Родительское собрание в период адаптации детей к ДОУ
методическая разработка

Гуренко Наталья Ивановна

Когда родители впервые приводят своего ребёнка в детский сад им необходимо узнать, к чему нужно будет адаптироваться их сыну или дочери, от чего зависит сложность привыкания и как помочь своему малышу в этот сложный  период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Добро пожаловать!»

К чему нужно будет адаптироваться ребёнку?

Когда ребёнок приходит первый раз в детский сад, ему предстоит справиться с условиями, которые можно разделить на три группы:

  1. связанные с взаимодействием с взрослыми;
  2. новой обстановкой (средой в группе); 
  3. взаимодействием с ровесниками.

Условия, связанные с взаимодействием с новыми взрослыми

Ребёнку в первую очередь необходимо будет познакомиться с воспитателем. Процесс знакомства осложняется тем, что нужно выполнять требования этого взрослого. К тому же воспитатель может потребовать от малыша выполнять те действия, которые для него будут неожиданными или непривычными. Жёсткая регламентация условий выполнения задач пугает детей, которые только приходят в дошкольную организацию.

Изменяется ситуация общения со взрослыми – теперь ребёнок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы. Теперь воспитатель ограничивает ребёнку время на выполнение действий, в том числе бытовых.

Условия, связанные с новой организацией среды

Ребёнок с приходом в детский сад попадает в незнакомое ранее помещение, в котором ему теперь нужно находиться практически весь день. У него появляется необходимость действовать самостоятельно в организованной и свободной деятельности.

Условия, связанные со взаимодействием с ровесниками

В детском саду ребёнок также встречается с коллективом ровесников. У других детей он может наблюдать незнакомые формы поведения в типичных ситуациях, что может его напугать или удивить. К тому же вместе с другими детьми теперь необходимо осуществлять все процессы жизнедеятельности.

От чего зависит сложность адаптации?

Адаптация зависит от функционального состояния организма ребёнка:

  1. работоспособность;
  2. состояние иммунной системы;
  3. особенности обменных процессов;
  4. тип нервной системы и темперамента;
  5. тренированность нервно-психических механизмов.

 

Тренированность нервно-психических механизмов достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, которые связаны с новыми впечатлениями. Если родители изолируют ребёнка от меняющихся условий повседневной жизни, то могут возникнуть трудности в адаптации к детскому саду.

Некоторые родители стремятся поддерживать неизменность окружающей обстановки, устраняют все препятствия, которые возникают в жизни и деятельности ребёнка. Таких детей называют «изнеженными». Малейшее изменение температуры воздуха вызывает у них простудные заболевания. Появление нового человека дезориентирует их деятельность: они убегают, прячутся, плачут или ведут себя вызывающе.

В новой обстановке «изнеженные» дети забывают правила вежливости, не проявляют интереса к окружающему, стремятся находиться рядом с близким взрослым или проявляют навязчивость в общении. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, такие дети испытывают серьезные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.

У многих современных детей, которые приходят в детский сад, не сформированы навыки самообслуживания и общения в соответствии с возрастом. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. Общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребёнка в ранние периоды развития.

Тяжело протекает адаптация в случае, если она неправильно организована: не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребёнка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике. Ребенку трудно адаптироваться если взрослые ускоряют процесс адаптации.

То, как проявится дезадаптация на первом этапе зависит от типа нервной системы ребёнка (Е.И. Морозова). Поведение возбудимых, расторможенных детей может характеризоваться острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации. При неверной оценке поведенческих реакций ребёнка и последующих ошибочных воспитательных воздействиях взрослого такое поведение может привести к формированию патологических черт характера.

У заторможенных, боязливых детей активный протест проявляется с отсрочкой – в домашней обстановке. В детском саду дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации.

Выражение лица у боязливых детей грустное, отрешенное, движения заторможены. Дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игр. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнате.

У таких детей возникают навязчивые действия, а также поведенческие и эмоциональные признаки регрессии: утрата навыков опрятности, самообслуживания, появление симбиотической привязанности к матери. Они предпочитают тактильный контакт в общении со взрослым всем остальным формам общения.

Второй этап дезадаптации получил название псевдоадаптации. Дети по-своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер.

На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления. Они выражаются в нарастании тревожности, сенситивности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого. Возникает и усиливается невротическая тревога, проявляясь в ритуальном поведении приверженности к строгому соблюдению порядка действий, например, при укладывании спать, на прогулке. Глубина депрессии или негативизма уменьшается, но расширятся круг невротических проявлений. Приспособление имеет «болезненный характер». Реакции псевдоадаптации распространяются на другие, не связанные с детским садом ситуации.

Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют положительный эмоциональный фон ребёнка, продуктивность его действий в новых условиях, гибкость реакций на изменение привычной ситуации. Также об успешной адаптации говорит проявление инициативы в контактах со взрослым или сверстником. Поведение ребёнка организованно, отсутствует дискомфорт при выполнении режима дня, бытовых процессов. Малыш может себя самостоятельно занять деятельностью по интересам.

Как родители могут помочь ребёнку в период адаптации?

Для успешной адаптации ребёнка необходимо организовать удовлетворение его основных потребностей в новой среде и новыми средствами:

  1. потребность в пище;
  2. потребность в отдыхе;
  3. потребность в доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым.

Расширяйте круг общения ребёнка. Водите ребенка на детские площадки, где есть незнакомые дети. Учите его знакомиться. Пусть он научится находить общий язык со сверстниками.

Не утомляйте ребёнка. В период адаптации не перегружайте ребёнка новой информацией. Откажитесь от приёма дома шумных компаний, поддерживайте спокойную обстановку.

Подстройте режим ребёнка к режиму работы группы. Начинать подготовку лучше не менее чем за две недели до первого дня в группе. Поднимайте малыша утром с учётом времени, которое вы затратите на дорогу в детский сад. После завтрака сходите с ребёнком на прогулку. Днём уложите его спать. При такой подготовке ребёнку физически будет проще в детском саду.

Научите самостоятельно одеваться. Покажите ребёнку, как он сам может надевать на себя носочки, шортики. Попросите его сделать это без вашей помощи. Научите малыша самостоятельно раздеваться. Проявляйте терпение, пока он этому учится. Поощряйте ребёнка за попытки самостоятельных действий.

Придумайте ритуал встречи и прощания. Заранее договоритесь с ребёнком, что, прощаясь, вы будете с ним обниматься и, например, стукаться кулачками. Ритуал прощания поможет ему легче вас отпустить. Уходя, пожелайте ребёнку хорошо провести время.

Научите ребёнка занимать себя игрой. Вовлекайте ребёнка в совместные сюжетно-ролевые игры. Попробуйте организовать на детской площадке игры для детей. Пусть это будет даже обычная игра в мяч. Ребёнку, который умеет занять себя игрой, будет легче влиться в коллектив детского сада и найти друзей.

Заинтересуйте территорией детского сада. Когда будете проходить с ребёнком мимо детского сада, обратите его внимание на деревья и цветы, которые там растут. Покажите ему, как на территории играют дети. Не акцентируйте внимание на том, что ребёнок в скором времени тоже будет сюда ходить. Он может начать тревожиться по поводу предстоящего расставания с родителями и к детскому саду испытывать негативные чувства.

Учите обращаться к другому человеку. Научите ребёнка просить другого человека о том, что он хочет. Если он ещё не говорит, то покажите ему, как он может высказывать свою просьбу жестами.

Если вы хотите спросить у воспитателя или психолога, как проходит адаптация вашего ребёнка к детскому саду, делайте это в отсутствие малыша.

Не показывайте сожаление о том, что вам приходится отдавать ребёнка в детский сад. Ребёнок это почувствует и будет воспринимать воспитателя как человека, который разлучает его с мамой.

Водите ребёнка в детский сад регулярно, не делайте больших перерывов. Некоторые родители, видя, что их ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку, пугаются и перестают водить его в детский сад.

Не пугайте малыша воспитателем. Ребёнок не должен бояться человека, с которым вы его оставляете на весь день.

Всегда прощайтесь с ребёнком, прежде чем уйти. Не нужно исчезать незаметно. Ребёнок это воспримет как предательство и перестанет вам доверять.

Не обманывайте его, сохраняйте доверительные отношения. Если вы пообещали забрать ребёнка после обеда – постарайтесь выполнить свое обещание.

Старайтесь не высказывать своих опасений по поводу детского сада или воспитателя в присутствии ребенка. Ваша неуверенность передастся и ему.

Не поддавайтесь на провокации, если ребенок плачет перед прощанием с вами в детском саду и просит увести его домой. Иначе это будет повторяться ежедневно, и ребёнок решит, что можно и не ходить в детский сад. Дайте ему понять, что посещение детского сада необходимо и ему, и вам.

Скорее всего, ваш ребёнок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. И обнимайте ребёнка как можно чаще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании по теме: "Адаптация детей к условиям ДОУ"

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учр...

Сценарий родительского собрания по теме: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей» (для родителей первой младшей группы)

          В своей деятельности уделяю большое внимание работе с родителями. Работа с родителями ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально. Родительс...

Выступление на родительском собрании на тему: «Адаптация детей в группе раннего возраста»

Адаптация к детскому саду – это тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков....

Родительское собрание на тему: «Адаптация детей раннего возраста»

Адаптация- это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия....

Родительское собрание по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» с использованием метода фасилитации «Мировое кафе»

Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период....

Статья на тему: "Влияние детско-родительских отношений в период адаптации детей младшего дошкольного возраста".

Дошкольное образовательное учреждение – это самая  важная ступень в развитии каждого ребёнка. Дошкольники, посещающие образовательное учреждение, они не просто проводят своё время, для обще...