Управление современным дошкольным учреждением
статья
Педагогический менеджмент
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_sovremennym_doshkolnym_uchrezhdeniem.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
В современном обществе очень часто можно услышать слово «менеджмент». В научно-методической литературе данное понятие истолковывается, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе – и образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления. «Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности».
Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления.
Первое – это организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).
Второе – культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.
Третье – это рынок, рыночные отношения, то есть взаимоотношения, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления».
Принципы управления:
1. Лояльность к работникам.
2. Ответственность как обязательное условие успешного управления.
3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.
4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.
5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.
6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.
8. Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.
9. Честность и доверие к людям.
10. Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.
11. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.
12. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов. Дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно-обоснованного управления.
К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Известный специалист в области психолого-педагогической деятельности Л.В. Поздняк отмечает, что при правильном руководстве учреждением управленцу важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов ДОУ на активное восприятие достижений общества в области демократии, гласности, развития самосознания.
Л.М. Денякина считает, что руководителю важно продумывать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения, определяя его назначение и место в системе образования, его основные цели, задачи и функции.
Цель управления ДОУ заключается в обеспечении его оптимального функционирования, в достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил.
Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Положением об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования, и действует на основании Устава, утверждаемого учредителем, Договора между учреждением и родителями (или иными законными представителями детей).
К свойствам управления можно отнести целеустремленность, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.
На современном этапе очень важен личностно-ориентированный подход в управлении дошкольным учреждением. Сущность этого подхода заключается в том, что для слаженной работы всего учреждения необходимо уважать каждого члена коллектива, стремиться к тому, чтобы каждый из сотрудников чувствовал себя важной деталью общего целостного организма, главная задача которого – воспитание и обучение граждан нашей страны, как здоровой, разносторонне развитой, творческой, способной к преобразующей деятельности, личности.
Основными задачами дошкольного учреждения являются:
– Охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
– Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;
– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– Обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых;
– Выявление и развитие индивидуальных склонностей и задатков детей;
– Подготовка к получению основного образования на последующих уровнях;
– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии законодательством РФ, уставом учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
Совет дошкольного учреждения осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом об образовании, Уставом дошкольного учреждения и Положением о совете образовательного учреждения.
Основные задачи совета дошкольного учреждения:
– Создание совместно с руководителем дошкольного учреждения условий для обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в управлении дошкольным учреждением, приобщения к управлению педагогических работников, родителей или их законных представителей.
– Принятие участия в разработке и реализации внутренних документов, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, органов самоуправления, права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса.
– Разработка и реализация совместно с руководителем дошкольного учреждения системы мер, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы дошкольного учреждения.
– Поддержка инициатив участников воспитательно-образовательного процесса, направленных на повышение качества образования и удовлетворение потребностей различных социальных групп заинтересованных в этом образовании.
Решения совета обязательны для выполнения педагогическими работниками дошкольного учреждения, родителями или их законными представителями.
Родительский актив является органом самоуправления дошкольного учреждения и создается из числа законных представителей воспитанников данного дошкольного учреждения.
Основными задачами родительского комитета дошкольного учреждения являются:
– Всемерное укрепление связи между семьей и дошкольным учреждением в целях установления единства воспитательного влияния на воспитанников со стороны педагогического коллектива и семьи.
– Привлечение родительской общественности к активному участию в жизни дошкольного учреждения, к организации совместной работы по воспитанию воспитанников.
– Участие в организации пропаганды педагогических знаний среди родителей.
Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов родительский актив может созвать общее собрание. На общем родительском собрании обязательно присутствие руководителя дошкольного учреждения.
Педагогический совет – орган общественного управления дошкольным учреждением. Педагогический совет дошкольного учреждения действует в соответствии с Законом «Об образовании».
В компетенцию учреждения образования входят:
– подбор, прием и расстановка кадров, повышение уровня их квалификации;
– осуществление контроля за выполнением педагогическими работниками и обучающимися своих обязанностей;
– материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с государственными нормативами;
– организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
– разработка и организация утверждения учебных планов и учебных (рабочих) программ;
– осуществление текущего контроля за усвоением программы воспитанников учреждения образования, а также анализа результатов образовательного процесса;
– осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и предусмотренной уставом этого учреждения образования.
Учреждение образования обязано:
– осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами настоящего Закона, нормативными правовыми актами государственных органов, регулирующими отношения в сфере образования;
– осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов, типовых учебных планов и учебных программ;
– содействовать деятельности педагогических и методических объединений;
– содействовать созданию в учреждении образования необходимых условий для работы подразделений учреждений общественного питания и здравоохранения.
Учреждение образования несет ответственность за:
– невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
– несоответствие качества предоставляемого образования установленным требованиям;
– действия, повлекшие нарушения норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся (воспитанников) и работников учреждения образования, норм и правил охраны окружающей среды во время воспитательно-образовательного процесса;
– несоблюдение норм санитарного законодательства;
– нарушение прав и свобод воспитанников и работников учреждения образования.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Управление является неотъемлемой частью любого образовательного процесса.
2. Управление имеет свои цели, задачи, принципы и функции.
3. Для успешного управления дошкольным учреждением необходима слаженная работа всего коллектива под руководством грамотных руководителей, основывающих свою деятельность на основе законодательства РФ, на личностном подходе к каждому участнику воспитательно-образовательного процесса.
4. Руководители должны в своей работе использовать разнообразные методы и формы работы с коллективом, опираясь на принципы руководства.
Используемая литература:
1. Пронина А.Н. /Основы курса «Управление современным дошкольным образовательным учреждением» / А. Н. Пронина. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. – 162 с.
2. Белая, К.Ю. /300 ответов на вопросы заведующего/ К.Ю. Белая. – АСТ, Астрель, 2001. – С. 400.
3. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении/ Л.М. Денякина. – М: Новая школа,1997. – 48 с.
4. Поздняк Л.В. /Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студ. педвузов/ Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 432 с.
5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Менеджер образования.Управление современным образовательным учреждением
В условиях модернизации образовательной системы, ориентированной на повышение качества образования, в том числе и дошкольного, перед образовательными организациями встаёт необходимость работать ...
Совершенствование системы управления современным дошкольным образовательным учреждением
Совершенствование системы управления современным дошкольным образовательным учреждением...
Стиль управления руководителя дошкольного учреждения как фактор социально-психологического климата в коллективе
Работа посвящена изучению взаимосвязи стиля управления руководителя дошкольного образовательного учреждения и социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Актуальность вызвана расту...
"Эффективное взаимодействие ради здоровья детей: опыт работы государственно-общественного управления в дошкольном учреждении"
Практика представляет опыт работы дошкольного учреждения по взаимодействию с родительской общественностью, социальными институтами в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Модель упр...
Опыт работы по государственно -общественному управлению в дошкольном учреждении
Представлена структура государственно -общественного управления...
Управление современным дошкольным образовательным учреждением
«Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности»....
УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
acute;Управление образовательным учреждением - сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работ...