«ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ»
консультация

                                                      Струкова Елена Александровна

                                                        воспитатель

                                                 МБДОУ №68

                                                 г. Белгород

 

«ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ»

 

Французский писатель-гуманист Антуан де Сент-Экзюпери утверждал, что человеческое общение – самая большая роскошь
на свете.

        Однако в каких-то ситуациях – это роскошь, а в каких-то –необходимость. Сфера педагогического труда, как известно, относится к такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения. При этом речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи у учащихся. В силу этого следует обращать особое внимание на полноценную культурно-речевую подготовку лиц, избравших профессию педагога. По мнению психологов, в структуру педагогического труда входит более 200 разнообразных компонентов. И к числу  самых сложных компонентов относятся именно общение и речевая коммуникация.

Чем же общение отличается от коммуникации? Большая часть наших разговоров осуществляется в режиме общения. Однако  основной эффект от общения и его удачность мы оцениваем по результату –  доставило ли оно удовольствие, коммуникация же выстроена для другого – для получения ожидаемого результата. Поэтому общением мы овладеваем
в естественном режиме, а коммуникацией – у кого как сложится.

Чтобы воздействовать на личность, достичь эффективной коммуникации, педагогу, в первую очередь, необходимо суметь организовать весь детский коллектив, став его составной частью, при этом взаимоотношения внутри коллектива должны регулироваться великим чувством общности, чувством единого «мы». Именно сложности, возникшие в процессе общения, определяют как эффективность коммуникации, так и отношение  к педагогу, и, как результат,  отношение самого педагога к его работе.

Коммуникативная компетентность педагогапрактическое владение техниками и приемами, которые в системе «учитель-ученик» позволяют осуществлять результативное направленное взаимодействие,  не разрушая эту систему.

Эффективная речевая коммуникация, являясь одним из основных средств развития и воспитания детей, в профессиональной деятельности становится эффективным педагогическим общением, т.е. тем, что доставляет удовольствие.

Коммуникативные отношения педагога и обучающихся обусловлены  их социальными ролями:

- учитель учит, развивает, воспитывает;

- ученик учится, развивается, воспитывается.

Результативность труда педагога во многом зависит от его коммуникативной компетентности. 

В технологии эффективной речевой коммуникации существует ряд  приемов, способствующих установлению контакта.

Приведем некоторые из них.

1. Прием «имя собственное». При взаимодействии не забывайте обращаться  по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю,
а постоянно.

     2. Прием «зеркало отношений». Лицо – это «зеркало отношений»,
и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе межличностного взаимодействия. Это, однако,
не значит, что педагог должен постоянно носить на своем лице улыбку.
      3. Прием «золотые слова»  – слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент – комплимент на фоне антикомплимента себе.
     4. Прием «терпеливый слушатель»  – всегда при общении
с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого
и внимательного слушателя.

      5. Мимика – один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для их выражения. Следует обращаться корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Длительное пребывание в таком режиме общения помогает приобретению благоприятного опыта, то есть правильных форм поведения.
      6. Темп речи должен быть неторопливый, движения собранные, ненавязчивые.
      Ничто так не придает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность же педагогов, возмущенные выкрики, угрозы – все это принижает педагога в восприятии, делает их неприятными, но никак не сильными.

Таким образом, состав коммуникативной компетентности можно представить следующими компонентами:

  1) мотивационный  аспект  (готовность к проявлению  компетентности);

  2) когнитивный аспект (владение знанием содержания компетентности);

  3) поведенческий аспект (опыт проявления компетентности в различных стандартных и нестандартных ситуациях);

  4) ценностно-смысловой аспект (отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения);

  5) эмоционально-волевой аспект (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности).

        Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы детских поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых,  в том числе и педагогов.

      Развитие коммуникативной компетентности педагога в рамках повышения квалификации – это один из способов повышения качества образования. 

Список литературы

 

  1. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». «ЭКСМО»,2001. – 320 с.
  2. Деловые коммуникации / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: Юрайт, 2017. – 528с.
  3.  Деловые коммуникации / Под. ред. Т.Ю. Анопченко. – М.: КноРус, 2018. – 248с. Егоричев, В.А.
  4. Системный подход в исследовании организационных коммуникаций / В.А. Егоричев, П.И. Малярчук, Н.К. Семенова // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 686 – 688.
  5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
  6. Павлова, Л.Г. Коммуникативные барьеры в сфере управления / Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2017. – № 2. – С. 175 – 180.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педаогов20.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Струкова Елена Александровна

                                                        воспитатель

                                                 МБДОУ №68

                                                 г. Белгород

«ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Французский писатель-гуманист Антуан де Сент-Экзюпери утверждал, что человеческое общение – самая большая роскошь
на свете.

        Однако в каких-то ситуациях – это роскошь, а в каких-то –необходимость. Сфера педагогического труда, как известно, относится к такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения. При этом речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи у учащихся. В силу этого следует обращать особое внимание на полноценную культурно-речевую подготовку лиц, избравших профессию педагога. По мнению психологов, в структуру педагогического труда входит более 200 разнообразных компонентов. И к числу  самых сложных компонентов относятся именно общение и речевая коммуникация.

Чем же общение отличается от коммуникации? Большая часть наших разговоров осуществляется в режиме общения. Однако  основной эффект от общения и его удачность мы оцениваем по результату –  доставило ли оно удовольствие, коммуникация же выстроена для другого – для получения ожидаемого результата. Поэтому общением мы овладеваем
в естественном режиме, а коммуникацией – у кого как сложится.

Чтобы воздействовать на личность, достичь эффективной коммуникации, педагогу, в первую очередь, необходимо суметь организовать весь детский коллектив, став его составной частью, при этом взаимоотношения внутри коллектива должны регулироваться великим чувством общности, чувством единого «мы». Именно сложности, возникшие в процессе общения, определяют как эффективность коммуникации, так и отношение  к педагогу, и, как результат,  отношение самого педагога к его работе.

Коммуникативная компетентность педагога – практическое владение техниками и приемами, которые в системе «учитель-ученик» позволяют осуществлять результативное направленное взаимодействие,  не разрушая эту систему.

Эффективная речевая коммуникация, являясь одним из основных средств развития и воспитания детей, в профессиональной деятельности становится эффективным педагогическим общением, т.е. тем, что доставляет удовольствие.

Коммуникативные отношения педагога и обучающихся обусловлены  их социальными ролями:

- учитель учит, развивает, воспитывает;

- ученик учится, развивается, воспитывается.

Результативность труда педагога во многом зависит от его коммуникативной компетентности.  

В технологии эффективной речевой коммуникации существует ряд  приемов, способствующих установлению контакта.

Приведем некоторые из них.

1. Прием «имя собственное». При взаимодействии не забывайте обращаться  по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю,
а постоянно.

     2. Прием «зеркало отношений». Лицо – это «зеркало отношений»,
и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе межличностного взаимодействия. Это, однако,
не значит, что педагог должен постоянно носить на своем лице улыбку.

      3. Прием «золотые слова»  – слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент – комплимент на фоне антикомплимента себе.
     4. Прием «терпеливый слушатель»  – всегда при общении
с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого
и внимательного слушателя.

      5. Мимика – один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для их выражения. Следует обращаться корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Длительное пребывание в таком режиме общения помогает приобретению благоприятного опыта, то есть правильных форм поведения.
      6. Темп речи должен быть неторопливый, движения собранные, ненавязчивые.
      Ничто так не придает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность же педагогов, возмущенные выкрики, угрозы – все это принижает педагога в восприятии, делает их неприятными, но никак не сильными.

Таким образом, состав коммуникативной компетентности можно представить следующими компонентами:

  1) мотивационный  аспект  (готовность к проявлению  компетентности);

  2) когнитивный аспект (владение знанием содержания компетентности);

  3) поведенческий аспект (опыт проявления компетентности в различных стандартных и нестандартных ситуациях);

  4) ценностно-смысловой аспект (отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения);

  5) эмоционально-волевой аспект (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности).

        Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы детских поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых,  в том числе и педагогов.

      Развитие коммуникативной компетентности педагога в рамках повышения квалификации – это один из способов повышения качества образования. 

Список литературы

  1. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». «ЭКСМО»,2001. – 320 с.
  2. Деловые коммуникации / Под ред. В.П. Ратникова.  М.: Юрайт, 2017.  528с.
  3.  Деловые коммуникации / Под. ред. Т.Ю. Анопченко.  М.: КноРус, 2018.  248с. Егоричев, В.А.
  4. Системный подход в исследовании организационных коммуникаций / В.А. Егоричев, П.И. Малярчук, Н.К. Семенова // Молодой ученый.  2016.  № 10.  С. 686  688.
  5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
  6. Павлова, Л.Г. Коммуникативные барьеры в сфере управления / Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС.  2017.  № 2.  С. 175  180.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста»

цель: повышение профессиональной компетентности педагога дошкольной организации...

«Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста»

Грамотная речь - зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека....

Консультация для воспитателей "Создание условий для развития коммуникации у детей с помощью технологий эффективной социализации Н.П. Гришаевой"

На современном этапе развития общества очень ярко проявляется проблема социализации детей. Родители не в полной мере осознают свою ответственость в создании условий для  развития коммуникативных ...

«Эффективное использование образовательных технологий в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в предметно – развивающей среде».

laquo;Эффективное использование образовательных технологий в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в предметно – развивающей среде».Воспитатель  Николаева А.Д.Воз...

«Развитие музыкально-речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи у детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки»...

Статья "Эффективная речевая коммуникация"

    Необходимо помнить, что одним из важных условий, обеспечивающих результативность деятельности педагога, является эффективная коммуникация...