СТАТЬЯ НА ТЕМУ : "ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: МЕТОДИКА РАБОТЫ"
статья

Сухова Ольга Николаевна

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: МЕТОДИКА РАБОТЫ

Сухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировна

воспитатели

МБОУ «Начальная школа – детский сад

№ 26 «Акварель» города Белгорода

 

Аннотация : в статье рассказывается о детской книге как средстве умственного, нравственного и эстетического воспитания. О возрастных особенностях восприятия дошкольниками литературных произведений. О формах работы по знакомству детей с художественной литературой и  методах художественного чтения , рассказывания  литературы в дошкольном учреждении.

    Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Выделяют в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание). Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Рассматривая возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяют два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту, и при соответствующей работе у ребенка в младшем дошкольном возрасте можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить следить за ходом события и переживать новые для него чувства, так как одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Рассматривая возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяют два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство слова, становится для ребенка самоценным. На основе восприятии выдвигаются следующие задачи по ознакомлению детей с художественной литературой:

- Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

 - Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы;

 - О жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях:

- О простейших элементах образности в языке.

- Воспитывать литературно – художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, стихов, развивать поэтичный слух. Задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров, с русской и зарубежной классикой. Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе положений эстетики. При отборе книги нужно учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

 В детском саду существует своя методика художественного чтения и рассказывания:

- Чтение и рассказывание одного произведения;

- Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о осени, о жизни животных), или единственном образе (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

 - Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

 а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки сопровождается показом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр;

в) кукольный или теневой театр, фланелеграф;

г) телепередачи, кинофильмы, мультфильмы.

 - Чтение как часть непосредственно образовательной деятельности (НОД):

а) оно может быть логически связано с содержанием НОД;

б) чтение может быть самостоятельной частью НОД (повторение стихов, закрепление материала).

Основными методами работы по ознакомлению с художественной литературой являются:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя. Воздействует на ум и чувства слушателей.

 2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

 4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя. Традиционно принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание. Краткая вводная беседа подготавливает детей к восприятию произведения. В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать интерес у них можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора. В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различаемой на слух форме произведения. Как и в младших группах воспитатель называет жанр произведения, становиться возможен небольшой анализ произведения, т.е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, спрашивают, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову. Раньше главная роль в обучении принадлежала специальным занятиям, введение ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей). Ведущей формой деятельности являются коллективные занятии с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывает интерес и любовь к книге, формирует будущих читателей.

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия,2000. – 400 с.

2. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007.

 4. Дьяченко О. М., Невская П.И. Развитие речи дошкольников. – М.: Просвещение,1990 г.

5. Логинова В.И., Саморукова П.Г. и др. Дошкольная педагогика. Часть 2./Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение,1988.

6. Лукина Н. А., Никкинен И.И. Научи меня слышать. СПб., 2003.

7. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М.; Издательский центр «Академия», 2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vospriyatiya_detmi_srednego_doshkolnogo.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: МЕТОДИКА РАБОТЫ

Сухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировна

воспитатели

МБОУ «Начальная школа – детский сад

№ 26 «Акварель» города Белгорода

Аннотация : в статье рассказывается о детской книге как средстве умственного, нравственного и эстетического воспитания. О возрастных особенностях восприятия дошкольниками литературных произведений. О формах работы по знакомству детей с художественной литературой и  методах художественного чтения , рассказывания  литературы в дошкольном учреждении.

    Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Выделяют в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание). Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Рассматривая возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяют два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту, и при соответствующей работе у ребенка в младшем дошкольном возрасте можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить следить за ходом события и переживать новые для него чувства, так как одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Рассматривая возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяют два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство слова, становится для ребенка самоценным. На основе восприятии выдвигаются следующие задачи по ознакомлению детей с художественной литературой:

- Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

 - Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы;

 - О жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях:

- О простейших элементах образности в языке.

- Воспитывать литературно – художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, стихов, развивать поэтичный слух. Задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров, с русской и зарубежной классикой. Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе положений эстетики. При отборе книги нужно учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

 В детском саду существует своя методика художественного чтения и рассказывания:

- Чтение и рассказывание одного произведения;

- Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о осени, о жизни животных), или единственном образе (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

 - Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

 а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки сопровождается показом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр;

в) кукольный или теневой театр, фланелеграф;

г) телепередачи, кинофильмы, мультфильмы.

 - Чтение как часть непосредственно образовательной деятельности (НОД):

а) оно может быть логически связано с содержанием НОД;

б) чтение может быть самостоятельной частью НОД (повторение стихов, закрепление материала).

Основными методами работы по ознакомлению с художественной литературой являются:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя. Воздействует на ум и чувства слушателей.

 2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

 4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя. Традиционно принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание. Краткая вводная беседа подготавливает детей к восприятию произведения. В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать интерес у них можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора. В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различаемой на слух форме произведения. Как и в младших группах воспитатель называет жанр произведения, становиться возможен небольшой анализ произведения, т.е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, спрашивают, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову. Раньше главная роль в обучении принадлежала специальным занятиям, введение ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей). Ведущей формой деятельности являются коллективные занятии с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывает интерес и любовь к книге, формирует будущих читателей.

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия,2000. – 400 с.

2. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007.

 4. Дьяченко О. М., Невская П.И. Развитие речи дошкольников. – М.: Просвещение,1990 г.

5. Логинова В.И., Саморукова П.Г. и др. Дошкольная педагогика. Часть 2./Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение,1988.

6. Лукина Н. А., Никкинен И.И. Научи меня слышать. СПб., 2003.

7. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М.; Издательский центр «Академия», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми старший дошкольный возраст «Чтение художественной литературы «Камень, ручей, сосулька и солнце» Э. Шим»

Совместная деятельность с детьми старший дошкольный возраст «Чтение художественной литературы «Камень, ручей, сосулька и солнце» Э. Шим»Цель:Прививать любовь к художественной литературе чере...

Организация восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений художественной литературы: реализация требований ФГОС

На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению восприн...

Доклад+презентация "Особенности организации подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста на прогулке: из опыта работы"

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество ...

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

Примерное планирование летней оздоровительной работы педагога дошкольной организации с детьми среднего дошкольного возраста на месяц

При планировании оздоровительной работы в ДОУ педагогу необходимо придерживаться следующих принципов: - комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий; - непре...

Статья «Формирование основ безопасного общения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.»

В формировании и воспитании навыков безопасного общения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы. Слушая новое произведение или уже знакомую сказку, стихотворение, ребенок ...