Социально-психологические аспекты возникающие при работе с детьми ОВЗ у участников образовательного процесса
материал

Грек Татьяна Владимировна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании и сохранении психологического здоровья детей с ОВЗ, координация действий всего персонала в отношении формирования позитивного отношения к себе и к миру  ребенка с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_deti_s_ovz.pptx500.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический час Тема: Социально-психологические аспекты возникающие при работе с детьми ОВЗ у участников образовательного процесса (педагог-психолог Грек Т.В.) Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании и сохранении психологического здоровья детей с ОВЗ, координация действий всего персонала в отношении формирования позитивного отношения к себе и к миру ребенка с ОВЗ. Задачи: 1.Снятие предубеждений и неадекватных педагогических установок в связи с воспитанием детей с ОВЗ . (фильм, определение инклюзивного образования) 2. Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс дошкольного учреждения (о решении задач личностного развития ребёнка, формирования положительного образа «Я», повышении уровня психологического здоровья как предупреждении вторичных отклонений в развитии детей) 3.Обогащение педагогического опыта в области воспитания детей с использованием системы субъект-субъектных отношений содержание корре кционной работы с детьми с ОВЗ).

Слайд 2

Традиционное образование Индивидуальное планирование 1.Снятие предубеждений и неадекватных педагогических установок в связи с воспитанием детей с ОВЗ Потребности каждого ребёнка индивидуальны, а учебный план один (все изучают одинаковые предметы, один способ измерения успеха) Традиционная система не учитывает особенности разных детей, не поддерживает тех у кого есть проблемы в обучении (талантливых, с нарушениями эмоциональной сферы и т.д.), а ориентируется на среднюю группу. В результате маленький процент детей может быть успешен. Индивидуальное планирование нужно для того, ч тобы как можно больше детей было включено в образовательный процесс по заложенной программе.

Слайд 3

Какое образование называется инклюзивным? Инклюзивное образование фр. inclusif – включающий в себя – процесс развития общего образования, который предусматривает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Юнеско рассматривает инклюзию как «динамический развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию детей и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса

Слайд 4

2. Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс дошкольного учреждения Дети с ОВЗ характеризуются недостаточностью эмоциональных контактов с окружающими людьми и социальной действительностью. Кроме этого, как показывают наблюдения, социальная ситуация развития ребенка с ОВЗ определяется педагогическими и личностными установками взрослых; эти установки не всегда адекватны и не всегда помогают ребенку в личностном плане, решая лишь проблемы дефектологического характера. Я считаю, что коррекционная работа с детьми с ОВЗ , должна выражаться не только в медицинском, дефектологическом подходе к детям а ещё и в решение задач личностного развития ребенка, формирования его положительного образа - «Я» и повышение уровня психологического здоровья в практике комбинированного детского сада. На мой взгляд, необходим перенос акцента на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии разных сфер жизнедеятельности ребенка.

Слайд 5

Принимая во внимание важность коррекции разных сфер жизнедеятельности ребенка необходимо понимать, что же в нашем понимании “норма” психологического здоровья? Для психологического здоровья норма - это присутствие определенных Личностных характеристик , позволяющих ребенку не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, что-то изменять вокруг себя. Норма - это тот прогностический результат , который служит ориентиром для организации психологических и педагогических условий ее достижения .

Слайд 6

Отсутствие психологического здоровья у ребенка - это отсутствие возможности развития и адаптации в обществе, неспособность ребенка к выполнению своей внутренней, «природной» задачи. Исследователи выделяют три уровня психологического здоровья (по Хухлаевой О.В) Высший уровень (креативный). Устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления проблем, активное творческое отношение к жизни. Средний уровень (адаптивный). В целом адаптивность в социуме, однако наблюдается некоторая повышенная тревожность, средний запас прочности психологического здоровья. Низкий уровень ( дезадаптивный , или ассимилятивно - аккомодативный ). а) ассимилятивный – ребенок стремится приспособиться к внешним условиям в ущерб своим желаниям и потребностям, ригидность (низкая самооценка, заторможенность, тревожность); б) аккомодативный - ребенок использует активно - наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям; негибкость поведенческих стереотипов, недостаточная критичность ( демонстративность , негативизм, агрессивность ).

Слайд 7

Следует отметить, что у детей с ОВЗ преобладают адаптивный и дезадаптивный (чаще ассимилятивный), уровни психологического здоровья. Если мы не учитываем особенности таких детей, появляются ряд психологических проблем детей с ОВЗ, основой которых является фиксированность на собственных переживаниях, неуверенность в своих силах, неадекватный Образ - “Я”: Повышенный уровень тревожности, проявление страхов. Негативистическая демонстративность , агрессивность. Двигательная расторможенность или заторможенность (как результат эмоциональной неустойчивости). Нарушения внимания (как результат нарушения саморегуляции в поведении). Замкнутость, скрытность. Пессимистические тенденции.

Слайд 8

Когда мы меняем установки мы меняем задачи управления детским коллективом с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Такими задачами являются : 1.Развитие индивидуальных особенностей. 2.Создание благоприятного психологического климата Из этого можно заключить, что психологическая коррекция проблем таких детей должна осуществляться по линии побуждения их активности в поиске и раскрытии своих творческих способностей, в побуждении их к созданию позитивной картины мира, в создании адекватного положительного Образа - “Я”. При этом мы исходим из понимания Образа - “Я” как особого представления индивида о самом себе. Образ - “Я” определяет отношение человека к самому себе, выступая основой для построения взаимоотношений с другими людьми; следовательно, формирование адекватного Образа - “Я” является базой для успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ в обществе. Формирующийся позитивный Образ - “Я” в детстве является предпосылкой успешности человека во “взрослости”.

Слайд 9

3.Обогащение педагогического опыта в области воспитания детей с использованием системы субъект-субъектных отношений Я хочу вам рассказать о моём опыте работы на примере Серафима. Основой работы с детьми ОВЗ является активизация процессов индивидуального развития детей-дошкольников; коррекция и компенсация выявленных нарушений в разных сферах жизнедеятельности ребенка; выявление и развитие резервных возможностей и творческих способностей каждого ребенка.

Слайд 10

В процессе работы решала задачи: 1. Коррекцию личностных нарушений, негативных черт характера, деформированных взаимоотношений. 2 .Формирование социальных мотивов и средств удовлетворения потребностей ребёнка. 3 .Обучение различным средствам и способам коммуникации. 4 .Совершенствование способов самоорганизации целенаправленной деятельности (постановка задач, выбор способа действия, приемы самоконтроля). 5. Обучение способам действия, их переносу в новые условия и переключению с одного способа действия на другой. 6 .Формирование умения правильно ориентироваться в различных проблемных ситуациях, адекватно реагировать на их изменение, с выбором оптимального для данных условий стиля поведения. 7 .Формирование у ребёнка способности к психической самозащите в экстремальных ситуациях, в период перенапряжения и перегрузки. 8. Воспитание культуры полов, полоролевую социализацию. 9 .Развитие социально-приемлемых способов отреагирования отрицательных эмоции. 10 .Формирование позитивной мотивации в учебной деятельности. 11 .Формирование адекватного, доброжелательного восприятия коллектива, снижение негативизма. 12 .Снижение уровня тревожности, агрессии.

Слайд 11

В ходе работы использовались методы и приемы : Сказкотерапия . Игры - драматизации. Сюжетно-ролевые игры Арт-терапия Я хочу вам рассказать о моём опыте работы на примере работы с ребёнком с ОВЗ.

Слайд 12

Начальный этап: ребёнок не принят в группе, наблюдается агрессивное поведение, неадекватное реагирование на ситуации возникающие в группе.

Слайд 13

В ходе коррекционной работы у мальчика повысился социометрический статус в группе сверстников. Уровень тревожности снизился; при этом снизилась агрессивность, конфликтность. В личностном поведении снизился уровень отрицательного доминирования и повысился уровень положительного доминирования и положительного подчинения. Ребёнок учился простым способам разрешения конфликтов в игровой ситуации и переносил игровые действия на игру в детском коллективе, стал задавать вопросы взрослым, почему это считается неправильно, почему надо реагировать так или иначе. Эмоциональный фон в целом стабилизировался, преобладают положительные эмоции.

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"

Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов...

Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах общеразвивающей направленности

Данная Технология  рассматривает аспекты  мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) с позиций...

Методическая разработка "Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО"

Описание технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДА в группах компенсирующей направленн...

Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»

Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»...

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми  дошкольного возраста и форма взаимодействия  всех  участников образовательного процесса &raq...