Консультация. Взаимодействие участников образовательного процесса
учебно-методический материал

Китаева Светлана Юрьевна

О взаимодействии  участников образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация.

Взаимодействие  участников образовательного процесса

Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности,

трудности и помехи своей жизни.

Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина,

не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность,

вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь.

Януш Корчак

Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение.

Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет.

Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

А. С. Макаренко

1)На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания воспитанникам пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором воспитатель, психолог и другие специалисты - это субъекты профессионального взаимодействия, а воспитанник - субъект, способный к саморазвитию.

Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - развитие личности ребенка, социализация его в обществе. Достигнуть её можно только согласовывая свои действия посредством интеграции. Педагогическая интеграция – это «непосредственное установление связей между объектами, создание новой целостной системы в соответствии с предлагаемым результатом».

Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. 

Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.

К интегративным характеристикам  любого взаимодействия, в том числе и педагогического, относят срабатываемость и совместимость.

Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия.

Совместимость  выражается в максимально возможной удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке.

Педагогическая деятельность имеет коллективный характер, поэтому развитие командного взаимодействия позволяет решать следующие задачи:

- повышение качества образовательной деятельности, позволяя реально учитывать интересы всех его субъектов образовательных отношений;

- создание позитивного имиджа образовательной организации в социуме;

- активизация инновационного потенциала в педагогическом коллективе;

- повышение уровня ответственности педагогов за осуществление образовательной деятельности;

- оптимизация психологического климата в коллективе;

- содействие повышению мотивации профессиональной деятельности.

Модели взаимодействия участников образовательного процесса:

1)        Ребенок – ребенок:

  • свободно общается  со сверстниками;
  • приобщается к элементарным общепринятым  нормам и правилам            взаимоотношения со сверстниками  (в том числе моральным);
  • развивает передачу образов с помощью средств невербальной,   интонационной и языковой  выразительности;
  • самовыражается  через  совместную творческую деятельность;
  • учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;
  • учится договариваться, конструктивно разрешать  конфликтные ситуации.

2)      Родитель – ребенок:

  • признание прав и свобод ребенка,
  • сотрудничество,
  • сопереживание и поддержка,
  • обсуждение ситуации через диалог,
  • гибкое введение ограничений.

3)        Педагог - ребенок:

  • признание ценности личности ребенка;
  • признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;
  • выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
  • приоритет личностного развития, когда   воспитание   и  обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
  • ориентация  на  социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
  • диалоговое взаимодействие с ребенком;
  • актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;
  • активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
  • создание  условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
  • ориентация  педагогического  взаимодействия  на  самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.    

4)        Педагог - родитель:                                         

  • добровольность в сотрудничестве.
  • искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
  • уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
  • признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
  • уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).  
  • конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).            

5)        Педагог – педагог - администрация:

  • развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
  • толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
  • эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
  • демократичность в общении;
  • сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и  взаимообогащения;
  • учитывание  личностных и профессиональных качеств участников общения;
  • проявление  участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.

Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познават...

Технология взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ

Основная цель- Технологии "Школьные горизонты"- повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического, психологического здоровья детей, их полноценно...

Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"

Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов...

Консультация «Взаимодействие участников образовательного процесса по теме проектировочной площадки»

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенкаОбразовательн...

Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...

Взаимодействие участников образовательного процесса (образовательных отношений) в ходе проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО

Методические  рекомендации - взаимодействие участников образовательного процесса в ходе проектирования развивающей ппс ДОО....

Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».

Ведущая    педагогическая     идея     опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошколь...