Семинар-практикум: «Игровой набор «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
учебно-методический материал

 Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность, которая не теряет своей актуальности и в наше время.  Материалы Фрёбеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами. Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).  Работая с материалами Фрёбеля педагог направляет, облегчает и  стимулирует процесс познания, планирует и создает безопасную обстановку в группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_igrovoy_nabor_dary_frebelya.doc336 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум:

«Игровой набор «Дары Фрёбеля» в

образовательной деятельности с дошкольниками»

Старший воспитатель МАДОУ детский сад «Ульгэр» ГО «Поселок Агинское» Никифорова Л.В.

Цель: ознакомление педагогов с возможностями применения игрового набора «Дары Фрёбеля»   при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

-познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;

-вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал;

-показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Материал, оборудование:  дары Фрёбеля, ТСО.

Ход семинара-практикума:

           -  Доброе утро, уважаемые коллеги! Я  рада приветствовать Вас   на семинаре - практикуме! Сегодня мы с Вами на время превратимся в детей, дадим волю фантазии и творчеству, а также на собственном опыте узнаем о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.     

            В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности, как нам всем известно, является… («игра» – продолжают фразу участники мастер-класса).

         -Поднимите руки те, кто слышал об игровых наборах «Дары Фрёбеля»? Кто видел их? Кто использует их в работе?

              Фридрих Вильгельм Август Фрёбель  -  немецкий педагог, теоретик  дошкольного воспитания, ученик Песталоцци, исходил из того, что дети- цветы и воспитывать их должны "добрые садовницы".

           Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу («дети — цветы жизни!») Фрёбель изобрел целую систему раннего развития, основанную на т.н. «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фрёбель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».

       Дары Фрёбеля являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов. В настоящее время на рынке обычно встречается 14 модулей образовательных материалов Фрёбеля: (подписать и поставить перед собой). Пособия изготовлены из качественного натурального материала - дерева, который очень приятен для тактильного взаимодействия.    

         Каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером. Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фрёбеля», эстетичен, безопасен в использовании, предназначен  для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно -исследовательской.

  1. Текстильные мячики;
  2. Основные тела;
  3. Куб из кубиков;
  4. Куб из брусков;
  5. Кубики и призмы;
  6. Кубики, столбики, кирпичики;
  7. Цветные фигуры;
  8. Палочки;
  9. Кольца и полукольца;
  10. Фишки;
  11. Цветные тела;
  12. Мозаика. Шнуровка;
  13. Башенки;
  14. Арки и цифры.

          Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность, которая не теряет своей актуальности и в наше время.

          Материалы Фрёбеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами. Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).

     Работая с материалами Фрёбеля педагог направляет, облегчает и  стимулирует процесс познания, планирует и создает безопасную обстановку в группе. Играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями. 

Практическая часть:

 Показ слайдов, где и как можно применять дары Фрёбеля.

- А сейчас приступаем к практической части нашего семинара.  Я приглашаю вас   в мир игры. Дидактические игры с педагогами:

1. «Составь из фигур»

Цель игры: в игровой форме научить детей различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь образцом, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Начинать лучше с одного образца. Пусть ребёнок из имеющихся геометрических фигур подберёт к ней подходящие по цвету и размеру, попытается сложить самостоятельно. Игра содержит как простые, так и более сложные образцы, закрепить знание геометрических фигур, дать представление о том, что фигуры могут быть разных цветов и размеров, развить у него образное и логическое мышление, воспитать усидчивость и внимательность.

Пример работы с образцами.

1.Совместно с педагогом ребёнок рассматривает образец и определяет что на ней изображено.

2.Ребёнок называет геометрические фигуры, имеющиеся на образце, их цвет и размер.

3.Подбор необходимых геометрических фигур и составление представленного образца.

4.Игра имеет развитие: ребёнок может придумать изображение самостоятельно или воспроизвести по памяти.

                               2.«Волшебные палочки»

Задачи дидактического пособия в следующем: развивать сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, творческое воображение, фантазию, формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, воспитывать усидчивость, самостоятельность в создании творческого продукта.

В пособии предлагаются образцы различной тематики, выполнить которые можно с помощью дара №8 «Палочки». После уверенного освоения предложенных сюжетов, ребёнок может составлять самостоятельные композиции, подбирая необходимый размер и цвет.

4.«Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Детям предлагаются изображения представителей живой природы. Части их украшены различными геометрическими фигурами, которые необходимо отыскать и выложить. Используется дар №7 "Цветные фигуры".

 

4."Плетение"

         Данная дидактическая игра по переплетению полос развивает у ребёнка творческое воображение, глазомер, внимание, эстетический вкус, самостоятельность.  А так же в процессе развивается мелкая моторика рук и вырабатывается ответственность за свою работу. 

          С помощью плетения детям предлагается украсить рыбку. Сложность состоит в самом способе украшения, подборе необходимых палочек по длине и цвету. Для плетения используется дар №8 "Палочки", для украшения все остальные.

5.«Укрась торт, укрась одежду» (разные темы раздать)

Цель игры: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат и др.) и называть их, развивать логическое мышление, воображение. Педагог предлагает детям украсить торт, либо предметы одежды геометрическими фигурами: кто как хочет. Выполнив задание, ребенок может рассказать: какими фигурами украсил, как их располагал.

Рефлексия

( Предложить каждому столу придумать свою игру) время для подготовки 5 мин. и презентовать).

  -Наша экскурсия в мир  игры подходит к концу, и я задам вам несколько вопросов:  Полезным ли был сегодняшний  семинар - практикум?  Намерены ли вы использовать полученные знания и навыки в работе?  Что для каждого из вас было самым интересным в сегодняшней встрече? Оставить свое впечатление о прошедшем мероприятии можно и с помощью нашего набора:                            «Создай лицо, мордочку» выложите из деталей  свои  эмоции.  


Детишкам предлагается наборов карточек для одного из вариантов использования данного пособия - дидактической игры «Эмоции». Они могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной сферы. Ведь очень важно знакомить детей со своим эмоциональным состоянием и эмоциями других людей. Поиграть с эмоциональным состоянием можно как на карточках с изображениями людей, так и животных. Для организации данной дидактической игры можно использовать все имеющиеся модули технологии «Дары Фрёбеля».

- Благодарим всех за активное участие и проделанную работу!

(раздать буклеты)

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками

Работая с материалами Фребеля педагог не является собственно источником информации, а направляет и облегчает процесс познания, стимулирует познание, планирует и создает безопасную обстановку в гр...

Мастер - класс для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками».

Комплект методических пособий по работе с игровым набором "Дары Фрёбеля" открывает новые возможности использования данного набора в процессе реализации основной программы. комплект лег...

Инновационный образовательный проект «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

Показать, что  игровые материалы «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ»,  наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потребности....

Мастер – класса «Использование игрового набора Дары Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»

Практическая  часть. Мастер – класса «Использование игрового набора Дары Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»...

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

Математика – это абстрактная система, но в, то, же время маленькиедети  думают  очень  конкретно.  Следовательно,  им  должна  бытьпредоставлена  возможно...

Мастер-класс для педагогов "Использование набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности дошкольников

Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаЗадачи:познакомить педагого...