Тематический контроль по экспериментальной деятельности в ДОУ
материал

Вайтиева Александра Вячеславовна

Тематический контроль по теме «Эффективность работы педагогов по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_kontrol_po_eksperimentirovaniyu.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

                                            Заведующий МАДОУ

                                                      ДС № 6 «Василек» г. Янаул

                                                             ___________Т.А.Смольникова

                                                             Приказ № ____от______2022 г.

План тематического контроля в группах по теме: 

«Эффективность работы педагогов по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО»

Основание для контроля: выполнение задач годового плана на 2021 – 2022 учебный год.

Сроки: с 14.02.2022 г. по 18.02.2022 г.

 

Цель: анализ организации познавательно-исследовательской и  опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Задачи:

  • изучить  условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
  • определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью;        
  • проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
  • определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах  образовательной работы;
  • определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.

 Группы на контролевсе возрастные группы

Вопросы тематического контроля:

Раздел

Содержание контроля

Методика организации контроля

Ответственный

Создание условий в ДОУ для проведения работы

-Наличие методического обеспечения;

-Уровень доступной материально-технической базы;

-Наличие тематической литературы, соответствующей возрастным потребностям воспитанников;

-Развивающая предметно-пространственная среда (центр экспериментирования)

Проверка методического обеспечения, организации РППС; анализ условий организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности

Заведующий,

старший воспитатель

Оценка профессионализма педагога

Определение уровня сформированности профессиональных умений воспитателей в области организации познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности

Наблюдение за ходом организации режимных моментов, просмотры образовательной деятельности, анкетирование, анализ профессиональных навыков

Заведующий,

старший воспитатель

Система планирования работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности

Оценка планирования познавательно-исследовательской деятельности в ООД и вне занятий

Анализ плана образовательной работы с детьми

Старший воспитатель

Сформированность навыков познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей

Анализ развития навыков познавательно-исследовательской деятельности (отношение детей к экспериментальной деятельности, уровень сформированности экспериментальной деятельностью)

Диагностика развития навыков познавательно-исследовательской деятельности (Методика «Маленький исследователь», индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности; наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью)

Воспитатели групп, старший воспитатель

Взаимодействие с родителями (наглядная пропаганда, консультации )

Оценка работы с родительской общественностью

Анализ информационной среды

Старший воспитатель

Оценочный инструментарий

Приложение 1

Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

Дата__________________________________________________________________________________________________

Воспитатель___________________________________________________________________________________________

Группа________________________________________________________________________________________________

Критерий анализа (материалы и оборудование для развития познавательной активности и экспериментирования)

Оценка

Центр естественно – научных представлений: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.)

Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.)

Приборы  (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.)

Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств

Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности

Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования

Уголок природы: растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке

Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр.

Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.

Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства

Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности

Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы

Условные обозначения: в  - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.

Приложение 2

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Дата__________________________________________________________________________________________________

Воспитатель___________________________________________________________________________________________

Группа________________________________________________________________________________________________

Критерий анализа

Оценка

Познавательное занятие или часть занятия в режиме дня

Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты)

Планирование экспериментальной работы на прогулках

Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной)

Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам

Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности

Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность

Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе

Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми

Дидактические игры

Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности

Ведется фиксация результатов детского экспериментирования

Досуг, развлечения

Условные обозначения: в  - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.

Приложение 3

Анкета  «ВЛАДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ УМЕНИЯМИ»

Цель: определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет работник образования. Поставить знак «+» напротив умения, которыми работник образования владеет и может оперировать.

Воспитатель  _______________________________________________________________________________________________

№ п/п

Исследовательские умения

Степень владения умением

хорошо

слабо

не владею

1.

Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство

2.

Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности  

3.

Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки

4.

Выбирать и обосновывать исследовательскую тему

5.

Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме  

6.

Прогнозировать средства и методы исследования

7.

Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования

8.

Находить и применять соответствующие методики исследования

9.

Обобщать, описывать и грамотно оформлять полученные результаты

10.

Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения

11.

Рефлексировать по итогам исследовательской работы

Приложение 4

Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей

Воспитатель  ____________________________________________________________________________________

Перечень профессиональных знаний и умений

Оценка

Знание терминологии познавательной деятельности

Знание этапов исследования

Знание методов и приемов поисково-познавательной деятельности

Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу,  задавать вопросы

Умение решать проблемные педагогические ситуации

Умение осуществлять поисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов (опытов, экспериментов, коллекционирования, «классификации», путешествия по карте, по реке времени)

Умение целесообразно организовать предметно-пространственную развивающую среду

Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане

Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности

Условные обозначения: в  - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.

Приложение 5

Диагностическое задание 1.

По методике «Маленький исследователь» предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование).

 Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?»

Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) - 3 балла, за четвертый (экспериментирование) - 4 балла.

Чем больше баллов тем выше уровень.

Диагностическое задание 2.

Наблюдение «Изучение познавательных интересов»

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Баллы

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

 б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

 б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

 в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

 б) иногда

 в) очень редко

5

3

1

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль опытно-экспериментальной деятельности

Цель:Анализ предметно-развивающей, информационной среды, созданной в ДОУ для познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной  деятельности дошкольников.Задачи:1.Изучение условий, созда...

Справка по итогам тематического контроля : «Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста».

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода проектов....

ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ «Организация театрализованной деятельности в детском саду,как одно из напрвлений формирования творческих и речевых способностей детей»

Сроки: с ______________  по _____________ 20____г..Исполнители: старший воспитатель  Фролова Е.В.ЗадачиИзучить условия, созданные в группах для развития творческих способностей детей в театр...

Карты к тематическому контролю "Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Технологические карты к тематическому контролю по теме "Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"  могут пригодиться  как начинающим старшим воспитат...

Тематический контроль "Театрально-игровая деятельность в ДОУ"

Анализ развивающей предметно-прастранственной среды....