Индивидуальный маршрут ребенка с аутизмом в ДОУ.
статья

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с РАС – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретной образовательной организации специалистами различного профиля с целью удовлетворения особых образовательных потребностях

Цель: развитие понимания обращенной речи, формирование социально- коммуникативных умений и навыков, формирование навыков самообслуживания, стимулировать речевую активность, коррекция познавательной деятельности.

Основные этапы работы:

1. Первичный контакт

- установление зрительного контакта

2. Работа над опорными коммуникативными навыками. Первичные предпосылки учебной деятельности.

- развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты.

- сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к занятиям.

- заинтересовать определенными видами деятельности.

- развить способность совершать простые действия с материалами.

3. Работа над указательным жестом, над пониманием и выполнением простых инструкций «подойди ко мне», «сядь», «посмотри на меня». Работа над выражением просьбы.

4. Работа над социально-бытовыми умениями и навыками самообслуживания.

5. Развитие познавательной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind_marshrut.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут ребенка с аутизмом в ДОУ

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с РДА

Год от года все больше детей рождается с проблемами в развитии.

 Одни из часто встречающихся в наши дни, это дети с ранним детским аутизмом. В качестве наиболее характерных особенностей аутичного ребёнка можно выделить следующие:

1. Нарушение контакта, погруженность в свой мир

2. Стремление к постоянству, проявляющееся в разных формах (в сопротивлении переменам в режиме, в стереотипных действиях)

3. Особая характерная задержка и нарушение речевого развития вне связи с уровнем интеллектуального развития.

В настоящее время наиболее распространённой формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в ДОУ компенсирующего вида и в специальных. Это и обуславливает социальную адаптацию и развитие проблемного ребёнка.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальный образовательный маршрут, цель которого – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов, сенсорной деятельности в соответствии с возрастом и индивидуальными психологическими особенностями ребёнка, проблемами здоровья и спецификой задержки в психическом развитии. Главными условиями эффективности маршрута являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.

Можно выделить несколько этапов в составлении индивидуально образовательного маршрута:

I этап– диагностика функционального развития

На этом этапе мы опираемся на следующие пособия: Лаврова Г. Н. «Психолого-педагогические технологии разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях специального (коррекционного)дошкольного образовательного учреждения».

II этап – определение целей и задач индивидуального маршрута и его составление (с учётом требований программы Екжановой Е. А., Стребелевой Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»

III этап – реализация

VI этап – контрольная диагностика (результативность коррекционно-развивающей работы).

Основная форма работы – индивидуальные занятия, занятия в подгруппе (2 человека).

Продолжительность занятия от 10 до 20 минут (в зависимости от физического и эмоционального состояния ребёнка).

Основная форма работы – индивидуальные занятия с ребёнком, занятия в небольших группах (2 ребенка).

Продолжительность каждого занятия от 10 до 20 минут в зависимости от возраста ребенка и имеющегося у него нарушения.

1. Адаптация в условиях группы. Готовность к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Сотрудничество со взрослыми в предметно-практической и игровой деятельности. Активное подражание.

2. В плане речевого развития – активное реагирование на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способность к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний. Понимание названий предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Активное участие в диалоге – ответы на вопросы взрослого одним словом (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств). Подражание жестам и мимике взрослого. Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность.

3. Выполнение орудийных действий – использование бытовых предметов с учётом их функций, использование предметов в качестве орудий в проблемных ситуациях. Овладение поисковыми способами в предметной деятельности – практическими пробами и примериванием.

4. Практическая ориентировка в свойствах предметов. Подбор по форме («Доска Сегена»,«Почтовый ящик» и т. д., величине (недифференцированные предметы: большой – маленький, идентификация цвета предмета с цветом образца, ориентировка в количестве(один – много).

5. Воспроизведение темпа в движениях под музыку, простейших «повторных» ритмических структур в дидактических играх.

6. Координационные движения рук при выполнении простых действий с игрушками(кубиками, пирамидкой) и предметами обихода (чашкой, ложкой, овладение элементарными изобразительными навыками (точки, дугообразные линии).

Индивидуальная программа развития ребенка с РАС

Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________________________________________

Месяц_____________________________________________________________________________________________

Программа развития ребенка,

Инструкции

Поведение ребенка

Пример

Критерий усвоения

Дата начала работы

(неделя)

Навык освоен (дни недели)

(Специалисты)

Инструктор дает инструкцию «Посмотри на меня»

Ребенок должен посмотреть на инструктора

Можно использовать игрушку на уровне глаз для формирования навыка

При инструкции «Посмотри на меня» ребенок без игрушек смотрит на инструктора, удерживая взгляд 1-2 секунды в 8-10 случаях.

П

В

С

Ч

П

Установить глазной контакт с ребенком

(Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели)

I

II

III

IV

Невербальная имитация

(Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели)

Инструктор демонстрирует действие и дает инструкцию:

«Сделай так».

На начальном этапе родитель сзади помогает выполнить действие вслед за инструктором.

Ребенок зеркально повторяет действия инструктора.

«Сделай так».

Инструктор: поднимает руки вверх,

хлопает в ладоши, стучит по столу, топает ногами, разводит руки в стороны.

Всегда начинать с более простых действий крупной моторики (руки вверх). Самое главное – это имитация, если ребенок выполняет самостоятельно без помощи взрослого.

П

В

С

Ч

П

I

II

III

IV

Манипуляция с предметами

(воспитатели, дефектолог, логопед)

Инструктор бросает кубик в корзину и дает инструкцию:

«Сделай так». Ребенок должен повторить действие.

Ребенок повторяет за инструктором: бросает кубик в корзину.

Примеры действий с предметами:

Ложка: помешать, а стакане, положить в кружку, постучать по столу. Кубик: положить на другой кубик, постучать по столу, бросить в корзину. Мяч: покатать, бросить в корзину. Машинка: покатать, положить на стул, разыграть аварию.

Каждый предмет использовать разными способами, чтобы убедиться, что это имитация, а не механическое действие, добиваться самостоятельных игровых действий.

П

В

С

Ч

П

I

II

III

IV

П

В

С

Ч

П

Имитация с использованием игрушек

(дефектолог, логопед, воспитатели)

Инструктор строит из трех блоков лего башню, перед ребенком три таких же блока.

Ребенок строит такую же башню из своих блоков (если ребенок не понимает, помогаем и постепенно уходим от подсказки)

Ребенок строит башню, и Вы включаетесь в процесс игры. Блоки увеличиваются по мере прогресса ребенка.

Ребенок демонстрирует 8 из 10 правильных реакций.

I

II

III

IV

П

В

С

Ч

П

Крупная моторика

(Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели)

Используя моделирование, физическую подсказку, отрабатывать простейшие действия крупной моторики.

Ребенок встает по команде инструктора: «Встань». Если не понимает, повторяем инструкцию и физически помогаем встать.

Движения для отработки: «Встань»,

«Сядь», «Подпрыгни», «Повернись», «Стой на одной ноге», «Брось мяч», «Беги».

Ребенок демонстрирует навык самостоятельно без подсказки 8 из 10.

I

II

III

IV

П

В

С

Ч

П

Сопоставление

(дефектолог, логопед, воспитатели)

Инструктор выкладывает три картинки. Например: (Яблоко, банан, груша) и просит: «Положи грушу на грушу» и предоставляет ребенку по одной картинке из перечисленных предметов.

Ребенок должен положить грушу на грушу, яблоко на яблоко, банан на банан.

Использование картинок из знакомого репертуара ребенка и обязательно такой же комплект второй.

Ребенок сопоставляет картинку к картинке 8 из 10.

I

II

III

IV

П

В

С

Ч

П

Развитие графомоторных навыков

(дефектолог, логопед.

Воспитатели: изо деятельности)

Инструктор использует доску, с которой легко стирать фломастер. Держит фломастер и проводит линию, просит ребенка: «Сделай так».

Ребенок проводит точно такую же линию вслед за нарисованной инструктором, повторяя ее в точности (в начале использовать физическую подсказку «рука в руке»)

Инструктор дает разные образцы линий, стирая, когда ребенок повторил.

Ребенок точно копирует 8 из 10 образцов.

I

II

III

IV

П

В

С

Ч

П

Игра, как замещающее поведение при аутостимуляции

(Психолог, воспитатели)

Обучение в неформальной обстановке, выбрать целевой навык для игры.

Ребенок должен использовать имитации с предметами и включать в предложенную игру.

Игра в ладошки, стройка разных домов и башен с разрушением в конце, куклы (обнять, погладить, уложить спать, покормить), лего, пение и танцы под музыку, игры в мяч.

Ребенок включается в процесс игры 8 из 10 раз.

I

II

III

IV

П

В

С

Ч

П

Улучшение понимания речи

(Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели)

Инструктор просит выполнить действие, и убирать постепенно демонстрационные подсказки.

Положив перед ребенком два предмета или две карточки, например: яблоко и мяч, инструктор говорит: «мяч» и направляет руку ребенка к мячу, ребенок указывает на мяч.

Ребенок должен различать множество предметов из жизни: еда, игрушки, средства гигиены, одежда, обувь). Сразу не берется большое количество предметов. Сначала отбирается, например, 10 предметов.

Ребенок без подсказки указывает на правильный предмет, сразу 8 из 10.

I

II

III

IV

П

В

С

Ч

П

Улучшение понимания речи,

(а именно звуков: а, о, у)

(логопед)

Инструктор показывает картинки и просит произнести соответствующий звук. (Например: укачиваем куклу: а-,а-,а-; пароход гудит: у-,у-,у-)

Ребенок, глядя на предмет или картину, произносит соответствующий звук самостоятельно.

Использование картинок из знакомого репертуара ребенка: Пароход гудит: у-, куклу укачиваем: а-, зуб болит: о-……

Ребенок без подсказки указывает на правильный предмет, произносит соответствующий звук.

I

II

III

IV

П

В

С

Ч

П

Различие названий

(Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели)

Перед ребенком выложены стимулы, например печенье, шоколадные шарики или звездочки, кукла.

Ребенок показывает на предмет, который хочет, после вопроса инструктора: «Что ты хочешь». Ребенку дают, то на что он показал.

Используются любые мотивационные стимулы (любая еда или игрушки).

Правильная реакция ребенка: 8 из 10.

I

II

III

IV

П

В

С

Ч

П

Развитие вокализаций

(Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели)

Каждый раз, когда инструктор удерживает очень желаемый предмет, он называет его: «ПЕЧЕНЬЕ». Ребенок должен произнести: «ПЕ».

Ребенок произносит: «ПЕ» и тут же получает печенье, как вознаграждение. Инструктор засчитывает такую реакцию ребенка, как за произнесенное слово «ПЕЧЕНЬЕ».

Теперь родители вознаграждают за звуки ребенка, удерживая любимый желаемый предмет и ожидая реакции в виде слога или звука. Ребенок хочет воды «ПИТЬ», произносит: «ПИ», и тут же даем воду.

Постоянное подкрепление произносимых звуков, то есть постоянное предоставление желаемого за вербальную просьбу.

I

II

III

IV

П

В

С

Ч

П

Различие цветов

(Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели)

Инструктор раскладывает желтый и красный цвет. Например: мяч (желтый и красный). Инструкция: «желтый» и подсказка в случае отсутствия реакции – указывает пальцем ребенка на желтый мяч.

Ребенок должен указать или дать желтый мяч.

Работаем над различием пока только желтый и красный, обобщаем на большом множестве других предметов. Например: желтый и красный кубик,

Правильный выбор: 8 из 10 разных предметов.

I

II

III

IV

П

В

С

Ч

П

Жесты

(Все педагоги: дефектолог, психолог, логопед, воспитатели)

Инструктор обучает просьбе: «ДАЙ», подкрепляя ее жестом или визуальной подсказкой.

Ребенок дает нужный предмет.

Ребенок различает, как вербальный стимул: «ДАЙ» так и жест: «ДАЙ». Помимо этого жеста, учим жесты:

«Встань», «Иди сюда», «Стоп», «Подожди», «Тихо», «Отлично», «Так нельзя»

Используя совместное внимание, ребенок на жест «ДАЙ», дает нужный предмет 8 из 10.

I

II

III

IV


С программой ознакомлен(а):

Ф.И.О. родителей (законных представителей) ___________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут ребенка

Индивидуальный маршрут ребенка...

Индивидуальный маршрут ребенка

Индивидуальный маршрут ребенка...

Индивидуальный маршрут ребенка

индивидуальное планирование (программа) ребенка с ТНР...

Индивидуальный маршрут ребенка в группе компенсирующей направленности

Индивидуальный маршрут ребенка в группе компенсирующей аправленности....

Индивидуальный маршрут ребенка ОВЗ на 2017-2018 учебный год

В детском саду особое внимание уделяется детям ОВЗ....

Программа психолого-педагогической помощи и индивидуальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья

На современном этапе распространение процесса инклюзии в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование  в соответ...

индивидуальный маршрут ребенка - инвалида

составление индивидуального плана развития...