Педагогический совет "Взаимодействие ДОУ и семьи"
материал

Кожевина Анна Юрьевна

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_vzaimodeystvie_dou_i_semi_2017g.docx748.92 КБ

Предварительный просмотр:

                             Педсовет  «Взаимодействие ДОУ и семьи»

Старший воспитатель: Евдокимова Анна Юрьевна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:
1. уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

3. активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
4. поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Повестка дня:

  1. Выступление старшего воспитателя:

«Взаимодействие детского сада и семьи»

  1. Выступление воспитателей о взаимодействии с родителями в течении года «Формы работы с родителями.
  2. Итоги тематического контроля
  3. Подведение итогов.

  1. «Взаимодействие детского сада и семьи»

 «Дошкольное детство» - уникальный  период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В ФГОС ДО сформулированы  требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями.

                       Установки ФГОС дошкольного образования:

  • стремление к взаимодействию
  • стремление к сотрудничеству и сотворчеству, совместным проектам
  • стремление к открытости
  • стремление к диалогу, желание быть услышанными педагогами
  • усталость от декларативности в общении, желание перейти от слов к делу
  • стремление к пониманию связи «ребенок-мать», «ребенок-отец».

В центре стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим. Среди которых – сотрудничество с семьей.

         В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.

Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.
      Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого. Причем у каждой роли может быть своя реальность, так каждый из участников процесса обучения и воспитания детей, например педагог,  родитель, будет прав, но по-своему.

       Родители – это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Нередко можно услышать довольно агрессивную реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя детского сада «мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.

     Педагоги – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.

                                                Правила общения

В общении с рассерженными взрослыми необходимо:

- показать собеседнику свое уважение к нему, отметив в слух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы рассержены») и дать ему возможность высказаться;

- настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану») ;

- исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и др.) ;

- избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», Все время вы так» и т. п. ;

- встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.

Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личности и профессиональной компетентности. Неэффективное поведение свидетельствует и о проблемах педагога, усталости, истощении, о профессиональной деформации личности.

Грамотное общение – залог хорошего психического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.

                    Профессиональная  компетентность педагога

Портрет педагога 

  • Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
  • Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
  • Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
  • Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
  • В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
  • Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
  • Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
  • Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует. 

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое.

Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. 

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения. 

                                   Примерный кодекс общения: 

  1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

                                         «Психологическая зарядка» 

Упражнения направлены на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.  

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
  2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».
  3. Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
  5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо».
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
  7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна».
  8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
  9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».

2.Презентация  форм работы с родителями

3.Итоги тематического контроля

4.Принятие решения педсовета

                        http://www.playcast.ru/uploads/2015/07/14/14333765.png

   Профессиональная  компетентность  

                           педагога

                      Портрет педагога 

  • Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
  • Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
  • Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
  • Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
  • В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
  • Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
  • Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
  • Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы

общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует

 http://pandia.ru/text/79/152/images/image001_94.jpg

Примерный кодекс общения: 

  1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

   https://doshkilniatko.net/wp-content/uploads/2012/07/4-805x1024.jpg

           «Психологическая зарядка» 

       Упражнения направлены на овладение приемами

       релаксации и концентрации, способствующими

       повышению энергетического потенциала.  

       1.Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым,  

        потом правым глазом повторить:

      «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».

       2.Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять:

      «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».

       3.Потирая ладонь о ладонь повторить:

      «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

       Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо,    

        повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна  

      самого лучшего».

      4. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На  

      пути у меня нет преграды, все получиться, как надо».

      5.Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить:  

     «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я  

       помогу».

      6.Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: «Ситуация  

       любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна».

        7.Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить:

       «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

       8.Сложив руки в замок, делая глубокий вдох:

      «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».

                        http://pandia.ru/text/79/152/images/image001_94.jpg

                                Правила общения

     В общении с рассерженными взрослыми необходимо:

   - показать собеседнику свое уважение к нему, отметив в слух факт  

   существования раздражения, гнева : «Я вижу, вы рассержены»

    и дать ему возможность высказаться;

  - настойчиво обозначить границы, установить их:

  «Я вижу, вы рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань,  

  оскорбления я не готова и не стану» ;

  - исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение,

    в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые  

    помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить

    сесть, выпить воды и др.) ;

  - избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», Все время

    вы так» и т. п. ;

  - встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на  

    следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении,

   что отношения восстановлены или не пострадали.

   Профессиональное поведение педагога есть отражение его

   нравственной личности и профессиональной компетентности.  

   Неэффективное поведение свидетельствует и о проблемах педагога,  

    усталости, истощении, о профессиональной деформации личности.

   Грамотное общение – залог хорошего психического самочувствия

   педагога и его профессионального долголетия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Вместе дружная семья"

В проекте освещена важность роли семьи в жизни человека. сплочения детей и родителей....

Педагогическая идея "К здоровой семье через детский сад"

Основная цель данного проекта  - это вовлечение  родителей в воспитательно- образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить  интерес...

Социально - педагогический, творческий проект "Моя СемьЯ"

На современном этапе проблема взаимодействия ДОУ и семьи актуальна. Наиболее важным и основным аспектом является, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс....

Презентация педагогического проекта «Моя дружная семья»

Первые чувства зарождаются в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной, ...

Педагогический проект "Вместе дружная семья - детский сад, родители и я"

Мини - проект направлен на сплоченние детского коллектива и семьи....

Педагогическое мероприятие «Оберег для семьи»

Россия – это родина для многих. Но  для того чтобы считать себя ее сыном и дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю...

Организация социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в условиях личностно-ориентированной парадигмы.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Мы все больше приходим к осознанию того, ч...