очень трудно аттестоваться на квалификационную категорию именно педагогам раннего возраста. А программа «Теремок» уделяет большое значение портрету педагога раннего возраста, выделяет особенности профессии. Это являлось ещё одним мотивом стать инновационной площадкой

Но без сплочённого коллектива, без команды единомышленников невозможна инновационная деятельность.

Поэтому задача сплотить коллектив и создать команду единомышленников стояла на первом месте как у меня, так и у нового руководителя. Чтобы каждый член команды был включен в процесс совместной работы, болел за результат, делился своими знаниями и опытом, помогал другим и стремился сделать все, что от него зависит для достижения общей цели.

Почему мы заинтересовались новой программой? Конечно, нас привлекли цель и задачи, а также насыщенность учебно-методического сопровождения.

Что нас побудило к инновации? Во-первых, потребности, которые исходят из государственной политики в сфере дошкольного образования.  Одной из задач национального проекта «Образование» является создание условий для развития детей в возрасте до трёх лет.

Потребности современных родителей - домашняя образовательная среда, развитие ребёнка воспитателем – профессионалом;

И конечно, потребности педагогов – нехватка учебно-методического сопровождения по работе с детьми раннего возраста, соответствующая современным требованиям развивающая среда, новые технологии развития детей раннего возраста.

         Подготовительным этапом была необходимость донести до коллектива значимость инновационной площадки и принять совместное решение: идём мы на это или не идём.

Не все приняли данную идею с восторгом, кто-то отнёсся к этому скептически. Но ознакомившись с основными аспектами программы, и возможностью трансляции опыта работы детского сада на разном уровне, на очередном педсовете было принято решение о переходе к апробации новой программы только двух групп, о которых я вам уже говорила. То есть изначально не руководитель принимал решение, а весь педколлектив. На данном этапе уже начала создаваться команда единомышленников. 

На первом этапе проведено анкетирование на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности и «Диагностика саморазвития и уровня профессиональной компетенции педагога» А.А. Майера, которую рекомендует программа «Теремок».

Данный диагностический инструментарий позволил выявить уровень готовности каждого педагога к реализации инновационной деятельности, определить слабые позиции готовности и спроектировать дальнейшую работу.

      Анализ реализации годового плана за предыдущие годы и анкетирования показал, что в педагогическом коллективе достаточно хорошая почва для внедрения новшеств, но недостаточный уровень профессиональной компетенции педагогов.

      Отсюда были выявлены  следующие проблемы:

       Чтобы решить данные проблемы, необходимо было повысить мотивацию педагогов на совместное выполнение задач.

Таким образом, решение существующих проблем привело к необходимости создания эффективной профессиональной команды для инновационного развития детского сада.

     Таким образом, выстроилась своеобразная модель. Путь к успеху через принятие  и признание.

Задачи, которые вытекали из поставленной цели:

  1. Создать благоприятный психологический климат в коллективе.
  2. Повысить мотивацию педагогов к внедрению инновационной деятельности.
  3. Раскрыть творческий потенциал педагогов.

    Чтобы поддержать и побудить педагогов к профессиональному развитию, мы использовали так называемые «мягкие» методы управления:

  1. Убеждение (обращаться к разуму и здравому смыслу людей, приводя логически обоснованные факты, тезисы и аргументы).
  2. Заражение (учитывать, что эмоциональное состояние руководителя передается подчиненным на психофизиологическом уровне контакта).
  3. Стимулирование. Чтобы замотивировать педагогов, было внесено изменение в положение по оплате труда – доплата,
  4. Похвала (психологическое поощрение). Люди редко устают от похвалы, внимания и признания. Поэтому психологический вид поощрения мы считаем наиболее действенным.

 Главное, чтобы педагогам была понятна цель коллективной деятельности, задачи, и видна заинтересованность руководителя.

А для этого мы с педагогическим коллективом

-  Совместно изучили методическую литературу, где каждый мог высказаться и поделиться впечатлениями.

- Были проведены консультации, семинары, мастер-классы.

- Совместно просматривали и обсуждали онлайн-семинары, дистанционные вебинары.

- Проводили ежедневные рабочие встречи для того, чтобы обсудить подготовку к предстоящим занятиям. Так как проведение занятий по программе «Теремок» предполагает достаточное наличие пособий и оборудования, но не всё есть в наличии. Стараемся найти, изготовить, купить материал. Обсуждаем ход, содержание занятий. На следующий день делимся результатами проведения. Анализируем, что получилось, что не получилось, что пришлось изменить и т.д. Т.е.  происходит обмен информации, который даёт возможность педагогам проявить себя, высказать своё мнение.

Наш детский сад является базовой площадкой Городского методического объединения по апробации программы «Теремок». Всеми нашими методическими новшествами делимся с педагогами города, показываем открытые занятия по программе «Теремок», представляем новые метолики.

    - выступление «Основные концептуальные идеи и содержание образовательной программы для детей раннего возраста» и «Модели образовательной среды для детей раннего возраста»

     - выступление с темой «Арт-методики» и показ открытого занятия «Мукосольки» на заседании Городского методического объединения по апробации программы «Теремок».

В рамках деятельности Городского методического объединения был инициирован и организован Муниципальный конкурс «Инновации в работе с детьми раннего возраста», где наши педагоги представляли предметно-пространственную развивающую среду с учётом рекомендаций программы «Теремок.

- Наш педагог принимал участие в Муниципальном этапе конкурса «Воспитатель года» с темой «Игры-антистресс» (адаптационные игры, которые предлагает программа «Теремок»;

- 2 педагога при стаже работе более 10 лет впервые получили первую квалификационную категорию.

 Все выступления, разработку сценариев занятий, мастер-класса и т.д. мы готовим вместе, помогаем каждому педагогу.

Педагоги видят, что не одни, что их мнение важно для остальных, они чувствуют свою потребность и значимость. А это необходимо для команды.

Хорошей поддержкой является взаимодействие с родителями. Когда они ежедневно видят, что их ребёнка не только обслуживают, но и очень насыщенно и полноценно занимаются и играют, родители благодарят и предлагают свою помощь. Мы видим обратную связь от родителей, потому что и они видят заинтересованность педагогов. Ежедневно в группах ВК выставляется информация о том, чем занимались дети в течение дня. Т.е. мы активно пропагандируем данную программу среди родителей.

Я считаю, что команда, которая поднимает статус педагога раннего возраста на сегодняшний день в нашем детском саду сложилась. Работая одной командой можно выполнить те задачи, которые слишком сложны или трудоемки для одного человека. Эффективная работа в команде позволяет получить желаемые результаты гораздо быстрее, чем при одиночной работе.

Это самое главное, потому что, какая бы развивающая, современная база ни была, какие бы программы мы не вводили, если не будет людей, любящих детей, преданных и профессиональных, то ничего не получится.

Наши «рецепты» формирования команды         

  • Ни одно решение не принимается без участия педагогов. Вовлечение каждого в совместную работу.
  •  Забота о положительном психологическом климате.
  • Предоставление свободного пространства для инициативы работника, его самовыражения.
  • Порционное введение инноваций. Постоянное введение новшеств хоть и обеспечивает развитие образовательного учреждения, но выводит его сотрудников из здорового равновесия.
  • Поддержка традиций, совместное проведение досуга вне детского сада.
  • Самое главное – быть энергичным и уверенным в своих действиях и решениях. И никогда не унывать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"

В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....

Вода один из главных природных ресурсов Земли

Открытое занятие в старшей группе на тему «Вода один из главных природных ресурсов Земли»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» Отк...

«Сетевая Академия» - инновационный ресурс в дистанционном образовании детей дошкольного возраста».

В сетевой академии предполагается две формы работы: офлайн (где детям совместно с родителями предоставляется материал в записи, и они могут в удобное для них время зайти на сайт и выбрать тот вид деят...

Программа по самообразованию "Развитие креативного мышления дошкольников с использованием инновационных ресурсов систем НФТМ - ТРИЗ"

Программа способствует формированию у детей творческих способностей, подготовленности к стабильному решению нестандартных задач. Поможет педагогам вырастить креативно мыслящих ребятишек...

Инновационные ресурсы в ДОУ

Аннотация: Перед  дошкольным образованием стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в нов...

Культурные практики «Вариативность дошкольного образования - инновационный ресурс развития конкурентоспособности образовательной организации»

Профессиональный имидж дошкольного учреждения может оказать решающее воздействие на родителей дошкольников, выступающих основными потребителями педагогических услуг....