Статья "К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА"
статья

Белявская Анастасия Викторовна

Статья "К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА"

Скачать:


Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА

Аннотация: В связи с изменениями, происходящими в сфере образования, особая роль уделяется управленческому мастерству руководителя. Успешность развития дошкольной образовательной организации зависит от того, как руководитель построит свою деятельность. В данной статье рассматриваются особенности управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: управление, дошкольная образовательная организация, малый город, руководитель, педагогический коллектив.

В последние годы наблюдается достаточно сложная ситуация, связанная с ориентацией на устаревшие принципы управления дошкольной образовательной организацией. В связи с этим руководитель дошкольной образовательной организации нуждается в создании такой системы управления, которая способна дать результаты, отвечающие требованиям и запросам населения, а также государства.

От деятельности руководителя зависит эффективность функционирования дошкольной образовательной организации, а также результативность образовательной работы в целом. В связи с этим руководитель должен обладать необходимыми профессиональными умениями, благодаря которым повышается успешность и социальный статус дошкольной образовательной организации.

Деятельность по управлению дошкольной образовательной организацией динамична, она отличается своей многогранностью и сложностью. Руководитель должен умело использовать существующую структуру дошкольной образовательной организации, создать взаимосвязанную систему. Стоит отметить и то целенаправленное воздействие на педагогический коллектив, благодаря которому достигаются максимальные результаты образовательного процесса.

Вопросами управления образовательными организациями, в том числе и дошкольными, занимались Поздняк Л.В.[2], Поташник М.М. [3], Денякина Л.М. [1], Шамова Т.И. [5] и другие.

Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. [] пишут о том, что правильное руководство предполагает постоянный анализ окружающей обстановки со стороны управленца. Это поможет руководителю сориентировать педагогов дошкольной образовательной организации к восприятию достижений общества, окажет воздействие на развитие их самосознания.

Руководителю необходимо проявлять гибкость и быстроту реакции перед запросами населения, находить различные варианты развития дошкольной образовательной организации в зависимости от современных требований и условий.

Управление образовательной организацией – это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности детей, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития образовательного учреждения.

По определению Поташника М.М. [3], организационная структура управления представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнения управленческих функций. Существует систематическое воспроизведение связей и отношений, т.е. организационная структура управления предполагает разделение управляющей системы на части и в то же время ее интеграцию в целое.

Денякина Л.М. [1] отмечает, что руководитель должен спрогнозировать стратегию деятельности дошкольной образовательной организации, при этом определяя специфику, основные цели и задачи, а также ее оптимальное функционирование.

Фалюшина Л.И. [4] пишет, что деятельность руководителя должна носить преобразующий характер. Это предполагает направленность на совершенствование деятельности педагогов, преобразование их профессиональных способностей. Совершенствование и преобразование своих профессиональных способностей являются одними из ключевых элементов эффективности деятельности по управлению организацией.

Если руководитель дошкольной образовательной организации будет следовать верно составленному плану при осуществлении своей управленческой деятельности, то организация приобретет индивидуальность, привлекательность для специалистов в сфере дошкольного образования. Это обеспечит ясность ожиданий от людей, увеличит успешность совместной работы по достижению целей. Для коллектива откроются новые перспективы, создастся сфера расширения образовательных возможностей.
        При этом эффективность работы дошкольной образовательной организации зависит и от психологического настроя, преобладающего в коллективе. И здесь ведущая роль также принадлежит его руководителю. Являясь лидером, руководитель определяет весь климат в дошкольной образовательной организации. Стиль его управления должен способствовать созданию в коллективе обстановки открытости, делового сотрудничества, доверия.

Говоря о дошкольной образовательной организации в малом городе, важно отметить, что она обладает своими специфическими особенностями в сравнении с дошкольными образовательными организациями более крупных городов. Часто в малых городах находится лишь одна дошкольная образовательная организация, перед которой стоит задача по оказанию качественных услуг населению в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Поэтому перед руководителем стоит сложная задача по управлению дошкольной образовательной организацией в условиях малого города. Руководителю необходимо строить свою деятельность так, чтобы поставленные цели соответствовали результатам образования детей дошкольного возраста.

В настоящее время можно наблюдать парадоксальную, но в целом вполне типичную ситуацию, которая характеризуется недостаточной теоретической разработкой данной проблемы и необходимостью на практике обеспечить эффективное управление дошкольной образовательной организацией в условиях малого города.

Эффективность управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации во многом зависит от его способности анализировать образовательную ситуацию, сложившуюся в городе. Поэтому перед нами стоит задача по выявлению условий, благодаря которым будет организовано наиболее эффективное управление дошкольной образовательной организацией в условиях малого города.

Литература:

1. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. М.: Новая школа, 2010. 48 с.

2. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 432 с.

3. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. Поташника М.М. – Москва, 2012.

4. Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект. М.: Педагогическое общество России, 2013. 80 с.

5. Шамова Т.И. Управлением образовательными системами: Учеб. пособие / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, И.П. Капустин; под ред. Т.И. Шамовой. М.: Владос, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

Совершенствование системы управления дошкольной образовательной организацией в условиях введения ФГОС ДО

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к  организации и управлению образовательным процессом. В  последние годы дошкольное обра...

Внутренняя система оценки качества образования как условие эффективного управления дошкольной образовательной организацией.

Создание системы внутренней системы оценки качества - обязанность образовательной организации.В докладе рассматривается основные подходы к созданию системы...

Статья "К вопросу об эффективном управлении дошкольной образовательной организацией"

В связи с изменениями, происходящими в сфере образования, особая роль уделяется управленческому мастерству руководителя. Успешность развития дошкольной образовательной организации зависит от того, как...

Проектное управление в дошкольной образовательной организации в условиях реализации государственно-общественного управления

Проектное управление в дошкольной образовательной организации в условиях реализации государственно-общественного управления...

Особенности управления дошкольной образовательной организацией в условиях цифровой трансформации

Сегодня в современном поколении цифровизация в образовании   становится всё более актуальной и уже неотъемлемой частью в образовании, начиная с детского сада....