«Взаимодействие специалистов в организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ» (из опыта работы)
учебно-методический материал

Полесовщикова Наталья Александровна
•Очень важную роль  в организации коррекционной  работы  с детьми   с ОВЗ  отводится педагогу-психологу.
•Осуществляется  эта работа через  разные формы деятельности с учетом специфики нарушения развития конкретного ребенка в условиях индивидуальных и подгрупповых игровых сеансов, в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности.
•Интегрированный подход к содержанию коррекционно-образовательной деятельности заключается не только во  взаимодействии всех специалистов с целью диагностики, профилактики психических и речевых нарушений, но и в выборе форм, методов, средств, организации образовательного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_spetsialistov_v_rabote_s_detmi_s_ovz.pptx158.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Взаимодействие специалистов в организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ» (из опыта работы)

Слайд 2

Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ» (из опыта работы)

Слайд 3

Очень важную роль в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ отводится педагогу-психологу . Осуществляется эта работа через разные формы деятельности с учетом специфики нарушения развития конкретного ребенка в условиях индивидуальных и подгрупповых игровых сеансов, в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности. Интегрированный подход к содержанию коррекционно-образовательной деятельности заключается не только во взаимодействии всех специалистов с целью диагностики, профилактики психических и речевых нарушений, но и в выборе форм, методов, средств, организации образовательного

Слайд 4

Распределение игр и упражнений для работы педагога – психолога с детьми ОВЗ Месяц Старшая группа Подготовительная группа Тема Названия игр и упражнений Тема Названия игр и упражнений Октябрь 1 неделя Овощи 1.Рассмотри картинки и запомни их. 2.Игра «Вершки и корешки» 1.Цвет предметов (красный, синий, желтый) 2.Растения огорода 1.Игра «Огород» 2.Найди овощи, которые видел. 3.Подбери разные слова об одном и том же. 2 неделя 1.Фрукты 2.Наш детский сад. 1.Выделение лишнего 2. «Сложи картинку» 1.Цвет предметов (красный, синий, желтый) 2. Деревья и кустарники сада. 1.«Зашумленные предметы» 2. «Вставки» 3.Обведи нужным цветом 3 неделя 1.Овощи – фрукты 2.Игрушки 1.Выделение лишнего. 2. «Угадай по описанию» 1.Цвет предметов (оранжевый) 2.Овощи, фрукты, ягоды. 1. «Вставки» 2.Расположи в указанном порядке 3. «Четвертый лишний» 4 неделя 1.Ягоды 2.Овощи, фрукты, ягоды 1.Методика А.Н.Леонтьева (опосредованные связи) 2. «Разложи в вазу, лукошко и корзинку фрукты и ягоды 1.Цвет предметов (желтый, красный, оранжевый) 2.Обобщающие понятия (фрукты, ягоды) 1. «Вставки» 2.Расположи в указанном порядке 3. «Четвертый лишний»

Слайд 5

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы № вст . Дата, время Направленность игр Название игр, упражнений Примечания 1 16.10.2014 Развитие слуховой и зрительной памяти «Запомни название» «Выложи картинки в том же порядке» С заданием справлялся с помощью взрослого 2 07.11.2014 Выделение признаков предметов «Волшебный мешочек», «Длинный-короткий, толстый тонкий» Задание выполнил самостоятельно 3 13.11.2014 Сравнение предметов по различным признакам «Зашумленные предметы», «Сравни предметы (картинки)» С заданием справился, довел до конца. 4 20.11.2014 Классификация предметов, развитие механической памяти «Что лишнее», «Назови и запомни», «Дорисуй ряд» Затруднена классификация, трудности в запоминании 5 04.12.2014 Формирование целостного образа предмета «Что нарисовано» (узнавание по контуру), «Из каких частей состоит предмет» С заданием справился с небольшой помощью 6 11.12.2014 Развитие зрительной памяти, произвольное внимание «Угадай что спрятано», «Нарисуй по памяти» С заданием справился самостоятельно 7 18.12.2014 Сравнение и классификация предметов «Дорисуй ряд», «Исправь ошибку», «Четвертый лишний» С заданием справился самостоятельно

Слайд 6

Помочь ребенку сформировать необходимые социально-личностные качества невозможно без взаимодействия всех педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Эта работа осуществляется по методике Е.А. Алябьевой «Коррекционные занятия с детьми старшего дошкольного возраста».

Слайд 7

М етодика Е.А. Алябьевой «Коррекционные занятия с детьми старшего дошкольного возраста » Основные задачи коррекционных занятии: —обеспечить успешную адаптацию детей в новой группе —дать сформировать у детей представление о внутреннем сосотянии человека, о его месте в окружающем мире ; — активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентации; —научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре; —развить умение чувствовать и понимать другого; —повысить самооценку детей, их уверенность в себе; —воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого; —способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей; —развить любознательность, наблюдательность; — способствовать сплочению детского коллектива.

Слайд 8

Структура коррекционных занятий — Постоянный ритуал начала занятий; —игры-перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом ситуаций; — этические сказки, пластические этюды, игры с элементами изотерапии , музыкальной терапии, физминутки ; —обсуждение занятия с детьми; —ритуал прощания. При необходимости вводится «минутка шалости». Занятие проводится один раз в неделю с обязательным закреплением содержания в повседневной деятельности.

Слайд 9

План работы педагога-психолога по развитию когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с овз Тема Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений Занятие 1 1. Создание весёлого и жизнерадостного настроения. 2. Развитие слухового внимания. 3. Развитие моторно-слуховой памяти. 4. Развитие умения классифицировать и обобщать. 5. Активирование долговременной памяти и узнавание по предъявлению. 6. Развитие логического мышления. игра «Ручеёк»; игра «Будь внимателен»; игра «Запомни своё место»; игра «Разложи по темам»; игра «Как ты думаешь, где чей дом?»; игра «Угадай, что я загадала?»; итог. Занятие 2 1. Создание весёлого и жизнерадостного настроения. 2. Развитие зрительной памяти. 3. Развитие творческого воображения. 4. Развитие функции обобщения, логического мышления, внимания, аналитических способностей. 5. Развитие дискурсивной речи. игра «Ручеёк»; игра «Запомни и нарисуй фигуры»; игра «Дорисуй»; игра «Назови одним словом»; игра «Продолжай логическую цепочку»; игра «Найди неточности в моем суждении»; итог. Занятие 3 1. Создание весёлого и жизнерадостного настроения. 2. Развитие активного внимания. 3. Развитие мелкой моторики. 4. Развитие памяти, наблюдательности. 5. Развитие зрительно-мысленного анализа. 6. Развитие избирательности внимания . игра «Ручеёк»; игра «Слушай хлопок»; игра «Художник»; игра «Сравни и запомни»; игра «Логические концовки»; игра «Попробуй найти двух одинаковых»; итог.

Слайд 10

Игры В.В.Воскобовича по развитию психических процессов Направленность игр Задачи Игры и упражнения Иры на развитие логического мышления Эти игры закрепляют и активизируют умственную деятельность, развивают мыслительные и логические способности, которые позволяют детям строить умозаключения, приводить доказательства. « Геоконт » - чудесная поляна. «Квадрат Воскобовича », « Логоформочки », « Прозрачный квадрат», «Чудо - головоломки» «Крестики» Игры на развитие памяти Эти игры способствуют совершенствованию памяти. «Волшебная восьмерка», «Квадрат Воскобовича », (двухцветный, четырехцветный) «Крестики» Игры на развитие внимания Эти игры развивают произвольность и концентрацию внимания, находчивость, сообразительность. «Прозрачный квадрат», «Игровой квадрат», «Волшебная восьмерка» Игры на развитие восприятия Игры знакомят с сенсорными эталонами формы, цвета, величины, соотношением целого и части. «Прозрачный квадрат», « Геоконт » - чудесная поляна, «Волшебная восьмерка» Игры на развитие воображения и творческого мышления Основная задача этих игр - представление ожидаемого результата до его реального осуществления « Геоконт », «Чудо - головоломки», «Квадрат Воскобовича », «Змейка»

Слайд 11

Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ в организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ» (из опыта работы)

Слайд 12

Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребёнка и играет значительную роль в коррекции психических процессов детей с ОВЗ.

Слайд 13

Коррекционные задачи 1.Развитие и коррекция психических функций, компонентов деятельности, совершенствование психомоторики. Развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения). Развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой). Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений. 2. Развитие способности ориентироваться в пространстве . Развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; способности к вербальному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперёд, руки вверх-вниз и т.д.). 3. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности . Формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика и т.д.) Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Развитие умения выполнять совместные действия и коммуникативных навыков.

Слайд 14

Взаимодействие инструктора по физической культуре со специалистами ДОУ в организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ» (из опыта работы)

Слайд 15

Известно, что при задержке психического развития у детей наблюдаются нарушения не только всех психических функций, эмоциональной сферы, но и моторики ребенка. Изучив данную проблему, была подобрана комплексная методика «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗ» Е.М. Мастюковой . Ее основные задачи: развитие общей, сенсомоторной и рече -двигательной моторики; развитие пространственно-координационных и ритмических способностей; формирование умений произвольно управлять своим телом, регулировать речь, эмоции, обогащение познавательной сферы, развитие коммуникативной инициативы и активности.

Слайд 16

С истема работы по физическому воспитанию детей с психофизическими отклонениями в развитии

Слайд 17

У детей с ОВЗ нарушены функции активного и произвольного внимания, снижена способность к непрерывному запоминанию, им присущи повышенная возбудимость, раздражительность, или, наоборот, заторможенность, апатичность. Эти особенности развития детей с ОВЗ способствовали внедрению разнообразных форм и методов в моей работе с детьми. При организации коррекционно-оздоровительной работы используются все типы занятий (предметно-образные, сюжетно-игровые, комплексного характера, круговой тренировки, контрольные, с использованием тренажеров и спортивных комплексов). Также активно используется уникальное сочетание физкультурных упражнений и фитболов - это фитбол-гимнастика, фитбол-сказка, фитбол-подвижная игра.

Слайд 18

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Месяц Игры Цель Сентябрь «Делай как я», «Сбор яблок», «Мяч покажи», «Орех-шишка» Развитие быстроты реакции, внимания, сообразительности, умения сохранять равновесие «Найди по цвету», «Найди свою пару», «Быстро возьми-быстро положи» Развитие слухового и зрительного внимания, умение ориентироваться в пространстве «Летает-не летает» Обогащение словарного запаса «Массажисты» Изучение своего тела, расширение знаний о своём теле «Братья-ленивцы», «Улитка», «Топорик» Развитие мелких мышц кисти, устной связной речи, развитие независимых движений пальцев рук Октябрь «Муха » Развитие произвольных движений, пантомимических умений «Совушка» Умение удерживать равновесие, реакция, воображение «Кто быстрее до флажка» Развитие ловкости, быстроты реакции «Рыбы, птицы, звери» (вариант «съедобное-несъедобное ») Развитие быстроты реакции, сообразительности, расширение словарного запаса Ноябрь «Гуси-гуси», «Повар и котята» Умение слушать команды, развитие сноровки, ловкости, подражания «Брёвнышко» Расслабление мышц спины, подражание «Отгадай животное» (песенки-загадки про зверей) Развитие мышления ,словарного запаса, координации движений ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (Сентябрь, октябрь, 1 неделя ноября)

Слайд 19

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ВТОРОЙ ПЕРИОД 2-4 НЕДЕЛИ НОЯБРЯ, ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ «Хитрая лиса», «Волк и зайцы», «Космонавты» Развитие быстроты реакции, внимания, меткости, сноровки, овладение стихотворной речью «Карусель», «Кот и мыши» Развитие музыкальности, реакции, чувства товарищества в команде «Собери крышки ногой », «Ловкие обезьяны» Профилактика плоскостопия, развитие силы мышц ног и стопы «Тише едешь –дальше будешь» Формирование правильной осанки, слухового внимания «Спутанные кони» Взаимодействие в паре, развитие согласованности движений, чувства товарищества «Мышеловка», «Найди свою команду» Ориентировка в пространстве, развитие ловкости, внимания «Скачет лягушонок» Развитие прыгучести, ловкости, словарного запаса «Отгадай и догони», «Кто быстрее по сигналу» Развитие скоростных качеств, быстроты реакции, слухового внимания, ориентировки в пространстве «Михасик» (белорусская игра со словами) Расширение словарного запаса, зрительного и слухового внимания «Дотронься до...»(до...синего, маленького, круглого и т.д.) Формирование представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предмета «Льдинки, ветер и мороз» (слова ), « Два мороза», «Загони льдинку» Развитие согласованных движений и слов, быстроты реакции, ловкости, прыгучести «Палочка-стукалочка», «Грузчики», «Поезд», «Самолёты» (слова) Развитие слухового внимания, речи. Развитие ловкости, скоростно-силовых качеств, реакции «Воевода» (слова) Согласованность слов и движений, меткости, реакции

Слайд 20

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ТРЕТИЙ ПЕРИОД (ФЕВРАЛЬ, МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ) «Лови- не лови», «Мяч водящему », « Мой весёлый, звонкий мяч» (слова) Развитие меткости, ловкости, согласованности слов и движений «Караси и щука», «Моряки и акула» Развитие подражательных движений «Волшебные превращения» (волк-заяц, дерево-дровосек, охотник-волк) Развитие умения придумывать персонажей сказки «Неразлучная пара », « У солдат порядок строгий» Развивать согласованность движений с товарищем «Ручейки-озёра» Развивать ориентировку на других при построении индивидуального действия «Мы весёлые ребята» (слова ), « Лохматый пёс» Развитие согласованности слов и движения, умения ориентироваться в пространстве «Третий лишний», «Защити товарища» Воспитание дружбы, товарищества «Белый шаман» (с бубном), «Затейники» Развитие слухового внимания, музыкальности, воображения «Пёрышки», «Цветочки на поляне», « Подпрыгни и подуй» Учить дышать через нос, делать длинный выдох. Согласовывать слова, движения и дыхание «Уголки», «Воздушный шар» Развитие согласованности движений в команде, реакции «Облака», «Я всех своих зверей люблю» Развитие выразительности движений «Курочка и цыплята» (слова) Развитие способности к сопереживанию «Азбука-зарядка», «Сделай фигуру» Развитие гибкости, запоминание букв «Циркачи и акробаты», «Пожарные на учениях» Развитие гибкости, ловкости, координации и выразительности «Вызов номеров» Знание счёта и цифр, развитие реакции «Строим цифры» (собираться от названного числа) Развитие внимания, реакции, знание счёта

Слайд 21

Перечень игровых упражнений для детей с низким уровнем двигательной активности. Игры-упражнения на развитие быстроты движений. «Не урони мяч». Дети встают у нарисованной линии(или шнура) в центре зала. Даётся задание: бросить мяч вверх, поймать его; ударить о землю и поймать его; подбросить вверх, сделать хлопок и поймать. Каждое упражнение выполняется с продвижением вперёд на один шаг (если мяч не упал). Если мяч упал, то ребёнок возвращается к центральной линии и снова начинает выполнять упражнение. Каждый ребёнок должен дойти до финиша (ориентира). Расстояние от линии до финиша -5-8 м. «Поймай мяч» Двое детей стоят на расстоянии 3-4 м. друг от друга и перебрасывают мяч разными способами. Третий ребёнок находится между ними и старается поймать летящий над ним мяч. Если он поймал мяч, то становится на место ребёнка , бросившего мяч, а тот в свою очередь, становится на его место. «Задержи мяч» Дети образуют круг, в середине его стоит водящий с мячом. Водящий по очереди прокатывает ногой мяч каждому из стоящих по кругу. То,. В свою очередь, должен быстро оттолкнуть его ногой водящему. «Поймай обруч» Ребёнок ставит обруч ободом на пол, сверху придерживая его рукой. Резким быстрым движением он раскручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси (как юлу), затем быстро отпускает, даёт обручу покрутить и ловит его. Выигрывает тот, кто ни разу не уронит обруч. «Цапля» Обручи (7-10 штук) расположены по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Дети прыгают друг за другом из одного обруча в другой на одной ноге. Выигрывает тот, кто дольше всех продержался на одной ноге.

Слайд 22

Игры-упражнения на развитие внимания . «Будь внимательным» Педагог меняет флажки местами. На слова «Все к своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета и образуют круг. Побеждает та группа, которая построилась первой. «Меняйтесь местами» В центре зала кладётся длинный шнур. Дети распределяются на две команды. Каждая занимает свою половину площадки. По сигналу «Беги» все дети врассыпную бегаю по своей половине площадке. По сигналу «Меняйтесь» команды меняются местами бегом. Та команда, которая первой в полном составе перебежит на другую сторону, выигрывает. «Найди свой кубик» На полу расположены несколько обручей. В каждом обруче стоит ребёнок и держит цветной кубик. По команде педагога дети разбегаются по всему залу. По сигналу «Стоп» быстро останавливаются и закрывают глаза. Педагог в это время меняет кубики местами. По сигналу « Старт» дети открывают глаза и каждый должен добежать до обруча, где лежит его кубик, впрыгнуть в него, пролезть через него и поднять кубик вверх. Выигрывает тот, кто первым выполнил задание. «Слушай сигнал» Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу педагога быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. При повторном сигнале (свистке) снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

Слайд 23

Игры и упражнения на развитие координации, ловкости и точности выполнения движений. «Не теряй равновесия» Дети стоят лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук, стопы ног сомкнуты. Подняв руки на уровень груди, каждый ребёнок поочерёдно ударяет одной или обеими ладонями по ладоням стоящего напротив. Можно уклониться от удара, неожиданно разведя руки. Тот, кто сдвинулся с места, проигрывает. « Догони мяч» Из двух параллельно расположенных длинных шнуров делают коридор. (ширина -30 см., длина – 4-5 м) . Дети стоят в колонне друг за другом, прокатываю мяч по коридору, бегут за ним, стараясь догнать его, не давая ему выкатиться из коридора. «Заведи мяч в ворота» Дети строятся в две колонны у намеченной черты. Каждый ребёнок плавно ведёт мяч правой ногой, затем левой, проводит мяч через ворота (дуги разных размеров) , сам пролезает под ворота , добегает до мяча, вновь ведёт его до черты, передаёт мяч впереди стоящему, а сам встаёт в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят упражнение. «Перекати мяч» Дети сидят на полу друг против друга (ноги в стороны, руки сзади в упоре), потом с помощью рук передвигаются вперёд. Ребёнок из одной колонны перекатывает мяч напротив сидящему, а затем быстро встаёт, идёт в конец колонны и садится на пол. Ребёнок из другой колонны, поймав мяч, перекатывает его напротив сидящему, а затем также идёт в конец своей колонны .

Слайд 24

Р аспределения игр и упражнений для детей с низким уровнем двигательной активности Месяц Игры и упражнения на развитие быстроты движений Игры и упражнения на развитие внимания Игры и упражнения на развитие координации, ловкости и точности выполнения движений. Сентябрь «Не урони мяч» «Будь внимательным» «Не теряй равновесия» Октябрь « Цапля » « Меняйся местами » «Догони мяч» Ноябрь «Не попадись» «Найди свой кубик» «Передача мяча» Декабрь «Поймай обруч » «Слушай сигнал » «Попади в кольцо» Январь «Мяч покажи» «Стоп » «Перекати мяч» Февраль «Кто быстрее до кегли» «Найди свое место » «Снайперы» Март «Ловишка с лентой» «Не задень» «Заведи мяч в ворота» Апрель « Ловишка с мячом» « День-ночь » « Быстро возьми – быстро положи »

Слайд 25

«Совет здоровья» ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: создание условий для сохранения здоровья, обучения, воспитания и оказание помощи детям в период адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Сообщение «Межличностное взаимодействие взрослых и детей при организации образовательного процесса во второй младшей группе» (из опыта работы) 2016

Межличностные отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и в...

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы).

Статья по теме : "Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы)."...

«Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы старшего воспитателя)».

Тема: «Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации(из опыта работы старшего воспитателя)». «Любая реформа образования должна опираться на личность ...

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)

Статья по теме: "Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)"....

Классификация образовательных ситуаций их значение в организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Образовательная ситуация является основой педагогического процесса. Образовательные ситуации используются в разных видах детской деятельности и служат для решения определенных задач или задач вместе с...