Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОО
статья

Есюнина Ольга Викторовна

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в разновозрастной группе ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2022.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Есюнина,

МАОУ «СОШ №124г. Челябинска»,

Челябинск, Россия

Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОО

Аннотация. В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в разновозрастной группе ДОО.

Ключевые слова: современные технологии, образовательный процесс, разновозрастная группа.

O.V. Yesyunina,

MAOU "SOSH No.124g. Chelyabinsk",

Chelyabinsk, Russia

Modern approaches to the organization of the educational process in a multi-age group of preschool educational institutions

Annotation. The article discusses the use of information and communication technologies in the educational process in a different age group of preschool institutions.

Keywords: modern technologies, educational process, multi-age group.

В современном образовании, как в России, так и за рубежом, организация образовательного процесса широко распространена в рамках разновозрастной группы. Весь образовательный процесс дошкольного образования сосредоточен на развитии у детей определенных качеств, которые способствуют быстрой социализации и адаптации детей. Отношения основаны на принципе сотрудничества.

Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель решает множество проблем, связанных с образовательным процессом, выстраивая работу таким образом, чтобы старшие учились заботиться о младших, слушать без перерыва и помогать, когда младшему ребенку трудно выполнить задание. Однако эти трудности являются преимуществами совместного воспитания детей разного возраста: дети младшего возраста учатся быстрее, во всем подражают старшим, а дети старшего возраста становятся добрее и терпимее к детям[1].

Основная методическая литература по дошкольному воспитанию предназначена для работы с составом группы сверстников. Решение образовательных задач в разновозрастной группе выходит на новый уровень. Организация педагогического процесса требует от воспитателя: знания образовательных программ всех возрастов; умения применять требования к программе с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей; правильного распределения внимания, понимания и видения каждого ребенка и всей группы в целом; обеспечения развития детей в соответствии с их способностями [3].

Самая главная особенность организация работы в разновозрастной группе - это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку.

А что если в группе более 20 детей? Воспитатель должен постараться организовать такой микроклимат в группе, чтобы все дети были не обделены вниманием; разного вида занятия были эффективными; методы обучения проводились в соответствии усложнения материала.
         Таким образом, мир, в котором развивается современный ребенок, радикально отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному образованию как первому звену непрерывного образования: образование с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и т. д.). Информатизация общества ставит перед педагогом задачи: идти в ногу со временем, стать руководством в мире новых технологий для ребенка, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень учителей и уровень подготовки детей.

Сейчас наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности[2].

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме разговора, диалог с чем-то (например, компьютером) или кем-то (человеком). Таким образом, интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, основанное на взаимодействии детей с учебной средой, образовательной средой, которая служит областью обучения и в которой происходит взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Образовательный процесс, основанный на интерактивном обучении, организован таким образом, что почти все дети вовлечены в процесс познания, у них есть возможность понять и подумать о том, что они знают и умеют. При овладении учебным материалом дошкольники проводят совместные занятия, а это значит, что каждый вносит свой вклад в работу, происходит обмен опытом, знаниями и навыками. Кроме того, это делается в дружественной атмосфере и при взаимной поддержке [4].

Одной из целей интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, чтобы обучающийся чувствовал свой успех и интеллектуальную жизнеспособность, что делает весь процесс обучения продуктивным и эффективным. Интерактивная деятельность включает в себя диалоговое общение, поскольку она включает в себя взаимную поддержку, взаимопонимание и приверженность совместному решению проблем.

Итак, вот самый простой способ для педагога использовать интерактивные технологии — демонстрация готовых презентаций, который очень помогает в организации образовательного процесса в разновозрастной группе. На что следует обратить особое внимание воспитателю разных возрастных групп при организации занятий? Разный возрастной состав детей в группе обязывает воспитателя знать требования к программе для всех групп детского сада, разбивать детей на подгруппы для занятий и выбирать содержание образования для каждой подгруппы, соответствующее уровню развития детей.

В определении программного содержания занятий в смешанной группе надо исходить из реального учета того, что дети каждой возрастной подгруппы на сегодня знают, умеют и, наоборот, чего не знают.

Выполнение образовательных задач для разных возрастных групп в смешанной группе в основном организовано в виде трех типов занятий: общее занятие для всех подгрупп в одном разделе программы, но с разным содержанием программы для каждой подгруппы (отдельная тема); общее занятие  для всех подгрупп в разных разделах (в сочетании); занятие с возрастной подгруппой в одном разделе программы.

Наиболее распространенными на практике являются классы первого типа – однотемные. Они выполняются во всех областях программы. Давайте рассмотрим несколько примеров, показывающих, как можно распространять программный материал для возрастных подгрупп.

Например, рассказывайте по изображению на основе презентации. Для младших - научиться называть знакомые объекты, отвечать на вопросы: кто это? Это что? (иногда: какие? что это делает?). Средним -  состоит в том, чтобы рассказать о том, что вы видели на картинке, описать объекты, пересказать содержимое изображения (изображение меняется). Для старших необходимо последовательно рассказывать, что изображено на картинке без помощи воспитателя (картина усложняется). На занятиях по  рисованию, при объяснении материала для детей младшей подгруппы дети среднего возраста участвуют в показе путей изображения, в то же время дети старшего возраста могут выполнять работу по показу в презентации.

На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети старшего возраста проверяют, как их младшие товарищи выполнили задачу определения наличия звука в словах - названиях предметов, можно закрепить результат, проговорив вместе с компьютером. Основным недостатком проведения таких занятий является неспособность многих педагогов обеспечить одновременную деятельность всех вовлеченных детей. Необходимо умело направлять детей в группе, чтобы обеспечить активность каждого ребенка. Воспитатель направляет свои инструкции и вопросы всем детям, привлечь внимание всех детей, привлечь старших, чтобы помочь младшим и прояснить ответы.

Во время занятий воспитатель должен вызывать как младших, так и старших детей, но задавать им вопросы различной сложности, соответствующие требованиям программы для детей соответствующего возраста. Еще один пример умения задавать вопросы различной сложности об объекте. Дети видят фрукты и овощи на презентационных слайдах. Воспитатель просит 3-летнего ребенка задать вопрос "Что это такое?", адресованный всей группе. (Помидор.) 4-5-летние дети отвечают на вопросы о форме и цвете помидора: "Всегда ли помидор красный? Какой помидор красный?" (Спелый). Таким образом, воспитатель поддерживает активность всех детей и дифференцирует степень психологической нагрузки в соответствии с их возрастом.

Обобщая весь материал можно сделать следующие выводы:

1. Использование интерактивных  технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

2. Компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

3. Рекомендуется применять интерактивные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

4. Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка

Литература:

1.  Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. - М. : Амонашвили, 2003. - 469 с.

2. Афанасьева О. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. – www. pedsovet.org.

3. Виноградова Н. А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада» Учеб. пособие М., 2004

4. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный тренинг компетентности педагогов «Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС»

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженно...

"Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ"

quot;Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ"...

использование современных подходов к организации образовательного процесса в ДОУ

В настоящее  время в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  возникает необходимость  в использовании  современных подход...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста – «Утренний круг».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные  подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного  возраста – «Утренний круг»....