Программа кружковой деятельности
рабочая программа (младшая группа)

ПРОХОРОВА ИРИНА РАИСОВНА

Программа кружковой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_pi_-_kopiya.docx37.7 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  

Центр развития ребенка  – детский сад «Солнышко» с. Новобелокатай

«детский сад «Светлячок» с. Новобелокатай»

муниципального района Белокатайский район, Республики Башкортостан

Принято на педагогическом совете:

Протокол № _ от  « __» _______ 2020 г

Утверждаю:

Заведующая  МАДОУ ЦРР-

д/с «Солнышко» с. Новобелокатай

___________________ М.В. Власова

Приказ   № __ от  « ___ » _________2020 г    

Дополнительная  общеразвивающая программа

 социально-педагогической направленности

Подвижных игр «Шалуны»

на 2020-2021 учебный год

Возраст обучающих: 3-4 лет

Срок реализации: 1 год

Автор составитель:

Прохорова Ирина Раисовна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Новобелокатай

2020  год.

Содержание:

1.      Пояснительная записка.

2.      Основная часть.

2.1.Игры и игровые упражнения с бегом.

2.2.Игры и игровые упражнения с прыжками.

2.3.Игровые упражнения на метание.

2.4.Игровые упражнения на равновесие.

2.5.Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве.

2.6.Игровые упражнения в лазанье и ползании.

3. Календарное планирование.

4.Примерный перечень игр, используемых на занятиях кружка подвижных игр.

5. Планируемые результаты освоения Программы

6.  Перечень используемой литературы.

1.      Пояснительная записка.

     Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, и повседневной жизни детей.

Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает важнейшее место в жизни малыша и является главным средством воспитания и оздоровления.  Подвижные игры благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом. Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную и доступную для ребёнка игру, она захватывает малыша, оказывая положительное влияние на общее физическое и умственное развитие.

Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. Подвижные игры проводятся ежедневно в группе или на прогулке в зависимости от погодных условий. При активной деятельности детей на воздухе усиливается работа сердца и лёгких. Это оказывает благоприятное влияние на общее состояние детей: улучшается нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

С помощью подвижных сюжетных игр малыши легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции, радостное настроение. Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация кружковой деятельности по подвижным играм. Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности

Актуальность.

В связи с тем, что для младших школьников разработано недостаточное количество программ по подвижным играм, нами был систематизирован и обобщён опыт по этому вопросу. И разработана программа кружка подвижных игр для младших дошкольников «Шалуны».

Целью кружка является повышение двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, через организацию подвижных игр.

Задачи:

 - удовлетворение потребности детского организма в движениях;

- снижение тяжести адаптации детей к дошкольному учреждению;

-развитие двигательных, скоростно-силовых качеств, общей выносливости;

- развивать глазомер и силу рук; укреплять у детей силу мышц рук и туловища.

       Таким образом, оптимальное использование подвижных игр (физических упражнений) приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей. 

 В спортивных играх в комплексе решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Здесь есть своя особенность; старшие дошкольники овладевают основами техники некоторых спортивных игр, их опыт обогащается специальными способами действий. Определёнными навыками поведения. Всё это подготавливает детей к активному участию в будущих школьных спортивных мероприятиях.

       Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Осознание их ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.

Систематическая, хорошо организованная работа с широким использованием подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игры без помощи взрослого, проявлять инициативу. Одновременно с воспитанием морально—волевых качеств личности в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребёнка: тренируется внимание, уточняется имеющиеся представления. Понятия, развиваются воображения, память, сообразительность. Участие детей в игре учит ориентироваться в пространстве.

 Оздоровительное значение – обуславливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.

 От детей младшего дошкольного возраста ещё не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств. Однако подвижные игры заставляют маленького ребёнка внимательно слушать сигналы, преодолевать препятствия (обегать предметы…), ориентироваться в пространстве (находить своё место). Всё это является первоначальной ступенью развития двигательных качеств. Особенно ценными, являются игры с элементами соревнования. Игры эстафеты. В которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного (командного) результата. В таких играх развитие физических и морально—волевых качеств взаимосвязано.  

     Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко, с наименьшей затратой сил. Эмоциональное переживание в игре мобилизует все силы при достижении поставленной цели. Это ведёт к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей. Улучшению обмена веществ.

      Подвижные игры находят применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений.

        Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.

          Данную программу могут использовать в своей деятельности воспитатели по физической культуре дошкольных учреждений, воспитатели групп.

II. Основная часть

 

2.1Игры и игровые упражнения с бегом.

Игры с бегом дети усваивают быстрее чем ходьбу—возрастает скорость бега, улучшается пространственная ориентировка в процессе его выполнения, дети с большей лёгкостью меняют направление, оббегают препятствия, придерживаются заданного направления.

«Не боимся мы кота», «У медведя во бору», «Самолёты», «Солнышко и дождик», «Наперегонки», «Догони обруч», «Схвати змею за хвост» и др.

2.2. Игры и игровые упражнения с прыжками.

Прыжки укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений.

«Допрыгни до мяча», «Кто выше», «Прыжки на одной ноге», «Попрыгунчики», «Кто быстрее». «Переселение лягушек», «Поймай комара», «Поймай снежинку», «Лягушки».

2.3. Игры и игровые упражнения на метание. Упражнения в метании, катании, бросании улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук.

«Попади в обруч», «Кто дальше бросит?», «Прокати мяч в воротца», «Лови—бросай», «Сбей кеглю».

2.4. Игры и игровые упражнения на равновесие.

Упражнения в равновесии являются необходимым компонентом для выполнения любого движения и для сохранения любой рабочей позы. Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.

«По ровненькой дорожке», «Ходьба по доске», «С горки на горку», «Пройди по верёвочке», «Бег боком». 

2.5.  Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве.

В процессе действий на ориентировку в пространстве, у детей приобретается опыт поведения и ориентировка в условиях действия коллектива. Такие игры требуют от играющих сообразительности и широкой ориентировки в пространстве

«Найди где спрятался зайка?», «Где звенит?», «Найди флажок», «Кто позвал?», «Бездомный заяц», «Воробышки и автомобиль», «Кролики», «Не задень», «Найди пару».

2.6. Игровые упражнения в ползании и лазанье.

Упражнения в ползании и лазанье развивают силу, ловкость, смелость, координацию движений, помогают формированию правильной осанки. Горизонтальная поза содействует разгрузке позвоночника. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру как крупных мышечных групп (плечевого пояса, спины, живота), так и   мелких мышц рук, предплечья и спины.

«Проползи между пирамидками», «Подлезь под воротики», «Лазанье по гимнастической стенке».

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Догони мяч», «У медведя во бору»

«По ровненькой дорожке», «Поезд».

«Солнышко и дождик», «Кто дальше бросит мешок»».

«Бегите ко мне», «Наседка и цыплята».

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Обойди прыжками», Ползанье по гимнастической скамейке на животе»

«Быстро в домик», «Поймай мяч».

«Поймай комара», «Мыши в кладовой»

«Пузырь», «Самолёты»

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Прыгуны», «Карусель».

«Мы топаем ногами», «Кот на крыше»

«Горячий мяч», «Быстрей к своему домику»

 «Угадай кто кричит», «Снежинки и ветер»

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Найди свой домик», «Поймай снежинку».

Мороз Красный нос», «С кочки на кочку»

«Снежная королева», «Карусель».

«Зайка беленький сидит», «Зайцы и волк»

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Наседка и цыплята», «Воробышки и автомобиль».

 «Прыжки из обруча в обруч», «Вороны и собачка».

«Прокати мяч по дорожке», «Тишина».

«Игра с мячом», «Ветерок»

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 «Кот и воробушки», «Ловкий шофёр»

«Перепрыгни через ручеёк», «Лягушки попрыгушки»

«Быстрый мяч», «Пройди по верёвочке»

«Снежинки и ветер», «Пролезь под воротиками»

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Мыши в кладовой», «Птица и птенчики»

«Лягушки попрыгушки», «Лохматый пёс»

 «Ходьба по доске», «Прокати мяч в воротца»,

«Такси»», «Не задень»,

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Наседка и цыплята»

Зайка серенький сидит…

«Найди флажок», «Проползи между пирамидками»,

«Лягушки», «Добеги до кегли»

«Найди свой цвет», «Цапля и лягушата»

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Воробушки и автомобиль», «Мой весёлый звонкий мяч»

«Солнышко и дождик», «Поезд», «Догони обруч»

«Огуречик - огуречик…»,Бездомный заяц»

«Хитрая лиса», «Перепрыгнем через ручеек»

4. Примерный перечень игр, используемых на занятиях.

«Наседка и цыплята»

Цель: учить подлезать под верёвочку не задевая её; быть осторожным и внимательным, действовать по сигналу, не толкать друг друга.

Ход игры: верёвочка натянута между стенами зала или стульями - это дом  цыплят и наседки. Мама наседка выходит  из дома и ищет зёрнышки, находит и зовёт цыплят: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко цыплятки ко мне!» цыплята подлезают по верёвочку и бегут к своей маме. Ищут зёрнышки, прыгают, веселятся. По сигналу  «Большая птица» -дети убегают (подлезают) в свой домик не наталкиваясь друг на друга. 

Мышки и кот.

Цель: учить мягко прыгать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увёртываться от кота, находить своё место не толкаясь.

Ход игры: Дети прыгают, веселятся, недалеко в стороне сидит кот, он спит. По сигналу воспитателя кот просыпается, потягивается. Произносит: «МЯУ!» и бежит ловить мышек, они убегают. Пойманных мышек кот отводит к себе.

                                                    Зайка серенький сидит…

Цель: Учить прыгать на двух ногах на месте, развивать ритмичность движений.

Ход игры: Дети, в шапочках зайчат, играют по всему залу или игровой комнаты. Произнося слова вместе с воспитателем, выполняют движения.

Зайка серенький  сидит, и ушами шевелит, Вот так, вот так и ушами шевелит.Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть.Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, Скок, скок надо зайке поскакать.

Зайку кто-то напугал! Зайка прыг… и убежал! 

5. Планируемые результаты освоения Программы

Двигательные умения

- Строиться в круг, в колонну, парами, находить свое место;

- начинать и заканчивать упражнения по сигналу;

- сохранять правильное положение тела, соблюдая заданное направление;

- ходить, не опуская головы, не шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног;

- бегать, не опуская головы;

- одновременно отталкиваться двумя ногами и мягко приземляться в прыжках в длину с места и спрыгиваниях;

- ловить мяч кистями рук, не прижимая его к груди;

- отбрасывать мяч, поражать вертикальную и горизонтальную цель;

- подлезать под дугу (40 см.), не касаясь руками пола;

- лазать и перелезать по лесенке-стремянке (высота1,5 м.) уверенно;

- лазать по гимнастической стенке приставным шагом;

- выполнять упражнения в заданном темпе;

- передвигаться по лыжне ступающим шагом, делать повороты, переступания;

- активно включаться в игры, выполнять основные правила игры.

Показатели уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста (3  – 4 года)

 (Т.Н. Доронова)

Низкий

Средний

Высокий

Игры однообразны и примитивны по содержанию. Ребёнок воспроизводит одни и те же игровые действия, не пытается их обогатить. Использование предметов – заместителей вызывает затруднение. В совместной игре с воспитателем не инициативен. Затрудняется обозначить свою игровую роль. Участвует в общих играх, организуемых воспитателем, но проявляет неустойчивость в игровом общении: дружеское взаимоотношение сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей. Игровое сосредоточение недостаточно: начинает игровые действия и быстро прекращает их, не развив сюжет.

Игровые действия разнообразны. Ребёнок отражает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий. Охотно играет с воспитателем, воспроизводит в самостоятельной  игре игровые действия и речь воспитателя. Принимает предложения к использованию в игре предметов – заместителей, пользуется ими в игре. В играх – имитациях выразительно передаёт игровой образ. С интересом наблюдает за игровыми действиями других детей, включается в игру со сверстником, но испытывает трудности в согласовании игровых действий.

Ребёнок отражает в играх разные сюжеты. Самостоятельно пользуется предметами – заместителями. Называет свою игровую роль и игровые действия. В игре с воспитателем входит в игровую ситуацию, проявляет игровую инициативу, с интересом включается в игровой диалог. В индивидуальной игре много говорит вслух, меняет интонацию голоса. Охотно общается с детьми и выступает с предложениями по поводу игр. Называет любимые игры. Хорошо ориентируется в правилах знакомых игр.

  ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гайдай Е. П. Москва «АРКТИ» 2000г. «Игры, забавы, развлечения».
  2. Голубева Л.Г.Москва «Просвещение» 2003г. «Растём здоровыми».
  3. Ионова А. Н. Москва «Экзамен» 2010г. «Играем, гуляем, развиваем».
  4. Казак О.Н.Москва «АРКТИ» 2000г. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет.
  5. Кенеман А. В.Санкт-Петербург «Детство» 2000г. «Народные подвижные игры для детей».
  6. Литвинова О. М.  Санкт-Петербург «КАРО» 2006г.«Физкультурные занятия в детском саду».
  7. Муравьва В. А. Москва «АЙРИС» 2004г. «Воспитание физических качеств».
  8. Патрикеева А.Ю. Москва «ВАКО»2007г. «Подвижные игры».
  9. Пензулаева Л, И. Москва «Просвещение» 1985г. «Физкультурные занятия с детьми  4-5 и 3-4 лет»,
  10. Щербак А.П. Москва «Просвещение» 2008г. «Тематические физкультурные занятия».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой деятельности «Говорушка»

Программа кружковой деятельности«Говорушка»...

Программа кружковой деятельности "Волшебная страна Оригами"

Дошкольное  детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миро...

Программа кружковой деятельности Волшебные ниточки

Занятие вышивкой, одно из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно-прикладного творчества, является важным средством всестороннего развития ребёнка.  Вышивка  развивает ме...

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...