Моя тема самообразования
методическая разработка

Кербенева Наталья Александровна

Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ через использование интерактивных форм организации методической работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема самообразования28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №165»

Программа

по самообразованию

Тема: «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через использование интерактивных форм организации методической работы».

2021-2022 г.

Выполнил: старший воспитатель

Кербенева Н.А.

г. Нижний Новгород

В современном мире залогом успеха любой организации, в том числе и образовательного учреждения, является обеспечение высокого качества кадрового потенциала, что в свою очередь поможет повысить эффективность деятельности организации, а значит сделать ее наиболее конкурентоспособной. Это возможно только при наличии грамотных специалистов в дошкольных учреждениях. Методическая работа занимает особое место в системе управления организации образования дошкольного уровня, т. к. прежде всего, способствует развитию творческого потенциала и повышению педагогического мастерства каждого педагога, в том числе и молодых специалистов.

   В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог сталкивается с определенными трудностями, и основная роль методиста на этом этапе осуществить педагогическое сопровождение педагога в процессе профессиональной деятельности и оказать педагогическую поддержку в соответствии с профессиональными потребностями. Одной из задач старшего воспитателя дошкольного учреждения, в котором работают начинающие педагоги, является - использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

   Организационные формы методической работы с молодыми кадрами классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (активные, пассивные). Пассивные формы методической работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыслительную деятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. В основном в работе с молодыми кадрами применяются активные формы, которые стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов — это мастер-классы, теоретические семинары, семинары-практикумы, конференции, творческие дискуссии, диалоги, гостиные, часы коллективного творчества, деловые игры, методический КВН, ярмарки методических идей, методические тренинги, встречи за круглым столом, авторские мастерские. Как сделать, чтобы каждый начинающий педагог стал активным, заинтересованным участником различных форм методической работы? Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы работы. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, в ходе которого у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами. Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

Цели:

  • Создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности воспитателей;
  • Совершенствование методической культуры и повышение мастерства педагогов.

Задачи:

  • Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
  • Выявление уровня педагогического мастерства, способностей и умений воспитателей;
  • Изучение личностных особенностей педагогов в целях наилучшей организации учебно-воспитательной деятельности;
  • Выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта педагогов;
  • Выработка у педагогов потребности в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;
  • Сплочение педагогического коллектива на основе общих целей и задач.  

Основные формы работы с педагогами.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? Интерактивные формы работы можно условно разделить на традиционные, нетрадиционные, новейшие. Рассмотрим некоторые из них.

Традиционные: педагогический совет, семинар, семинар-практикум, консультация, методическое объединение, открытый показ ООД, тренинг, викторина, КВН.

Нетрадиционные: деловая игра, мастер-класс, педагогический проект, тематическая неделя.

Новейшие: брифинг, презентация, видео презентация, интерактивное общение.

План работы на 2021-2022 уч. г.

Сентябрь 2020г. – изучение методической литературы, анализ изученной литературы, подбор материала.

Октябрь, ноябрь 2020г. – подготовка, проведение и анализ семинара-практикума с педагогами ДОУ по теме согласно годовому плану работы.

Декабрь 2020г., январь 2021г. – подготовка, проведение и анализ мастер-класса с педагогами ДОУ по теме согласно годовому плану работы.

Ноябрь 2020г. – подготовка, проведение, анализ открытых просмотров ООД в группах по развитию физических качеств детей.

Февраль, март 2021г. – подготовка, проведение, анализ открытых просмотров ООД и игровой деятельности с детьми по экологическому воспитанию.  

Август – май 2020-2021 уч. г. – подготовка, проведение, анализ педагогических советов.

Сентябрь – май 2020-2021 уч. г. –консультации для педагогов, родителей.

Сентябрь – май 2020-2021 уч. г. – общие родительские собрания, анкетирование родительской общественности.

Сентябрь-май 2020-2021 уч. г. – участие в районных методических объединениях в режиме онлайн.

Наиболее простая форма группового взаимодействия – «Круг общения», где молодые педагоги имеют возможность выслушать мнения опытных коллег и  высказать своё мнение, убедиться в его достоверности. Обычно работа проходит в три этапа.

Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Мною, как руководителем «Круга общения» формируется проблема (Например, «Повышение качества усвоения детьми Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения»).

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные выслушивают (без критики и обсуждений); по ходу проводится голосование по каждому пункту –  включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «Круга общения» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать методические рекомендации.

Следующая форма работы, которую я активно применяю для повышения педагогического мастерства педагогов- «Вечера вопросов и ответов» - за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагаю подумать, какие вопросы дошкольного воспитания и обучения наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, за 1-1,5 недели до «Вечера» классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы педагогов-наставников.

Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Они должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.

«Деловая игра» эффективна в том случае, если молодые педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой молодые специалисты получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, деловая игра проводится мною как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме. Основная цель игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

«Методический диалог» проводится с целью обсуждения определенной темы, выработки плана совместных действий. Форма проведения – круглый стол. Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется между методистом и педагогами или группами педагогов по определенной теме. Движущей силой диалога является культура общения и активность участников. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Тренинги проводятся мною в основном для отработки профессиональных навыков и умений. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. В тренингах я широко применяю педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренинги помогают создать доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Особенно нравится молодым педагогам участвовать в такой форме методической работы как «Методический фестиваль», так как здесь молодые педагоги имеют возможность увидеть практическую работу  опытных педагогов по внедрению новых педагогических идей и методических находок. Здесь происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

«Методические посиделки» устраиваются мною, когда молодые педагоги изучили достаточно хорошо тот или иной вопрос и способны принять участие в формировании правильной точки зрения по определённой педагогической проблеме. Обычно методические посиделки способствуют созданию благоприятного психологического климата в данной группе педагогов. Обычно провожу их в форме круглого стола. Для обсуждения предлагаю решить вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач педагогического процесса (например, «Использование методов и приёмов в организованной учебной деятельности по разделу «Формирование элементарных математических представлений»). Тема обсуждения заранее не объявляется. Стараюсь в непринужденной обстановке вызвать молодых воспитателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

Говоря об интерактивных формах и методах работы с молодыми кадрами, отмечу так же эффективность применения технологии развития критического мышления.

Развитие навыков критического мышления позволяет найти свой собственный образовательный маршрут как при изучении отдельных тем, решении отдельных вопросов, так и для решения задач образования в целом: развитие способности к самореализации и дальнейшему самообразованию.

Один из методов развития критического мышления, который я использую- «Мозговая атака (мозговой штурм)» - так же как деловая игра возможна при условии, когда педагоги имеют достаточно знаний по проблеме.

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Хорошо продумываю вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдаю ответам-фантазиям, ответам-озарениям, запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма 15-30 минут. Затем следует обсуждение высказанных идей.

Обобщить знания педагогов по какой  – либо теме помогают «Кластеры». В начале, посередине чистого листа предлагаю написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.  Вокруг «набросать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. Таким образом, я предлагала молодым педагогам составить кластеры по темам «Организация педагогического процесса в детском саду», «Типовая программа дошкольного воспитания и обучения», «Государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения» и т. д. Кластеры помогают педагогам вспомнить всё, что они знают по обсуждаемой проблеме.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен» — это прием организации индивидуальной и групповой работы педагогов  на начальной стадии обсуждения какой-либо проблемы, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают педагоги  по обсуждаемой теме. На доске изображается корзина, в которой условно будет собрано все то, что все педагоги  знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно педагогам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый  вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Педагоги делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, педагоги  должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются методистом  в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме. Далее в ходе работы эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Метод развития критического мышления «Фишбоун» также применяется мною в подгрупповой работе с педагогами и позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название). Педагог, мыслящий критически, может не только выявлять причины происходящих явлений, событий, но и обосновывать свои предположения, ссылаясь на достоверную, проверенную информацию. Именно в этом может помочь стратегия «Фишбоун». При достаточно частом ее использовании,  педагоги привыкают к аргументации, к тому, что любая проблема может иметь одновременно несколько причин, взаимовлияющих друг на друга.

Порядок работы с использованием «Фишбоун» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:

1. В голове рыбы, после обсуждения с педагогами, методист  записывает формулировку проблемы.

2. Путем анализа источников, возможно, консультаций со специалистами, просмотра видеофильмов и т. д. – педагоги  выделяют причины и факты, подтверждающие их предположения.

3. Путем анализа связки «причины-аргументы» педагоги  синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

Практика работы в детском саду доказывает преимущество использования интерактивных форм работы в формировании профессиональной компетентности молодых педагогов. При систематическом групповом взаимодействии у них формируется культура общения, независимое мышление. Творчески организованная методическая работа обеспечивает профессиональный рост педагогов, нацеливает на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.

Использованная литература:

1.  Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г., «Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ», Издательство: Детство-Пресс, 2010 г.

2. Муштавинская И. В. «Технология развития критического мышления» Учебно- методическое пособие, 2015 год.

3. Белая  К. Ю.   Методическая работа в  ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с.

  1. Богославец Л.Г., Давыдова О.И. Определение уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОУ при прохождении аттестации. // Управление ДОУ. - 2011. - №5.- С. 39-44.
  2. Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. - М.: Гурманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 97 с.
  3. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя. Сост. Калугина В.А. – М: Сфера. – 77с.
  4. Диагностическая и методическая работа в ДОУ./ Сост. Никишина М.В.- Волгоград: Учитель, 2010. – 98с.
  5. Колесов В.П. О Квалификации компетенций. // Высшее образование сегодня: Реформы, нововведения, опыт. - 2006.-  №2. – С. 25-28.
  6. Профессиональная компетентность педагога ДОУ //Управление ДОУ. - 2007. - №1.- С. 32-35.
  7. Кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ. - М.: Сфера.- 2008. – 97с.
  8. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. /Сост. Белая К. Ю. - М.: Сфера. 2008. - 42с.
  9. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ./Сост. Копытова Н.Н. - С-П.: Детство-пресс, 2008. – 125с.
  10. Педсоветы в ДОУ. Сост. Дудо О.В. – М.: Учебная литература, 2010. – 78с.
  11. Практикум по профессиональной компетентности педагогов./ Сост. Ельцова О.М. -  Волгоград: Учитель, 2010. - 56с.
  12. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности дошкольного педагога./ Сост. Буланова Л.В.- М: Методист, 2009.- 60с.
  13. Региональная программа развития образования в Иркутской области на 2011-2015 г. г. (утверждена постановлением правительства Иркутской области от 22 июня 2011 г. N 162-пп).
  14. Сайт: http://doshvozrast.ru
  15. Сайт: http://proshkolu.ru
  16. Сайт: http://www.moi-detsad.ru
  17. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении./Сост. Ежова Н.В. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 69с.
  18. Система планирования в дошкольном учреждении. Сост. Солодякина О.В. – М.: АРКТИ, 2006. – 67с.
  19. Третьякова П.И., Белая К.Ю. Управление педагогическим процессом по результатам в ДОУ. -  М.: Сфера, 2010. – 135с.
  20. Федеральная целевая программы развития образования на 2011- 2015 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. ,N 163-р).
  21. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М: ТЦ Сфера, 2007.  
  22. 2. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. - М: МИПКРО, 2000.
  23. 3.  Белая К. Ю. Деловые игры в системе методической службы. – М: Просвещение, 1994.
  24. 4. Белая К.Ю. Педсовет  в дошкольном образовательном учреждении. - М: Сфера, 2009.
  25. 5. Н.Б. Ромаева и др. Методические материалы  «Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ».– Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.
  26. 6. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. -  М: ТЦ Сфера, 2009.
  27. 7.  Виноградова Н.А. и др. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. – М: Айрис-пресс, 2008.
  28. 8. Пащенко Р. С. «Совершенствование работы с педагогами через интерактивные формы методической работы в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования» г.Ставрополь http://www.fayloobmennik.net/4616645
  29. 9. https://www.livelib.ru/book/1000280376/about-metodicheskaya-rabota-v-dou-analiz-planirovanie-formy-i-metody-k-yu-belaya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...