Проектное управление в дошкольной образовательной организации в условиях реализации государственно-общественного управления
проект

Бакаева Любовь Владимировна

Проектное управление в дошкольной образовательной организации в условиях реализации государственно-общественного управления

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bakaeva_l.v._proektnoe_upravlenie.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектное управление в дошкольной образовательной организации в условиях реализации государственно-общественного управления

Бакаева Л.В. 

старший воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный»

Современное образование не может быть замкнутым. Образовательная практика должна соответствовать процессам, происходящим в обществе, реальным потребностям жизни. Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создаётся обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ. На смену тоталитарному единоначалию во всех сферах жизнедеятельности образовательных учреждений, пришла общественно-государственная форма управления.

Государственно-общественное управление – это такое управление дошкольным образовательным учреждением, в котором сочетаются деятельность субъектов управления государственной и общественной природы.

Цель государственно-общественного управления образованием – оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.

Управление МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный» строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер. Формами самоуправления дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, являются Управляющий совет, общее собрание трудового коллектива и педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом и локальными актами учреждения.

Привлечение представителей всех категорий участников образовательного процесса (педагогов, родителей, представителей общественности) к управлению деятельностью образовательного учреждения позволит обеспечить:

• повышение качества предоставляемых образовательных услуг;

• повышение гражданской позиции взрослого населения страны;

• воспитание гражданского сознания в среде нового молодого подрастающего поколения;

• развитие солидарной ответственности всех субъектов образовательного процесса.

Наиболее эффективным приемом вовлечения педагогов, родителей и общественных представителей в решение задач ГОУ в детском саду, на наш взгляд, является реализация совместных проектов.

В МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный» успешно реализованы следующие проекты с участием родительской общественности:

  1. «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородского района «Счастливое детство» Проект №10089667. Сроки реализации 01.06.2020- 30.06.2021.

Цель: К июню 2021 года создать доброжелательную развивающую предметно-пространственную среду и психолого-педагогические условия в ДОО.

Результат проекта:

  • Разработан и  утвержден «Кодекс дружелюбного общения»
  • Созданы брендбуки «Доброжелательный детский сад»
  • Внедрена  технология «виртуального участия»
  • ведутся собственные страницы в социальных сетях.
  1. «Создание РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ДОВЕРИЕ» В МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 21 П. СЕВЕРНЫЙ» Проект №10 090 026. Сроки реализации 10.07.2020 – 20.06.2021.

Цель: К концу 2020 года создать и организовать работу родительского клуба «Доверие» в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 п. Северный» с вовлечением не менее 50 участников.

Результат: Вовлечено не менее 30% родителей в совместные мероприятия клуба «Доверие» в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 п. Северный», не менее 50 человек.

Клуб «Доверие»

  • Организована работа родительского клуба «Доверие», разработана и внедрена новая форма сотрудничества между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создано единое образовательное пространство, имеющее особый микроклимат уважения к личности, заботы о каждом, доверительных отношений между родителями, детьми и педагогами
  • Проведены заседания клуба (7 раза в год)
  • Повышено качество работы ДОУ в области социально-личностного и художественно-эстетического развития, приобщения к здоровому стилю жизни
  • Сформирована активная позиция родителей к процессу воспитания (не менее 30% родителей члены родительского клуба)
  • Повышен образовательный уровень родителей в области социально-личностного и художественно-эстетического развития, приобщения к здоровому стилю жизни (не менее 30% родителей члены родительского клуба)
  • Разработаны буклеты в соответствии с содержанием мероприятий (не менее 70 шт.)
  • Обогащены детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий
  • Повышен уровень социально-личностного и художественно-эстетического развития детей
  1. Проект «Оптимизация процесса создания логотипа МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п.Северный». Сроки реализации 07.07.2020г – 16.10.2020.

Цели: Изменение качественных характеристик:

  • Сокращение времени представления ДОУ, мин
  • Сокращение времени поиска в интернет-пространстве информации о ДОУ, мин
  • Визуализация образа ДОУ

Эффекты:

  • Формирование первого впечатления о ДОУ.
  • Формирование  положительного образа ДОУ среди потребителей в информационном пространстве.
  • Повышение узнаваемости ДОУ  среди населения.
  • Формирование представления о ведущей идее детского сада.

В настоящее время нами реализуются следующие проекты, которые вызывают интерес родителей (законных представителей):

  1. Проект  №10092191 «Организация дистанционного консультирования родителей (законных представителей) по вопросам развития, обучения и воспитания детей на базе муниципальных дошкольных образовательных организаций Белгородского района» Сроки реализации 15.03.2021 – 27.05.2021.

В рамках реализации проекта №10092191 «Организация дистанционного консультирования родителей (законных представителей) по вопросам развития, обучения и воспитания детей на базе муниципальных дошкольных образовательных организаций Белгородского района»

  • 29 апреля 2021 года было проведено анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п.Северный»  Цель анкетирования - изучение отношения родителей (законных представителей) к дистанционному консультированию. Большая часть опрошенных хотели бы получать консультации в режиме онлайн в вечернее время.  Мнения по поводу помощи специалистов разделились: примерно половина опрошенных хотят получать помощь педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда, старшей медицинской сестры.  Практически все хотят получать консультации по психолого-педагогическим вопросам, примерно половина по медицинским вопросам и по вопросам подготовки детей к школе.
  • На  официальном сайте МДОУ «Детский сад  комбинированного вида №21 п. Северный» был создан раздел «Консультации».
  • Проведены  web-консультаций для родителей (законных представителей) воспитанников МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п.Северный согласно плану-графику видео-консультаций».
  1. Проект  №10093796 «Создание интерактивного музея в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный» «Белгородчина глазами воспитанников»

Интерактивный музей сегодня - это музей живой истории, а также способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе.

Интерактивность – основной методический приём в работе современного музея, когда он перестаёт быть хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.

Интерактивный музей – это экспозиция, где можно и нужно смотреть, трогать, думать. При его создании в образовательном пространстве педагог преследует цель: сделать тему более доступной для изучения.

Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся". Интерактивный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению.

Руководитель рабочей группы по разработке проекта ФГОС ДО, директор Федерального института развития образования (ФИРО) Александр Григорьевич Асмолов отмечает, что технология развития дошкольного детства – это технология развивающего взаимодействия. Педагогическая работа с детьми с использованием интерактивного музея, по мнению Ткаченко Е. Ю., Зайцевой Е. В., отвечает данной технологии.

Какие же преимущества даёт использование интерактивных методов в воспитательно – образовательном процессе?

Преимуществом интерактивных методов перед обычной экскурсией, безусловно является наличие обратной связи между педагогами и воспитанниками.

Если говорить собственно об интерактивных экскурсиях и занятиях, то их отличает следующие.

1. Изначально воспитанники выступают постоянными соучастниками демонстраций различных опытов, в качестве демонстраторов опытов, и зачастую самим «объектом» демонстрации. Всё это значительно увеличивает долю слушателей, настроенных на восприятие информации.

2. При интерактивном способе подачи информации каждый ребёнок получает возможность продемонстрировать свою эрудицию и сообразительность, а это повышает привлекательность всего происходящего и включает соревновательный момент.

3. Надо отметить, что опыты, в которых воспитанники принимают участие в качестве демонстраторов и, тем более объектов демонстрации, легко и полезно превращать в соревнование. Тогда повторение является не скучной вещью, а элементом зрелищного аттракциона.

Интерактивный детский музей предполагает создание особой ситуации, которую можно назвать «наедине с экспозицией» - наедине, но не в одиночестве. В музее создаётся особая музейно-образовательная среда, для которой ключевыми являются слова «я сам», действую, думаю, принимаю решение.

Проектируя такую среду, педагог обязан с самого начала продумать, как можно организовать взаимодействие ребёнка с воспринимаемым материалом.

Иными словами, поставить перед собой вопрос: что будет делать ребёнок в данном пространстве: в чём участвовать (отсюда термин «участвующие композиции», какие действия совершать, каким образом проявлять свою сообразительность и другие качества? Такой музей должен подойти к детям. Чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками (творческая мастерская в музеи). Интерактивный музей создаёт условия, позволяющие ему не только «хранить и показывать, но и обеспечивают активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре.

Посетители «музея» (воспитанники, педагоги, родители) являются активными участниками создания музейной среды.

Они активно взаимодействуют между собой, создавая особое музейное пространство, выступают участниками процесса.

В  связи с этим мы разработали образовательный проект «СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МУЗЕЯ В МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  №21 П.СЕВЕРНЫЙ» «БЕЛГОРОДЧИНА ГЛАЗАМИ ВОСПИТАННИКОВ». Цель проекта:  К  концу июня 2022 учебного года  создать интерактивный музей МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный» «Белгородчина глазами воспитанников»  с вовлечением не менее 120 воспитанников 

Для реализации данной цели были поставлены Задачи:

• Разработать и внедрить модель информационно-образовательной среды (виртуального музея, способствующей развитию дошкольников).

Способ достижения цели проекта: Разработка и презентация виртуальных экскурсий по интересным местам Белгородчины.

Результат проекта: Действующий интерактивный музей, включающий не менее 10 экскурсионных программ

Этапы реализации

Приступая к работе, мы понимаем, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива, социум.

Выбор темы  происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта. Так родители ориентированы на создание мини-музея, касающегося конкретно их ребёнка.

При активном участии педагогов, родителей и воспитанников должны быть созданы 10 виртуальных экскурсий различной тематики.

с 01.12.2021 по 29.12.2021 было проведено анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 п. Северный» с целью изучения их отношения к необходимости патриотического воспитания в группах детского сада».  Родители  (законные представители) считают  необходимо воспитывать патриотические чувства своего ребенка, однако они не могут раскрыть понятие патриотизма и затрудняются ответить на вопрос какие методы и приемы они используют для нравственно-патриотического воспитания ребенка. Поэтому возникает необходимость в создании интерактивного музея, что позволит организовать условия не только для одностороннего восприятия информации детьми, но и сделать их активными участниками создания музея. Иными словами, интерактивный музей — это место, в котором как дети, так и взрослые будут иметь возможность не только познакомиться с интересными местами Белгородчины, но и рассказать о них.

с 01.12.2021 по 29.12.2021 была проведена диагностика воспитанников с целью выявления уровня их патриотического воспитания.  Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

По результатам диагностики, у дошкольников отсутствует  познавательный интерес к истории и культурному наследию края, родного поселка (у 40% дошкольников). Отмечается  средний уровень знаний истории края, родного города у 60 % воспитанников. Таким образом, необходимо повышать уровень патриотического воспитания посредством применения современных технологий.

с 01.12.2021 по 29.12.2021 были  разработаны методические рекомендации по созданию в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 п. Северный» интерактивного музея «Белгородчина глазами воспитанников».  Методические  рекомендации были адресованы педагогам, реализующим проект №10093796 «Создание интерактивного музея в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный» «Белгородчина глазами воспитанников» с целью дальнейшего использования в работе.

с 01.01.2022 по 28.02.2022 была  создана и проведена виртуальная экскурсия «Мой край  - Белогорье»  с воспитанниками групп в пределах одной группы с соблюдением СП 3.1/2.4.3598-20.

Виртуальная экскурсия «Мой край  - Белогорье» размещена на официальном сайте  МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 п. Северный» в разделе «ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №21 П. СЕВЕРНЫЙ» «БЕЛГОРОДЧИНА ГЛАЗАМИ ВОСПИТАННИКОВ»

Ссылка на раздел http://ds21.uobr.ru/interaktivnyy-muzey-mdou-detskiy-sa/ 

Ссылка на Виртуальную экскурсию «Мой край  - Белогорье» https://youtu.be/y0FQGovovRw 

с 01.01.2022 по 28.02.2022 была  проведена квест-игра «Мой край  - Белогорье»  с воспитанниками групп в пределах одной группы с соблюдением СП 3.1/2.4.3598-20.

Результатом внедрения проекта станет:

  • Привлечены  родители (законные представители) к созданию виртуальных экскурсий по интересным местам Белгородчины;
  • Размещены виртуальные экскурсии на официальном сайте МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п.Северный» в разделе интерактивный музей ДОУ «Белгородчина глазами воспитанников»;
  • Создан интерактивный музей ДОУ «Белгородчина глазами воспитанников»
  • Повышен уровень знаний дошкольников о истории родного края; о обычаях и культуре народа, носителями которых они являются; о животном и растительном мире родного края; обогащение словарного запаса детей;
  • Систематизирована работа по нравственно-патриотическому воспитанию в формате проекта на основе реальной практики и возможностей всех участников проекта;
  • Информация о проекте размещена в СМИ.

интерактивный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие и может приобщить воспитанников к материальным, культурным, духовным ценностям.

Таким образом, общество, выступая как партнер, в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, не только формулирует социальный заказ образованию, но и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство коллектива Учреждения, родителей, в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы. Взаимодействия органов общественного управления позволяет проследить их взаимодействие и взаимовлияние, а так же способствует усилению роли общественности в решении проблем образования, что является одной из главных тенденций развития образования, как открытой государственно-общественной системы

Литература.

  1. Бакаева, Т.П. Проектный подход в организации образовательного  процесса в ДОУ / Т.П. Бакаева, С.А. Цыплакова // Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». 2015. – С.202-206.
  2. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселева, Т.С. Данилина, Т.С.Лагода.-Москва :АРКТИ,2005.–96 с.
  3. Поздняк, Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением / Л.В. Поздняк //Управление ДОУ. – 2016. – № 3. – С. 25-29.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: «Воспитательная система дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

В ходе организационно – деятельностной игры участникам педагогического совета предлагаются задания. Для этого педагогический коллектив разбивается на четыре равные команды (администрация, воспитатели,...

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

в статье анализируются правовой статус руководителя ДОО, механизмы управления Учреждением, какими нормативными документами регламентируется управленческая деятельность в Учреждении, требования, предъя...

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

laquo;Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» из опыта работы...