Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Воронцова Ольга Михайловна

Аналитическая справка по результатам тематической проверки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам тематической проверки:

 «Организация воспитательно-образовательной работы

по нравственно-патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста»

           На основании годового плана в соответствии с приказом «О проведении тематического контроля» с целью изучения состояния работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, в период с 13.12.2021-17.12.2021года была проведена тематическая проверка в обеих группах учреждения.

          Цель тематического контроля: определить уровень качества организации воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников, выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

        Тематический контроль включил в себя: 

- изучение календарно-тематического планирования;

- анализ РППС, условий по нравственно - патриотическому воспитанию (наличие и содержание уголков по нравственно-патриотическому воспитанию в группах);

- оценку профессиональных умений воспитателей, эффективности используемых ими методов и приемов работы с детьми;

 - анализ форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

         Организация работы в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию планируется и организуется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, парциальной программой Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

         В целях реализации задачи «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через воспитание любви к родному краю, знакомство с традициями и обычаями русской народной культуры» в ДОУ проводилась работа разнопланового характера в следующих направлениях: работа с педагогами, с детьми, с родителями, с социумом.

        С целью повышения профессионального уровня педагогов, совершенствования работы в данном направлении были проведены такие формы методической работы с педагогическим коллективом как: круглый стол для педагогов «Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников», просмотр НОД ; реализация проекта «Хлеб всему голова!». В результате методической работы систематизировались знания воспитателей в теоретических вопросах, повысилась эффективность методов и приемов в работе педагогов с детьми, улучшилось качество планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.

        Планирование. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей прослеживается в тематическом и календарном планировании по темам «Моя семья», «Детский сад», «Мой дом, мой город», «Россия-Родина моя», «Я-человек», «Народная культура и традиции русского народа» через организацию разных форм работы с детьми: тематические беседы («Добрый человек. Какой он?», «Мама, папа, я – дружная семья», «Мое имя»), художественно-продуктивную деятельность (рисование «Моя семья», «Кремль», «Российский флаг» и др.), игровую деятельность (сюжетно-ролевые игры «Семья», «Библиотека», «Больница», «Магазин»; дидактические игры: «Все профессии важны», «Имена» и др.), игровые обучающие ситуации («Мы помогаем…»), чтение художественных произведений, итоговые мероприятия, индивидуальную работу.

        Документация по календарному и тематическому планированию ведется. Планирование соответствует программным требованиям и возрастным особенностям детей. На момент проверки документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии. Анализируя планирование работы воспитателей старше-подготовительной группы Курушиной Т.А. и Монаховой Н.Н., можно отметить применение воспитателями эффективных форм и методов работы с детьми, методически грамотное распределение деятельности детей в режиме дня. Воспитателям младше-средней группы Журавлевой Е.Г. и Калашниковой О.В. следует планировать разные формы взаимодействия с детьми по элементарному ознакомлению с элементами, предметами русского быта, народной культуры и традиций.

        Развивающая предметно - пространственная среда. Главным условием для организации работы в данном направлении является создание развивающей предметной среды. Предметно-развивающая среда в группах соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям. В младше-средней группе имеются альбомы «Моя семья», «Как мы в садике живем», «Мы по городу идем», имеются открытки с достопримечательностями города. Также имеются изображения флага и герба России, плакаты к 23 февраля, 8 Марта. В группе есть предметы декоративно- прикладного искусства: матрешки, макеты национальной избы. Много художественной литературы по фольклору: потешки, сказки, песенки, поговорки.

       С детьми среднего дошкольного возраста работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, приобщение к истокам русской культуры. Для данной подгруппы детей имеются материалы по социально- нравственному воспитанию детей: подбор иллюстраций и игр по теме «семья», «профессии», «дом, в котором ты живешь». В разделе «знакомство с малой родиной» имеются «Альбомы о Мариинске», собраны детские рисунки о городе. Созданы альбомы о животных и птицах нашего края. В группе имеются куклы в национальных костюмах. Так же имеется художественная литература по фольклору: сказки, песенки, поговорки, пословицы, материал о защитниках Отечества, элементы государственной символики: флаг, герб. В старшем дошкольном возрасте работа ведется по направлениям: – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. В группе представлены макеты «генеалогических деревьев». Имеется альбом о родном городе и его достопримечательностях. Создан альбом «Великая Отечественная война». Также есть художественная литература по фольклору: сказки, предания, былины о богатырях; литература, рассказывающая о великих соотечественниках. Имеется глобус Земли, «Я познаю мир» и др. Есть дидактический материал по народным костюмам и росписям. Представлены семейные фотоальбомы, есть материал по столице нашей Родины. Оформлена папка «Россия-моя страна», представлена символика нашей страны. Имеются иллюстрации занятий по ознакомлению детей с Россией. Сделана подборка книг «Богатыри», «Сказки народов мира», «Русские народные сказки». В группе есть атласы России, мира, карта мира. В группе есть макет планеты Земля - глобус. В группе имеются народные игрушки: матрешки, берестяные изделия, дидактический материал по ознакомлению детей с росписями.

      Можно сделать вывод, что педагоги стремятся пополнять практический материал по нравственно- патриотическому воспитанию с целью расширения представлений детей о родном крае и своей стране.

      Организация образовательного процесса. В ходе анализа образовательного процесса было выявлено, что воспитатели проводят занятия в соответствии с основной образовательной программой, перспективно-тематическим планированием, расписанием и режимом дня. В ходе образовательной деятельности, через разные формы работы с детьми (НОД, беседы, игры, экскурсии) воспитатели обеих групп формируют у детей первоначальные знания и представления о Родине, народных традициях и обычаях, истории, культуре, прививают нравственные нормы взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Так же знакомят с пословицами, поговорками, предметами декоративно-прикладного искусства, народным творчеством, разучивают песни, стихи. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены итоговыми мероприятиями (НОД, тематические праздники, развлечения, выставки). При организации НОД воспитатели используют иллюстративный материал. Для проведения занятий у воспитателей имеются в наличии наглядно-дидактические пособия: «Государственные символы России», «День победы», «Защитники Отечества», «Профессии», «Времена года», подборка стихов, картотека народных игр. В наличии нет фотоматериалов и тематических папок «Родной край», «Моя семья», «Достопримечательности», «Архитектура», «Предметы старины». В достаточном количестве имеются предметы декоративно-прикладного искусства.                                                                                                                                                                                                                                                                          

       Анализируя организованную образовательную деятельность воспитателя Монаховой Н.Н. по теме «Моя страна-Россия!» в подготовительной группе, можно сказать, что образовательная деятельность    проведена с соблюдением санитарных норм, выдержана по длительности, построена с учѐтом интеграции образовательных областей. Применялись эффективные методы и приѐмы привлечения и сосредоточения внимания, обеспечения интереса, активизации самостоятельного мышления детей, подачи нового материала с опорой на имеющиеся у детей знания. Был использован насыщенный демонстрационный материал.

       Анализ НОД по теме «Моя семья» педагога Журавлевой Е.Г. показал, что преобладающей является речевая активность самого педагогов. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций пока еще недостаточна в силу раннего возраста воспитанников. Вместе с тем, педагогом были продуманы методические приемы взаимодействия с детьми на протяжении всего занятия, в полной мере созданы условия для детской познавательной и речевой активности, инициативы, проявления любознательности.

     Нужно отметить хорошую подготовку к занятиям воспитателя Калашниковой О.В. Занятие по теме «Как хлеб появился на столе?» проведено методически грамотно, носит насыщенный и содержательный характер. Для активизации внимания и лучшего усвоения темы были продемонстрированы практические способы работы с детьми, прослеживался дифференцированный подход к детям. Используемый дидактический материал имел красочный эстетический вид, был интересен, понятен и доступен детям, вызывал желание выполнять задания. Педагог умело регулировала поведение детей, сохраняя их интерес в течение всего занятия, на что следует обратить внимание всем педагогам.

       Воспитателем Курушиной  Т.А. была организована с детьми проектная деятельность по теме «Хлеб всему голова!». В ходе проекта были систематизированы и расширены знания у детей о выращивании и производстве хлеба, формировались нравственные качества (бережное отношение к хлебу). Педагог умело применяла ИКТ, словесные методы и приемы (рассказы, проблемные вопросы), наглядные методы (иллюстрации, картины), поисковую деятельность (сбор информации), побуждая детей делать элементарные выводы, сравнивать, анализировать.

      Нравственные качества у детей воспитатели формировали через: познавательные и этические беседы с детьми ("Будь всегда вежливым", "Что хорошо, что плохо и почему", "Ваши добрые поступки", "Чем можно порадовать маму", "Что такое дружба?", чтение художественных произведений (Л.Н.Толстой «Два товарища» А. Кузнецовой "Мы поссорились", К.Д.Ушинского "Умей обождать", А.Барто "Помощница"), рассматривание иллюстраций, организацию сюжетно-ролевых игр, игровых упражнений: «Поприветствуем друг друга»; «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день», «Словарь вежливых слов». С целью обогащения знаний о профессиях (продавец, библиотекарь, почтальон), формирования уважения к людям этих профессий, были организованы экскурсии с детьми старше-подготовительной группы в библиотеку, на почту и магазин. Так же была организована интерактивная экскурсия, цель которой - расширение знаний у детей по теме «Жизнь людей на Руси», знакомство с предметами быта.

       Таким образом, можно сделать вывод, что педагоги владеют методикой проведения занятий, используют различные методы и приемы для обобщения знаний о своей Родине, поддерживают интерес к событиям, происходящим в стране, воспитывают чувство гордости за ее достижения.

       В результате систематической работы в направлении формирования нравственно-патриотических качеств личности у детей складываются предпосылки к вхождению в социум: приобретается опыт общения с взрослыми и сверстниками, формируются основы культуры поведения в общественных местах, дружеские взаимоотношения; дети приобретают знания о Родине, символике России, семье, дружбе. Опрос показал, что практически все дети знают название страны, государственные символы и президента нашей страны, народные и государственные праздники. К сожалению, не все дети знают свой домашний адрес, хотя знают названий улиц и площадей города, его достопримечательности. Практически все дети знают и называют народные игры и игрушки. Такие нравственные качества как дружелюбие, забота, умение договориться, умение уступить, готовность прийти на помощь понимают большинство опрошенных детей.

       Взаимодействие с родителями. Важным условием решения задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников является взаимодействие с родителями. Родители проявляют интерес ко всем мероприятиям, проходящим в детском саду, стараются оказать посильную помощь воспитателям, участвуют в конкурсах, придают своей работе неповторимость, отличительную особенность, характерную для семьи. Данная задача решалась через такие формы взаимодействия с семьей как: выставку детских работ: «Зимние узоры»; организацию выставок «Хлеб всему голова!», «Рождество Христово!», выставку рисунков, проведение праздника «Новогодний карнавал». Для повышения компетентности родителей по данной проблеме размещается наглядная информация в родительских уголках: консультации («Воспитание любви к малой Родине!», «Как научить ребенка любить свою малую Родину»), рекомендации, папки-передвижки. Собеседование с родителями показало, что практически все родители считают нравственно-патриотическое воспитание детей как одну из важнейших сторон общего развития ребенка. Главным, по мнению родителей, является формирование у детей гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Многие родители считают, что необходимо детей знакомить со своей родословной. Ответственность за патриотическое воспитание детей родители возлагают как на себя, так и на педагогов.        

       Выводы и предложения: таким образом, можно сделать вывод, что работа педагогического коллектива по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически, нарушений не выявлено. Задачей педагогов и родителей остается, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны. Воспитать любовь и уважение к семье, детскому саду, родной улице, городу, сформировать чувство гордости за достижения страны, уважение к армии, гордость за мужественных воинов, развивать интересы ребенка к доступным явлениям общественной жизни. Учебно – воспитательная работа в группах строится на основе основной образовательной программы; у воспитателей комплексно – тематическое и календарное планирование соответствует нормам, методические пособия, необходимые для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию имеются в полном объеме. Созданная в группах предметно-развивающая среда достаточна и целесообразна.

      На основании детального анализа  работу по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду признать удовлетворительной.

Старший воспитатель:    ___________     Воронцова О.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет по теме: "Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Определение уровня организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель:  Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников, посредством организации образовательной деятельности....

Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Организация работы по художественно-эстетическому развитию»

Цель:Изучить систему организации образования по художественно – эстетическому воспитанию.Проанализировать развивающую среду для  развития художественно-творческих способностей детей и...

Аналитическая справка по проведению тематического контроля: «Организация воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».

Объект поверки: Все возрастные группыЦель проверки: оценка состояния процесса организации и эффективности работы коллектива по формированию основ экологической культуры дошкольников.Проверку проводил:...

План тематического контроля "Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста".

Цель: Определить эффективность работы по  нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников через приобщение к культурному наследию народа....

Тематический контроль: «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель: Анализ системы образовательной  работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.Методы контроля:Посещение непрерывной образовательной деятел...