Индивидуальный образовательный маршрут в подготовительной группе по обучению грамоте
методическая разработка (подготовительная группа)

Задкова Ирина Павловна

Индивидуальный образовательный маршрут

в подготовительной группе

(по обучению грамоте)

 

Цель:  сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте, формирование навыка осознанного грамотного чтения.

Задачи: Формирование направленности на звуковую сторону речи:

Развитие умения вслушиваться в слово;

  • Владеть звуками; — выделять звуки;
  • Различать звуки близкие по звучанию;

             делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова;

  • Обучать грамотному, осознанному чтению.
  • Формировать языковой  анализ и синтез слов.
  • Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь.
  • Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
  • Развивать психологические процессы.
  • Развивать умения  ориентироваться в звуковом составе слова;
  • Формировать  навык самоконтроля.
  • Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

 

Методы обучения:

 а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры,  создание ситуаций успеха);

в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Обучение чтению ведётся  по трём направлениям:

– аналитико‑синтетическое (побуквенное) чтение;

– послоговое чтение;

– глобальное чтение.

        Учитывая данные направления,  выделены следующие этапы работы:

1.Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с  графическим изображением букв алфавита.

2.Обучение слогослиянию.

3.Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трёхсложных слов.

4.Обучение осмысленному чтению словосочетаний.

5. Обучение осмысленному чтению предложений.

6. Обучение осмысленному чтению текстов.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

                 25 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет). Один раз в неделю.

Содержание занятий:

1. Звуки:

- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2. Буквы:

- знакомство с буквами;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- согласные и гласные буквы;

- соотнесение букв и звуков.

3. Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

- составление прямых и обратных слогов.

4. Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

 выявление  повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

 восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова

последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

5. Словосочетание:

-знакомство с понятием «словосочетание»;

-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;

-грамматическое оформление словосочетания: согласование, управление.

6. Предложение:

-знакомство с понятием «предложение»;

-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;

-работа с деформированным предложением;

-интонационная законченность.

7. Текст:

-знакомство с понятием «текст»;

-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;

-работа с деформированным текстом;

-пересказ текста.

Результативность данной программы к концу года:

различать гласные и согласные звуки;

дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки  и соответствующие им буквы;

различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;

определять ударные  гласные, слоги;

определять в словах место и последовательность звуков;

определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

выполнять звукобуквенный анализ слов;

производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложе­ний;
 

                                                                    

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Индивидуальный образовательный маршрут

в подготовительной группе

(по обучению грамоте)

                                           

Цель:  сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте, формирование навыка осознанного грамотного чтения.

Задачи: Формирование направленности на звуковую сторону речи:

Развитие умения вслушиваться в слово;

  • Владеть звуками; — выделять звуки;
  • Различать звуки близкие по звучанию;

             делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова;

  • Обучать грамотному, осознанному чтению.
  • Формировать языковой  анализ и синтез слов.
  • Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь.
  • Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
  • Развивать психологические процессы.
  • Развивать умения  ориентироваться в звуковом составе слова;
  • Формировать  навык самоконтроля.
  • Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

Методы обучения:

 а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры,  создание ситуаций успеха);

в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Обучение чтению ведётся  по трём направлениям:

– аналитико‑синтетическое (побуквенное) чтение;

– послоговое чтение;

– глобальное чтение.

        Учитывая данные направления,  выделены следующие этапы работы:

1.Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с  графическим изображением букв алфавита.

2.Обучение слогослиянию.

3.Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трёхсложных слов.

4.Обучение осмысленному чтению словосочетаний.

5. Обучение осмысленному чтению предложений.

6. Обучение осмысленному чтению текстов.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

                 25 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет). Один раз в неделю.

Содержание занятий:

1. Звуки:

- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2. Буквы:

- знакомство с буквами;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- согласные и гласные буквы;

- соотнесение букв и звуков.

3. Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

- составление прямых и обратных слогов.

4. Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

 выявление  повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

 восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова

последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

5. Словосочетание:

-знакомство с понятием «словосочетание»;

-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;

-грамматическое оформление словосочетания: согласование, управление.

6. Предложение:

-знакомство с понятием «предложение»;

-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;

-работа с деформированным предложением;

-интонационная законченность.

7. Текст:

-знакомство с понятием «текст»;

-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;

-работа с деформированным текстом;

-пересказ текста.

Результативность данной программы к концу года:

различать гласные и согласные звуки;

дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки  и соответствующие им буквы;

различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;

определять ударные  гласные, слоги;

определять в словах место и последовательность звуков;

определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

выполнять звукобуквенный анализ слов;

производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;

                                                                   

(Данил Л, Дима Г, Вика А, Доминика Т, Георгий Ч, Даша Г, Даша К, Влад С)        

Время
проведения

Тема

Цели и задачи

Использование
игр


Сентябрь


Понятие о слове.

Развитие представлений о многообразии слов. Закрепление понятия «слово»

« Какое слово хотел написать художник?» №5

« Магазин» №2


Сентябрь

Такие разные
слова

Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слово звучит по-разному и похоже); измерять их протяжённость (длинные и короткие слова).

«Назови вкусные слова»
«Слова-друзья» Занятие №2  Журова ст. гр.


Сентябрь


Слово,
звук

Закрепить термины «слово», «слог», «звук». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

«Магазин» №94

«Магазин» №2

«Где находится буква» №93


Сентябрь


звук

Интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

«Какой звук чаще звучит?»  №97

«Где живет буква?» №99


Октябрь

Слово, звук

Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова.

Закрепление знаний о слове и предложении.

  №96 «Будь внимательным»  «Подарок Буратино» №95


Октябрь

Звучащие слова

Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звукам. Дифференциация гласных от согласных звуков.

«Поезд» №100
«Отгадай какой звук?» №98.


Октябрь


Гласные звуки

Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Звуки (П) – (Т)

 «Магазин» №58

«Помогите Незнайке» №59


Октябрь


Анализ слов. Гласные звуки

Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных.

«Телевизор» №7

«Моя находка» №60


Ноябрь


Звучащие слова

Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Звуки (С) – (СЬ)

«В каком королевстве живет звук?» 54
«Кубик» №55


Ноябрь


Какой это звук?

Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. Звуки (З) – (ЗЬ)

«Потерялись животные» №56
«Животные ищут друзей» №57


Ноябрь


Слово, слог,
звук

Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. Закрепление знаний об изученных звуках и буквах


«Четвертый лишний» №12

«Доскажи словечко» №13

«Загадки» №14


Ноябрь

Слог-часть слова

Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова: определение количества слогов в словах, знакомства с графической записью слогов.

«Магазин» №39

«Имена» №41


Декабрь


Анализ слов. Гласные звуки

Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных.

«Моя находка» №60  «Телевизор» №7


Декабрь


Слова и звуки

Продолжать учить детей слышать разные звуки, уметь их выделять; делить слова на части, изменять слова.

«Помоги художнику, собери слова» №8  «Мамина сумка» №9


Декабрь


Согласные звуки- твёрдые и мягкие

Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией согласных звуков на твёрдые и мягкие.

«Раз, два, три  -парочку свою найди » №63  «Домики для звуков» -  игры «Деда Буквоеда»


Декабрь


Гласные и согласные звуки

Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твёрдые и мягкие).

«Потерялись животные» №56
«В каком королевстве живет звук» №54


Январь


Ударный звук

Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о протяжённости слов, смыслоразличительной функции звука.

«В путешествие» №18  
«Магазин» - игры Деда Буквоеда.


Январь


Ударный слог и ударный звук в слове

Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова к заданным звукам. Освоение умения выделять ударный звук в слове.

«Клад» №16 «Радио» 61 «Разложи по обручам» №62


Январь


Звуковой анализ
слов

Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком.

«Портреты звуков» №65  «Верно – неверно» №64

Январь

В стране слов и слогов.
Ударение.

Развивать умение определять количество слогов в словах. Освоение умения выделять ударный звук в слове.

«Гласный или согласный» №66 «Магазин» -  игры «Деда буквоеда»


Февраль


Слово и звук

Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

«Я знаю…» №67 «Подбери пару» №68


Февраль


Звуковой анализ
слов

Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к схеме, состоящей из трёх звуков.

«Интервью» №69 «Какой Я звук» №70


Февраль


Звуковой анализ
слов

Развитие умения выполнять звуковой анализ слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

«Отправь звуки на работу» №71 «Присядет тот, кого назову» №72


Февраль


Подбери слово

Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели.

«Замени звук» №73
«Добавь звук» №74

Март


Измени слово

Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели.

«Убери звук» №75


Март


Ударный звук

Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

«Кто пришел в гости» №76, «Буквы рассыпались» №77


Март


Назови слово

Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

«Парашют» №79
«Мальчик с пальчик» №80

Март


слоги

упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

«Живые звуки» №81

«Ручеек» №82


Апрель


слоги , чтение

упражнять детей в делении слов на

слоги; учить считать количество гласных в слове; развивать мышление, речь.

«Живые слоги» №83,  «Мамы зовут домой детей» №84

«По заданной модели» №85


Апрель


слоги и чтение

 упражнять детей в соединении букв

в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.

«Занимательные квадраты» №89

«Пять шаров» №90


Апрель


Предложение и
слово

Совершенствовать умения анализировать предложение. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

«Телеграф»


Апрель


Предложение, слово, звук

Совершенствование умения детей анализировать предложение и составлять его графическую схему. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

«Телеграф»
Игра-загадка

Май 

Предложение

Совершенствовать умения составлять предложения из 2-3 слов; определять

последовательность слов в предложении.

«Слово-

предложение»

Май 

Составь предложение

Упражнять в составлении предложения по схемам. Закрепление умения составлять графическую запись предложения.

«Назови слово»

Май 

Звук, слово, предложение

Учить детей самостоятельно подбирать слова со звуками «с», «ш». Закреплять умение детей делить слова на части; самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов. Закреплять знания детей о составе предложений (из двух-четырех слов).

«Назови слово»

Май 

Умники и умницы

Создать у детей радостное настроение от игры. Закрепить приобретённые навыки.

«Живые слова» «Молоточки» «Поищи слова» «Какой звук заблудился?»

 Литература

1. Вера Смоляная «100 игр с буквами и звуками»

2. Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ авт.сост. Г.П. Попова, В.И.Усачёва.

3. Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. Подготовка к школе.

4. «Игры деда буквоеда»

5. Как подготовить ребенка к школе?

6. Дидактические игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте на тему "Путешествие в страну звуков"

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте. Основная задача занятия - закрепление знаний о гласных и согласных  звуках....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: « Анфиска в гостях у ребят».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте с детьми с ЗПР по теме "Части тела. Человек"

Образовательные области: речевое развитиеТема занятия: части тела, человекВозрастная группа: подготовительнаяЦель занятия: обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.За...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте "Звук И. Буква И"

Цель: Четкое произнесение звука. Анализ звукового ряда из 3-х гласных. Воспроизведение звуковых рядов из 3-х гласных. Упражнение в употреблении И.п. мн.ч. существительных с окончаниями –и, -а. Р...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте "Поможем жителям Пиши - Читай".

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте "Поможем жителям Пиши - Читай"....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков»

Цель: формировать представление о согласных и согласных звуках.Задачи:Образовательные :• Продолжать учить различать согласные и гласные звуки.• Закреплять умения детей определять н...

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте по теме "Спасение Белоснежки. Закрепление пройденного" Образовательная область речевое развитие.

Цель: закрепить пройденный материал.Задачи: закрепить умение делить слова на слоги; проводить звуковой анализ слов из 5 звуков; продолжать формировать умение соотносить звук с буквой; закрепить умение...