Цифровая образовательная среда в дошкольной организации
статья

чорная людмила станиславовна

Цифровые образовательные технологии – неотъемлемая часть современного образования, они находят свое применение и в дошкольном образовании. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире,

общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиа-ресурсы.

Умение педагогов рационально интегрировать цифровые технологии в традиционные виды детской деятельности позволит организовать образовательный процесс не только познавательно, но и чрезвычайно увлекательно.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_v_dou.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровая образовательная среда в дошкольной организации

Л.С.Чорная

ГБДОУ детский сад № 123

Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербург

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие.        

Современный ребёнок не такой, каким был его сверстник 5-10 лет назад.             И не потому, что изменилась природа самого ребёнка или закономерности его развития. Принципиально изменилось содержание предметного и социального мира современных детей – их окружают всевозможные гаджеты, интерактивные игрушки, компьютерные игры, которые они быстро осваивают. Поэтому образовательная среда детского сада должна удовлетворять потребности и интересы современных детей.

Цифровые образовательные технологии – неотъемлемая часть современного

образования, они находят свое применение и в дошкольном образовании.

Согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» (2019-2024 годы) в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» (с изменениями и дополнениями от 29 марта 2019 г.) в образовательных организациях необходимо внедрить современную и безопасную цифровую образовательную среду уже к 2024 году.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) предъявляет требования к образовательной среде, которая должна быть максимально насыщенной, что означает оснащение оборудованием и совмещение в едином развивающем пространстве традиционных игр, игрушек и иного учебно-методического оборудования, в том числе и электронных образовательных ресурсов.

Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) трактует: педагоги должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста.

Таким образом, современный детский сад должен обеспечивать условия для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, интересами и склонностями, способностями и творческим потенциалом посредством создания образовательной среды.

Расширяя образовательное пространство, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 123 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее – ДОУ)

реализует инновационный проект «Использование инновационных технологий в образовательном процессе, обеспечивающих современную и безопасную цифровую образовательную среду в ДОУ» (далее – проект).

Актуальность реализации проекта обусловлена, с одной стороны, требованиями

ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей, так как в настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста.

Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире,

общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиа-ресурсы.

Умение педагогов рационально интегрировать цифровые технологии в традиционные виды детской деятельности позволит организовать образовательный процесс не только познавательно, но и чрезвычайно увлекательно.

Цель проекта – обеспечение качественного дошкольного образования посредством использования инновационных технологий в образовательном процессе, обеспечивающих современную и безопасную цифровую образовательную среду в ДОУ.

Для создания современной и безопасной цифровой образовательной среды в ДОУ необходимо решить ряд задач:

1) повысить уровень профессиональных компетенций педагогов ДОУ по

использованию цифровых образовательных технологий в образовательном процессе;

2) расширить перечень технологий современной и безопасной цифровой

образовательной среды в ДОУ посредством использования образовательного ресурса «Мобильное Электронное Образование – Детский сад».

Значимость проекта в том, что расширение перечня технологий современной и

безопасной цифровой образовательной среды в ДОУ способствует обеспечению качества дошкольного образования и выполнению требований ФГОС ДО к кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования за счет непрерывного образования личности педагогов ДОУ, формирования их профессиональные компетенции, позволяющие создавать условия развития ребенка с использованием цифровых образовательных технологий.

Инновационная деятельность предполагает выстраивание модели создания

современной и безопасной цифровой образовательной среды в ДОУ посредством реализации образовательного ресурса «Мобильное Электронное Образование – Детский сад».

Образовательный ресурс «Мобильное Электронное Образование – Детский сад» (далее– МЭО) содержит четыре учебных курса для детей 3-7 лет.

Каждый учебный курс представляет собой методическое пособие для воспитателей ДОУ, содержит системно организованную программу на учебный год – 36 тематических недель. Для каждой тематической недели и каждого занятия внутри темы прилагаются методические рекомендации и дополнительный материал: стихи, презентации, игры, музыкальное сопровождение, вопросы, картинки, интерактивные задания, игры и пр.       Каждая тема включает хрестоматийные материалы: литературные, художественные и научные. Это очень удобно для педагога, так как поиск необходимого материала и подготовка к занятиям занимает минимум времени.

Тематика и содержание учебных курсов МЭО выстроены в логике календарного года и позволяют организовать мероприятия в соответствии с календарно-тематическим планированием образовательной деятельности, включают региональный компонент, учитывают государственные праздники, традиции ДОУ и группы.

Мультимедийный материал, представленный МЭО, достаточно разнообразный, поэтому можно подобрать к любому виду образовательной деятельности интересные задания и упражнения, демонстрационные материалы.

Каждая тема учебного курса содержит сюрпризный момент, что способствует

активизации внимания детей и повышению их мотивации к совместной образовательной деятельности. Предлагаемые объекты и ресурсы МЭО можно использовать как в процессе непрерывной образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Это обеспечивает возможность индивидуального подбора программного материала для каждого ребёнка, облегчает труд воспитателя по подбору материала для организации различных видов детской

деятельности.

Применение МЭО дает возможность педагогу моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширять возможности наглядных методов в образовательном процессе.

Обеспечение вариативности содержания образовательной деятельности с детьми 3-7 лет происходит за счет сочетания цифровых образовательных технологий с традиционными при проектировании образовательной деятельности с детьми, создании социальной ситуации развития. Образовательный процесс не предполагает постоянного использования компьютера детьми, предлагая педагогам широкий выбор разнообразных форм и видов деятельности, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.

Проектирование содержания образовательной деятельности с детьми с использованием МЭО позволяет педагогам ДОУ организовать качественную проектную и исследовательскую деятельность в группе, учитывая особенности каждого ребенка и используя индивидуальный подход к детям. Кроме того, родители (законные представители) также имеют возможность самостоятельно использовать онлайн-курсы МЭО вне ДОУ.

Реализации проекта рассчитана на 2020-2023 годы и включает предварительный,

внедренческий и итоговый этапы.

Предварительный (проектировочный) этап / 2020-2021 учебный год:

- разработка содержания проекта, подготовка кадров, доступ к образовательному

ресурсу МЭО;

- составление календарного плана мероприятий по реализации проекта, нацеленного на повышение компетенций педагогов ДОУ по использованию цифровых образовательных технологий, создание современной и безопасной цифровой образовательной среды.

Внедренческий (технологический) этап / 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебные годы:

- реализация проекта;

- осуществление контроля за реализацией проекта;

- периодическая отчетность участников инновационной деятельности о ходе реализации проекта;

- осуществление мониторинга результативности проекта;

- предоставление регулярной обратной связи об использовании педагогами цифровых образовательных технологий.

Итоговый (рефлексивный) этап / 2022-2023 учебный год: осуществление рефлексии реализации проекта.

В содержание проекта входит пакет работ, который включает:

- анализ имеющейся материальной базы ДОУ и кадровых условий для возможности реализации цифровых образовательных технологий;

 - проведение технических работ для обеспечения доступа педагогов к образовательному ресурсу МЭО;

 - методическое сопровождение педагогов ДОУ в процессе изучения возможностей использования образовательного ресурса МЭО;

 - проведение инструктивно-методических мероприятий, направленных на повышение компетенций педагогов ДОУ по использованию образовательного ресурса МЭО в образовательной деятельности с детьми;

 - проведение практико-ориентированных мероприятий для повышения компетенций педагогов ДОУ по созданию ситуации развития детей посредством рационального использования цифровых образовательных технологий;

 - методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ с

использованием образовательного ресурса МЭО (вебинары, дистанционное повышение квалификации, возможность обучения по индивидуальной модульной программе, практические занятия по работе с образовательными ресурсами, педагогические мастерские

и др.);

 - формирование электронного кейса методических разработок по использованию цифровых образовательных технологий педагогами;

 - диссеминация инновационного педагогического опыта по использованию цифровых образовательных технологий в образовательной деятельности.

Прогнозируемые результаты по каждому этапу реализации проекта:

I этап

- сформирована рабочая группа по реализации проекта;

- определен пакет работ по реализации проекта, назначены ответственные за их

выполнение;

- составлен календарный план мероприятий по реализации проекта;

- определены механизмы: системы управления, контроля, результатов реализации проекта.

II этап

- реализован план повышения квалификации педагогов ДОУ по использованию

цифровых образовательных технологий;

- педагоги владеют навыками пользования образовательным ресурсом МЭО;

 - педагоги моделируют образовательный процесс, рационально сочетая традиционные и цифровые образовательные технологии;

- сформирован электронный кейс по использованию цифровых образовательных

технологий в образовательной деятельности с детьми;

- диссеминация инновационного педагогического опыта по использованию цифровых образовательных технологий (открытые мероприятия, публикации, участие в конференциях, семинарах, конкурсах и пр.).

III этап

- расширен перечень технологий современной и безопасной цифровой образовательной

среды в ДОУ;

 - итоги реализации проекта представлены педагогической общественности,

социальным партнерам, родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ;

 - презентован инновационный опыт.

В ГБДОУ №123 проект реализуется уже год, достигнуты следующие результаты:

- внедрены индивидуальные планы повышения квалификации педагогов, которые включают самообразование с использованием ресурсов МЭО, ежегодно предоставляются отчеты о реализации планов самообразования;

- составлены методические разработки педагогов по организации образовательной деятельности с детьми на основе интеграции цифровых и традиционных образовательных технологий: карты образовательной деятельности по тематическим неделям, технологические карты непрерывной образовательной деятельности (НОД);

- разработаны карты контроля планирования и организации образовательной

деятельности педагогов с использованием образовательных ресурсов МЭО.

Таким образом, реализация проекта позволяет:

 - профессионально развиваться педагогу, общаться в профессиональном сообществе, используя имеющуюся материально-техническую базу ДОУ (современное интерактивное оборудование);

 - вариативно использовать образовательный ресурс МЭО, сочетая традиционные и инновационные технологии образования детей дошкольного возраста;

 - организовывать обучение разных категорий обучающихся, в том числе детей с

особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии, а также одарённых и талантливых детей;

 - без значительных финансовых, организационных и временных затрат

индивидуализировать образование каждого обучающегося;

 - расширять возможности непосредственного вовлечения родителей (законных

представителей) обучающихся в образовательную деятельность;

 - уменьшить временные затраты педагога при подготовке к образовательной

деятельности и предоставить возможности реализовывать собственные творческие замыслы.

Список литературы

1. Горбунова, А. Ю. «Роль цифровых технологий в когнитивном развитии

дошкольника: постановка проблемы» // Электронный научный журнал «Наука в

мегаполисе». – 2018. – Вып. № 2(6).

2. Интерактивное методическое пособие для воспитателей детского сада на

информационно образовательной платформе «Мобильное Электронное Образование». – М. :«Мобильное Электронное Образование», 2018.

3. Солдатова, Г. У. «Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире» // Социальная психология и общество. – 2018. – № 3.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования: утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. //

5.ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. – URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 15.10.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Дорожная карта «Цифровая образовательная среда дошкольной организации»

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста....

Доклад на тему "Музейно-образовательная среда в дошкольной организации"

Музейная педагогика рассматривает музей как образовательную систему, осуществляющую научно-практическую деятельность, ориентированную на передачу культурного (художественного) опыта через педагогическ...

Организация цифровой образовательной среды в дошкольной образовательной организации

Принципы организации цифровой образовательной среды в ДОУ...

Буклет для педагогов «Цифровая образовательная среда в дошкольных образовательных организациях. Создание интерактивных упражнений Learning Apps»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"24284714","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1241","width":"1755"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"242...

«Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации»

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечело...

"Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда в дошкольной организации"

Цель проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность дошкольного образования за счет использования цифровых технологий в обучен...

Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельно...