Проектно исследовательская деятельность в МКДОУ "Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида "Светлячок"
методическая разработка (старшая группа)

Батищева Татьяна Викторовна

Вступая в переходный период, который переживает дошкольное образование, позитивно воспринимаются новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект68 КБ
Microsoft Office document icon Приложение к проекту44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»

 

Проект «Спят ли рыбки в аквариуме?»

     Воспитанница: Батищева Вика, 5 лет.  

Руководитель: старший воспитатель Батищева Т.В.

р.п. Елань - Коленовский, 2018 г.

Описание организации – заявителя

        МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» существует с 1938 года. Приоритетными направлениями работы детского сада являются экологическое, художественно-эстетическое развитие воспитанников.

Рабочий посёлок Елань – Коленовский  и МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» расположен   на берегу реки Елань, откуда посёлок  и получил своё название.  Здесь удивительно красива и уникальна природа, хвойные леса. Среди лесов, как разбросанные зеркала, сверкают на солнце различной формы озера и пруды. На территории посёлка расположен самый крупный в России сахарный завод.  Научить видеть и понимать красоту  природы,  бережно относиться к живому, формировать духовно-нравственные отношения, и чувство сопричастности к  живой природе  является моей задачей.

       В своей работе с детьми я использую различные методы и формы ознакомления дошкольников с природой: наглядные методы (рассматривание книг, энциклопедий, журналов, просмотр видеофильмов); практические методы (дидактические игры, предметные игры, труд в природе, наблюдение, экспериментирование); словесные методы (беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы). С помощью этих методов реализуются различные проекты. Я познакомлю вас с одним из них: «Спят ли рыбки в аквариуме?», который успешно реализуется как в групповой, подгрупповой, так и в индивидуальной работе с детьми.

        Многие взрослые даже и не подозревают, что жизнь аквариумных рыбок вызывает у нас, детей, огромный интерес.  Нам бы очень хотелось, чтобы взрослые учили  нас наблюдать за их жизнью, повадками, характером, особенностями, научили  видеть в их водном царстве жизнь, которая значительно отличается от жизни других животных. Благодаря наблюдениям, экспериментам,  мы  знаем, что разные животные  спят  по-разному. А спят ли аквариумные рыбки?  Только с помощью взрослых мы можем ответить на этот вопрос и,  в результате,  мы будем знать особенности  жизни  обитателей аквариума, научимся понимать их потребности,  правильно ухаживать за ними.

              При  реализации этого проекта решаются задачи познавательного, речевого, социально – коммуникативного, художественно – эстетического развития ребенка.  Мир вокруг себя дети познают практически, а свои действия сочетают с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в наблюдении за жизнью аквариумных рыб. Помощь в  уходе  за аквариумными рыбками – это, прежде всего, развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения,  обязательность, целеустремленность, наблюдательность, любознательность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе и нахождение  его в социуме.

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Участники проекта  – ребенок 5 лет,  родители, воспитатель.

Сроки реализации  –  краткосрочный,   с января по февраль 2018 год.

Новизна проекта: состоит в систематизации, углублении, обобщении полученных знаний и личного опыта ребенка,  в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности (наблюдение за живой природой, а именно, жизнью аквариумных рыбок).

Проектная идея: создать все необходимые условия для наблюдения за аквариумными рыбками в детском саду, для того чтобы ребенок получил ответ на свой вопрос «Спят ли рыбки в аквариуме?» в ходе поисково-исследовательской деятельности.

Цель: формирование у ребенка  элементарных знаний и представлений о таком виде домашних питомцев, как аквариумные рыбки, познакомить с их жизнью и особенностями сна, отличающими рыб от других животных, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков, воспитание у ребенка умения наблюдать, делать выводы.  

 Задачи:

- Дать ребенку общее представление об аквариумных рыбках (среда их обитания, чем питаются, форма тела).

- Познакомить с отличительными особенностями рыб (жабры, плавники).

- Познакомить ребенка с особенностями сна рыб в аквариуме.

- Закрепить знание ребенка о разных видах аквариумных рыб (сомики, золотая рыбка, гуппи, голубой неон и др.).

- Формировать у ребенка элементарные формы наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.

- Развивать умение всматриваться и любоваться рыбами, миром аквариума.

- Формировать познавательный интерес   в процессе изучения особенностей жизни обитателей аквариума.

- Поддерживать любознательность, активность и самостоятельность ребенка.

- Продолжать формировать умение ребенка ухаживать за аквариумными рыбками (чистка аквариума, кормление рыб, поддержка нужной температуры воды, освещение).

- Способствовать развитию творческих способностей у ребенка; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

- Развивать наблюдательность – умение замечать изменения, происходящие в аквариуме и поведении рыбок, правильно отражать наблюдения в рисунке.

- Воспитывать уважение и бережное отношение к живой природе.

- Развивать познавательные и творческие способности. 

- Воспитывать гуманно-деятельное отношение к миру природы.

- Способствовать развитию эстетического восприятия   природы.

Возможные риски проекта:

Потеря у ребенка интереса к исследовательской теме проекта; низкая заинтересованность родителей; несоблюдение сроков реализации проекта. 
Предупреждение рисков: для повышения познавательного интереса ребенка и его родителей воспитатель проводила в группе консультацию по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту «Спят ли рыбки в аквариуме?», с целью  привлечения родителей к активному участию в проекте, совместно со своим ребенком. 
Проект  строится на следующих принципах: интеграции, преемственности, системности, сотрудничества и сотворчества, учета возрастных особенностей, развития личностных качеств ребенка, природосообразности, проблематизации.

Ожидаемый  результат:

- формирование основ экологической грамотности у ребенка;
- развитие у ребенка коммуникативных навыков;
- развитие творческих способностей;

- вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы;

- усвоение знаний об  аквариумных рыбках;

- сформированное представление ребенка о том, как спят аквариумные рыбы;

-расширение кругозора (сформированное представление о разных видах аквариумных рыб, их строении тела,  условиях  жизни в аквариуме, употреблении пищи и др.);

-формирование положительной направленности отношения к живой природе, исследовательской и трудовой деятельности.

- формирование  уважения к труду, бережное отношение к его результатам. 
     

Ресурсы обеспечения проекта:

- Организационные: деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с содержанием учебно-воспитательной работы в ДОУ – программа “От рождения до школы”.

- Информационные: детская художественная литература, ресурсы Интернета, взаимодействие участников данного проекта.

- Финансовое обеспечение: корм для аквариумных рыб.

- Материально-техническое обеспечение: аквариум с его обитателями, видео, телевизор,  фотоаппаратура, методическая литература (книги, энциклопедии, журналы и др.)

Этапы реализации проекта -  в Приложении.

Вывод:

В ходе проекта обобщился и обогатился опыт ребенка в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.  
У ребенка появился  интерес к познанию окружающей его природы, особенностям жизни  аквариумных рыб; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за аквариумными рыбами; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково - познавательной деятельности. 
В период работы над проектом ребенок существенно  пополнил словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности  у ребенка развивалось воображение, мышление, навыки элементарной исследовательской деятельности, сформировалось умение правильно ухаживать за жителями аквариума,  передавать свои наблюдения и знания в рисунках. 
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у ребенка, в организации и проведении экологических акций, мероприятий, конкурсов. 

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Список литературы

1. «Юный эколог». Под редакцией С. Н. Николаева. – Москва, 1999.
           2. «Методика экологического воспитания дошкольников». Л. Г. Николаева. - Москва, 1999.
           3. «
Аквариум любителя». Н.Ф. Золотницкий.  – Москва, 2004.

4. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». А. В. Кочергина. – Москва,  2005.
5. «Живая экология. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». А. И. Иванова. – Москва,  2005.
6. «Знакомим дошкольников с миром животных». Е.И. Золотова.  - Москва, 1982.

7. «Энциклопедия аквариумиста». Г.Р. Аксельрод. – СПб.: Энциклопедия, 2005.

8. Большой информационный портал. Аквариумистика.

URL: http://aquariumlib.ru/books/item/f00/s00/z0000037/index.shtml.

9. Презентация «Аквариумные рыбки»( знакомство дошкольников с обитателями аквариума).

URL: https://infourok.ru/prezentaciya-akvariumnie-ribki-znakomstvo-doshkolnikov-s-obitatelyami-akvariuma-976682.html.

10. Видеоряд детских мультфильмов «Детям об аквариуме».

URL: https://www.youtube.com/watch?v=JZyo_WqPvEs.



Предварительный просмотр:

Приложение

Этапы

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Деятельность родителей

Подготовительный этап.

Цели:

Подготовка к реализации проекта.

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

Актуализация темы для родителей, заинтересованность идеей ребенка.

Подготовка необходимого  материала для деятельности ребенка.

Экскурсия в зоомагазин. Приобретение корма для аквариумных рыб.

Рассматривание разных видов аквариумных рыб.

Формирование понятия о том, что аквариумные рыбы тоже спят (через наблюдение).

1.Осознает  и воспринимает  проблему.

2. Посещает зоомагазин в целях наблюдения и рассматривания аквариумных рыб.

1.Формирует проблему.

2.Вводит в игровую ситуацию.

3.Определяет задачи.

4. Подбирает детскую и методическую литературу по теме проекта.

5.Организует проведение экскурсий в зоомагазин.

6. Проводит консультацию с родителями по теме проекта.

1.Осознают и личностно воспринимают проблему.

2. Приобретают  корм для аквариумных рыб.

3. Помогают в подборе методической литературы  по теме проекта.

4. Помогают в организации экскурсии в зоомагазин.

Этап реализации.

Цели: Формирование партнёрской деятельности взрослого с ребенком, где ребенок получает возможность проявить собственную

исследовательскую активность, определить причинно-следственные связи.

Знакомство  с разными видами аквариумных рыб. Развитие интеллектуальной активности.

Наблюдение за жизнью аквариумных рыб. Ознакомление  ребенка с особенностями сна аквариумных рыб. Практические действия по уходу за аквариумом (чистка аквариума, кормление рыб, температура воды в аквариуме, освещение).

Совместная деятельность ребенка и родителей по организации фотовыставки «Аквариумные рыбы», творческие работы  ребенка «Сон аквариумных рыб».

1.Собирает информацию,  изучает  книги, энциклопедии,  открытки,  иллюстрации по теме проекта.

2.Просматривает видеоматериалы по теме проекта.

3.Наблюдает  за аквариумом и его обитателями, кормит  рыб.

4. Выполняет творческие работы:

лепка «Туловище аквариумной рыбки»;

 рисунки «Сон аквариумных рыб».

5. Игра-драматизация «Море волнуется раз».

6. Подвижная игра «Щука и рыбки».

7. Дидактическая игра «Раскрась аквариумную рыбку».

8. Рисует штампиками «Царство аквариумных рыб».

9. Кормит аквариумных рыб.

10. Составляет рассказы  «Как отдыхают аквариумные рыбы?».

11. Совместное выполнение трудовых действий по уходу за аквариумными рыбами (чистка аквариума, проверка температуры воды).

12. Коллективный труд - фотовыставка «Аквариумные рыбы».

1.Подбор информационного материала по теме “Аквариумные рыбы”.

2.Изготовление дидактических игр об аквариумных рыбах.

3.Проведение цикла практических занятий  по теме проекта.

4.Организация наблюдения  за аквариумными рыбами.

5.Беседы «Жизнь аквариумных рыб», «Виды аквариумных рыбок», «Как правильно ухаживать за аквариумом», «Как правильно кормить аквариумных рыб», «Чем питаются аквариумные рыбки», «Умеют ли рыбы разговаривать?», «Спят ли рыбки в аквариуме?».

6.Организация игр-драматизаций.

7.Организация инсценировки «Я, аквариумная рыбка».

8.Проведение театрализованного занятия «Отдых рыб в аквариуме».

 9.Познание ФЦКМ «Загадки про аквариумных рыбок».

11.Проведение коллективного труда -фотовыставка  «Аквариумные рыбки».

1.Подбор информационного материала о жизни аквариумных рыб.

2.Приобретение корма для аквариумных рыб.

3.Совместное творчество с детьми (придумывание загадок о жизни аквариумных рыб).

4.Подбор стихов, загадок, иллюстраций по теме проекта.

5.Наблюдение в домашних условиях за аквариумными рыбками.

6.Изготовление костюмов и необходимых атрибутов к театрализованному представлению.

7. Помощь в изготовлении дидактических игр об аквариумных рыбках.

8.Подготовка материала для фотовыставки.

9.Изготовление творческих работ «Царство аквариумных рыб».

Обобщающий этап.

Цели:

Формирование у ребенка чувства ответственности за результат выполненной работы, уважения к трудовой деятельности людей.

Развитие творческих способностей.

Итоговое мероприятие в группе - презентация «Сон аквариумных рыб».

Создание фотовыставки по теме  «Аквариумные рыбки».

1.Участие в итоговом мероприятии «Сон аквариумных рыб».

2.Участие в оформлении фотовыставки «Аквариумные рыбки».

1. Организация и проведение итогового мероприятия «Сон аквариумных рыб».

2.Оформление фотовыставки «Аквариумные рыбки».

1.Помощь в организации и проведении итогового мероприятия «Сон аквариумных рыб».

2. Помощь в оформлении фотовыставки «Аквариумные рыбки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в коррекционном детском саду

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей с нарушениями зрения навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экс...

Проектно-исследовательская деятельность «Кукла – игрушка с историей» в старшей группе МБДОУ детский сад №19 г.о. Самара.

Развитие интереса к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитание  патриотических чувств.Формировать представления о роли игрушки на Руси, знакомить с особенностями изготовлени...

"Детское игровое экспериментирование – первая ступень проектно- исследовательской деятельности". Авторы: Зотова М.В., Сиркина А.И.

«Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики и пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, опережая в онтогенезе возникновение игры»....

Детская проектно- исследовательская деятельность «Народы России»

Приобщение детей к истокам народной культуры...

Проектно-исследовательская деятельность «Огород – круглый год» в условиях детского сада

Поисково-познавательная деятельности детей даёт ребёнку возможность экспериментировать, синзетировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность и умение ра...

Проектно исследовательская деятельность в МКДОУ "Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида "Светлячок" презентация к проекту

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, познавательные. Уже в дошкольном возрасте...