Методические рекомендации по введению термина «функциональная грамотность» в календарные планы педагогов дошкольной образовательной организации
календарно-тематическое планирование

Ухова Ольга Анатольевна

Рекомендации предназначены педагогам дошкольного образования для оказания методической помощи по вопросу введения термина «функциональная грамотность» в календарные планы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rek_po_fg_2.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Северного района новосибирской области детский сад «Сказка»

Методические рекомендации 

по введению термина «функциональная грамотность»

в календарные планы педагогов дошкольной образовательной организации

Составила: Ухова О.А., руководитель ММО воспитателей,

воспитателей групп раннего возраста, старших

воспитателей, музыкальных руководителей ДОО

с. Северное, 2022г.

Аннотация

        Настоящие рекомендации предназначены педагогам дошкольного образования, воспитателям, воспитателям групп раннего возраста, старшим воспитателям, музыкальным руководителям ДОО и созданы с учетом материалов, предоставленных специалистами кафедры дошкольного образования ГАУ ДПО НСО НИПК и ПРО(г. Новосибирск).

Пояснительная записка

        В связи с требованиями ФГОС ДО и реализацией национального проекта «Образование», одной из актуальных задач современного образования является -  формирование функционально грамотных людей.

        Эта задача является важной и для дошкольного периода развития ребёнка, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Поэтому начинать формировать предпосылки функциональной грамотности необходимо уже с дошкольного возраста, т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

        Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.

        Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Цель методических рекомендаций:

        Оказание методической помощи педагогам – практикам по вопросу введения термина «функциональная грамотность» в календарные планы.

Ожидаемый результат:

        Данные методические рекомендации позволят педагогам составлять календарные планы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и национальным проектом «Образование».

Содержание:

        Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности).

        Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

        В данном контексте важно понимать, что достичь высшей точки формирования функциональной грамотности не возможно, поэтому в период дошкольного детства закладываются только предпосылки функциональной грамотности.

Виды функциональной грамотности:

  • финансовая и математическая грамотность;
  • читательская грамотность;
  • естественнонаучная и экологическая грамотность;
  • социально-коммуникативная грамотность (здесь же речевая грамотность);
  • культурная грамотность и креативность;
  • информационная грамотность.

            Вводим термин

«формирование предпосылок …(указать вид функциональной грамотности) грамотности» непосредственно в цели любой деятельности (чтение художественной литературы, прогулка, беседа, НОД и т.п.).

Это можно сделать двумя способами:

  1. Как вторая вспомогательная цель.

Например:

  • Речевое развитие: Развитие инициативной речи при взаимодействии с взрослыми и детьми. Формирование предпосылок социально - коммуникативной грамотности.
  • Прогулка. Тема: «Наблюдение за ивой»

Цель: закрепление знаний об иве (обращать внимание детей на то, что весной ива (верба) зацветает одна из первых). Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности.

  1. Как самостоятельная цель в симбиозе с прямой  целью деятельности

Например:

  • Речевое развитие: Формирование предпосылок социально - коммуникативной грамотности через (посредством) развитие инициативной речи.
  • Прогулка. Тема: «Наблюдение за ивой»

Цель: Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности через закрепление знаний об иве (обращать внимание детей на то, что весной ива (верба) зацветает одна из первых).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«CИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

В докладе представлена система методической работы старшего воспитателя по формированию мотивации к самообразованию педагогов ДОУ...

"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.Задачи: - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;- использовать совре...

"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологическ...

Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям детей дошкольного возраста на период предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции

Авторы-составители:Лапшина Т.В. – заведующий Центром развития дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РК КРИППО;Кемилева Э.Ф. – методист Центра развития дошкольного и начального обра...

Использование приемов нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций)

Педагогическая практика показывает, что педагоги в дошкольных образовательных организациях нуждаются в реализации современных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста как ...