Коммуникативные технологии в образовании
презентация

Торопчина Ирина Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_tehnologii_v_obrazovanii.pptx61.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Торопчина Ирина Александровна

Слайд 2

Проблемное поле Для исследования проблемы инноваций образования в России были обозначены следующие задачи: 1. Определить, какие процессы можно назвать инновационными (отличительные признаки). 2. Определить, какие изменения в области образования можно назвать инновационными. 3. Определить, при каких условиях изменения в образовании можно признать инновационными. 4. Выявить причины, которые препятствуют внедрению инновационного процесса в образование. 5. Провести мониторинг общественного мнения по оценке изменений в образовании.

Слайд 3

Понятие «образование» Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Слайд 4

Понятие «инновация» Инновация (англ. innovation ) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Слайд 5

Инновационные процессы в образовании относятся к социальным инновациям Социальные (процессные) инновации — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

Слайд 6

Инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом Инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения .

Слайд 7

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики: — проблема изучения педагогического опыта; — проблема доведение до практики достижений психолого-педагогической науки.

Слайд 8

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики Инновация в системе образования предполагает: введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования.

Слайд 9

В основе развития находятся две группы факторов: — объективные факторы — создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов; — субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.

Слайд 10

Отличительные признаки инновационных процессов в образовании: 1. Новизна . 2. Постоянность, непрерывность и длительность. Образование как некий живой, творческий процесс всегда непрерывно и постоянно. Сюда же относится и постоянство совершенствования образовательного процесса, поскольку, как мы знаем, ничто в нашем мире не совершенно. Инновации же внедряются в образовательный процесс не сразу, и даже если инновация осуществлена полностью, это не значит, что она закреплена в образовательном процессе. 3. Системность, структурность и научность. Ориентация на системность и структурность в создании инновационных подходов и технологий. Установка на научные методы при создании инновационных подходов и технологий. 4. Гармоничность. Учитываются и возможности творческого применения инновации в массовом опыте. Также большое внимание уделяется совмещению и успешному сочетанию объективного и субъективного, коллективного и индивидуального, общественного и личного. 5. Установка на успех (высокую результативность). Установка на успешное совершенствование образовательного процесса, а также успешное развитие навыков, умений и другой важной для образования деятельности у участников образовательного процесса. 6. Установка на индивидуальный и коллективный педагогический, научный и, шире, мировой опыт. Чем более опытными являются участники образовательного процесса, тем более сложные инновационные процессы смогут рождаться в определенной среде, где взаимодействуют участники. 7. Установка на потребителя и рынок труда. Инновационные процессы должны быть востребованы, как должно быть востребовано современное образование. 8. Постоянно растущая ресурсоемкость, прямо пропорциональная постоянно растущей сложности инноваций. Чем сложнее инновационный процесс, тем больше он требует ресурсов. При этом отметим, что инновации, ведущие к упрощению образовательного процесса, тем не менее, требуют не меньшего, а, может, и большего количества ресурсов.

Слайд 11

Направления обновления (проекты) 1. Обновление образовательных стандартов. 2. Система поддержки талантливых детей. 3. Развитие учительского потенциала. 4. Современная школьная инфраструктура. 5. Здоровье школьников.

Слайд 12

Критерии педагогических инноваций Совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.

Слайд 13

Почему возникает необходимость внедрения инноваций? Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики. Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде. В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств . В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения , создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Слайд 14

Предпосылки для инновационных преобразований в сфере образования в России 1. общественный спрос; 2. концептуальная, социально-философская проработка новой образовательной парадигмы; 3. наличия огромного передового опыта педагогов-новаторов; 4. разработанность целого ряда развивающих технологий обучения; 5. наличие зарубежного опыта перестройки образования.

Слайд 15

Главной преградой для внедрения образовательных инноваций в практику, по наблюдениям исследователей, служит качественное состояние учительского корпуса, уровень профессионализма. Новые технологии обучения требуют от педагога (помимо профессиональной компетентности в своей предметной области) педагогического мастерства. Список тех новых педагогических знаний и умений, которые требуют от педагога инновации: умение диагностировать цели обучения воспитания; глубокое, системное знания учебного предмета и его научных основ; умение переструктурировать учебный материал с учетом специфики инноваций; умения организовать самостоятельную работу учеников, вызвать интерес и потребность в самостоятельном поиске информации; умения свободно владеть существующими методами обучения как базой для освоения новых; умения обеспечить благоприятный психологический климат для сотрудничества учителя.

Слайд 16

Мониторинг Что Вы думаете о системе образования в России? О школьном образовании? О среднем профессиональном образовании? О высшем? Знакомы ли вы с проектом «Образование»? Как Вы считаете, изменения положительно или отрицательно повлияли на систему образования? Какие именно сферы образования (физика, химия, литература, история, экономика и другие), по Вашему мнению, действительно нуждаются в изменениях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагог...

Коммуникативные технологии дошкольного образования

Использование ИКТ в работе с родителями...

Консультация на тему: "Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании"

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагог...

Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...

Использование информационно - коммуникативных технологий в дошкольном образовании

Использование информационно - коммуникативных технологий в дошкольном образовании...

Использование информационно-коммуникативных технологий как ресурс образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении.

здоровья в дошкольном учреждении.На сегодняшний день поиск форм и технологий для развития познавательных возможностей очень актуален и своевременен. В ДОУ для детей с особыми образовательными потребно...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Информационно-коммуникативные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, программ, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном проц...