ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
материал

Волкова Людмила Станиславовна

Деятельность дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО строится исходя из таких основных принципов, как личностно-развивающий и гуманистический характер образования, поддержка разнообразия детства, уважение личности ребенка. Данные принципы реализуются через индивидуализацию дошкольного образования, когда сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, является субъектом образования через содействие и сотрудничество детей и взрослых.

В процессе реализации Программы в формах, специфичных для детей каждой возрастной группы, обеспечивается развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе, другим людям.

Требования к Программе направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание подобной среды в следующих аспектах:

– пространственная развивающая образовательная среда;

– характер взаимодействия со взрослыми;

– характер взаимодействия с другими детьми;

– система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

Для создания такой образовательной среды, отвечающей современным требованиям, необходим новый уровень компетенций педагогов ДОО, которые позволяют:

– гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

– обеспечивать их эмоциональное благополучие;

– обеспечивать собственное профессиональное развитие педагога;

– создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

– обеспечивать его открытость;

– создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Старший воспитатель создает условия для эффективной реализации Программы, к которым согласно ФГОС ДО относятся следующие:

– профессиональное развитие педагогических работников;

– консультативная поддержка педагогических работников и родителей;

– организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Необходимость создания данных условий и определяет направления методической работы старшего воспитателя ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО.

В отношении каждого направления реализуются функции управления: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная (П. И. Третьяков).

Организация методической работы в ДОО основана:

•  на системно-деятельном подходе (понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечении целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий);

•  личностно ориентированном подходе (обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом);

•  дифференцированном подходе (учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОО);

•  подходе свободного самоопределения (свободном выборе каждым педагогом форм, методов образовательной работы с детьми, а также путей самореализации в профессии);

•  мотивационно-стимулирующем подходе (использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности);

•  коррекционно-аналитическом подходе (своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих).

Система методической работы ДОО строится на основе изучения и анализа достигнутых результатов его деятельности, имеющихся ресурсов, запросов родителей, образовательных потребностей детей, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива.

Система методической работы проектируется и реализуется в трех взаимосвязанных плоскостях: по отношению к конкретному педагогу, по отношению к коллективу в целом, по отношению к системе образовательной деятельности в конкретной дошкольной организации.

По отношению к конкретному педагогу главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности. Методическая работа направлена на обогащение профессиональных знаний педагогов, развитие у них мотивов профессиональной деятельности, освоение инновационных технологий.

По отношению к педагогическому коллективу методическая работа направлена на выработку традиций коллектива, организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ образовательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, приобщение к инновационной деятельности.

По отношению к системе образовательной деятельности в конкретной дошкольной организации методическая работа направлена на творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики, выстраивание системы работы по повышению квалификации педагогов через самообразование и разные формы методической работы.

Основными критериями эффективности методической работы кроме результативных показателей являются характеристики самого методического процесса: системность; дифференциация; этапность.

Методическая работа базируется на организации диагностики и самодиагностики значимых аспектов образовательной деятельности