«Пятое (инновационное) издание Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»» (теоретический семинар)
методическая разработка

Григорян Ольга Васильевна

Пятое (инновационное) издание Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» — это оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий. Главное нововведение пятого издания — это нацеленность на создание пространства детской реализации — поддержку творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар17.24 КБ
Office presentation icon programma_ot_rozhdeniya_do_shkoly_2019g.ppt1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Полтавский детский сад «Березка»  Полтавского района Омской области

«Пятое (инновационное) издание Программы 

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»»

(теоретический семинар)

 Старший воспитатель:

Григорян Ольга  Васильевна

2020 г.

Программа была впервые представлена
педагогическому сообществу  на форуме 
«Ориентиры детства 2.0»  26 августа 2019г.

Пятое (инновационное) издание Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» открывает новые возможности для детей, родителей и воспитателей и при этом может быть успешно реализовано в массовом детском саду без привлечения дополнительного финансирования. Главная идея пятого издания— это оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий. Главное нововведение пятого издания — это нацеленность на создание пространства детской реализации — поддержку творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации. Инновационный вариант может показаться, на первый взгляд, более сложным и труднореализуемым, однако на практике он, в конечном счете, более удобен и интересен всем — и детям, и родителям, и воспитателям, и администрации.

В Программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» представлены основные компоненты оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса. В пятом (инновационном) издании в основе своей сохранены цели, задачи и содержание образовательной работы (чему учим). Однако есть и изменения, связанные в первую очередь с образовательными технологиями (как учим). Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.

     Важно, что инновации, предлагаемые в пятом издании Программы, не требуют резкой перестройки. Инновации могут вводиться постепенно, в том объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом. По времени введения инноваций также нет ограничений— можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года. Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Поэтому по-прежнему необходимы все ранее изданные пособия.

Основные инновации пятого издания Программы:

  • Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.
  • Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.
  • Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков.
  • Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и другие.
  • Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.
  • Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
  • Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.
  • Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.
  • Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.
  • Создание ПДР (пространства детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка. По всем предлагаемым инновациям изданы либо готовятся методические пособия, но это не означает, что существующие пособия уже не нужны— классические конспекты занятий будут всегда востребованы.

В инновационном издании Программы сохранены все достоинства первого издания и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК), который постоянно обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе безусловно сохраняет свою актуальность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Разделы Программы Целевой раздел Организационный раздел Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры) Организация жизнедеятельности детей Условия реализации Программы Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы Воспитание и обучение детей младенческого и раннего возраста Воспитание и обучение детей дошкольного возраста Материально-техническое оснащение программы Содержательный раздел

Слайд 3

Цели и задачи реализации Программы «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Для достижения этой цели в пятом (инновационном) издании программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» была решена очень важная и актуальная задача — обеспечение оптимального сочетания классического дошкольного образования и современных образовательных технологий.

Слайд 4

продолжает лучшие традиции отечественного дошкольного образования учитывает результаты современных отечественных и зарубежных исследований в области дошкольной педагогики и психологии и последних исследований качества дошкольного образования основываются на научных положениях, разработанных в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и его последователей строится на принципе единства развития, воспитания и образования базируется на семи основополагающих принципах дошкольной психологии и педагогики

Слайд 5

1 Принцип. Зона ближайшего развития (ЗБР). Лев Семенович Выготский ЗБР представляет собой особое пространство взаимодействия взрослого и ребенка, в котором ребенок с помощью взрослого осваивает образцы человеческой культуры. 2 Принцип. Культуросообразности. Константин Дмитриевич Ушинский Воспитание и обучение ребенка должно строиться на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, а один из главных критериев отбора программного материала — его воспитательная ценность.

Слайд 6

3 Принцип. Деятельностный подход. Алексей Николаевич Леонтьев Обучение должно строиться на базе характерных для дошкольного возраста видах деятельности. Ребенок развивается тогда, когда он является активным участником, субъектом процесса обучения, занимается важным и интересным для него делом. 4 Принцип. Периодизация развития . Даниил Борисович Эльконин Программы дошкольного образования должны строиться с учетом возрастных возможностей детей с опорой на ведущий вид деятельности.

Слайд 7

5 Принцип. Амплификация детского развития. Александр Владимирович Запорожец Работа ведется по линии обогащения (амплификации) детского развития, т. е. избегая искусственного ускорения или замедления социальной ситуации развития ребенка, максимально насыщается специфическими для дошкольного возраста видами активности. 6 Принцип. Развивающее обучение. Василий Васильевич Давыдов Стремиться сделать обучение развивающим, то есть направленным не столько на накопление знаний, сколько на развитие умения думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения.

Слайд 8

7 Принцип. Пространство детской реализации (ПДР). Николай Евгеньевич Веракса Создание ПДР (пространство детской реализации) — необходимое условие развития индивидуальности и формирования личности ребенка. Педагог должен уметь поддерживать инициативу ребенка на всех этапах , во всех видах деятельности. Создание ПДР (пространство детской реализации) — необходимое условие развития индивидуальности и формирования личности ребенка. Педагог должен уметь поддерживать инициативу ребенка на всех этапах, во всех видах деятельности.

Слайд 9

Основные инновации пятого издания Программы: Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр. Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг. Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков. Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» - технология создания детского сообщества и др. Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.

Слайд 10

Основные инновации пятого издания Программы: Предлагается новый формат праздников с опорой на детские интересы и детскую инициативу. Подробно прописаны принципы организации РППС, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам. Значительная часть освоения предметного содержания проходит в новых формах: утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др. Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача – воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил. Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.

Слайд 11

Новый формат совместной взросло-детской деятельности: Пространство детской реализации Образовательное событие Утренний и вечерний круг

Слайд 12

Пространство детской реализации Если в «зоне ближайшего развития» (ЗБР) ребенок следует за взрослым, копируя его, то в ПДР – взрослый следует за ребенком, помогая его активности. ПДР не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок. Роль взрослого – обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний.

Слайд 13

Структура образовательного процесса 3 Будущее 2 Уровень актуального развития ЗБР ПДР 1 Прошлое

Слайд 14

Ожидаемые образовательные результаты (ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ) – это результаты, достигнутые в процессе образовательной деятельности . Мотивационные образовательные результаты (ценностные представления и мотивационные ресурсы) Предметные образовательные (знания, умения, навыки) Универсальные образовательные результаты (когнитивные способности, коммуникативные способности, регуляторные способности)

Слайд 15

Развивающая предметно-пространственная среда

Слайд 16

Ссылки на вебинары: https://www.youtube.com/watch?v=c9VlZXnXsIQ https://www.youtube.com/watch?v=ToEzql28STY

Слайд 17

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменения в инновационной программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ", 6 издание

В презентации указаны основные изменения в программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ", 6 издание. Приведен подробный перечень инноваций в программе....

семинар на тему : " Внедрение инновационной программы «От рождения до школы» в образовательный процесс ДОУ"

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня моё выступление посвящено инновационной программе от рождения до школы. Детские сады нашего города работают по 4 и 5 изданию, которое вышло в 2019 году. А ...

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые инновационные элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

laquo;Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодн...

Выступление на педагогическом совете Инновационная программа «От рождения до школы» дошкольного образования (основные инновации пятого издания)

По программе «От рождения до школы » работают более 70 процентов детских садов России. В 2019 году издательство «Мозайка-Синтез» выпустила инновационную версию программы, котор...

Деловая игра для педагогов ДОО "Инновации пятого издания Программы "От рождения до школы" (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой)

Цель: ознакомление педагогов с нововведениями Инновационной Программы "От рождения до школы" (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой)....