Программа Финансовая грамотность для дошкольников
рабочая программа (подготовительная группа)

Мутина Елена Владимировна

Программа Финансовая грамотность для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_dlya_doshkolnikov.docx491.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54»C:\Users\PC\Downloads\IMG_20210118_095117.jpgC:\Users\PC\Downloads\IMG-20201130-WA0050.jpgC:\Users\PC\Downloads\IMG-20201202-WA0006.jpgF:\фото\Camera\IMG_20210122_092613.jpgC:\Users\PC\Downloads\IMG-20201130-WA0029.jpgC:\Users\PC\Downloads\IMG-20201229-WA0010.jpgC:\Users\PC\Downloads\IMG-20201130-WA0014.jpg

Материалы конкурса «Золотая медаль выставки

 «Учебная Сибирь-2021»

Номинация 4

«Внедрение современных управленческих практик как инструмента повышения качества дошкольного образования»

Финансовая грамотность для дошкольников.

Авторы:            

Афонина Н.С.-заведующий ДОУ

Колпашникова М.Б.-заместитель заведующего

Левина Е.В.- заместитель заведующего

                                                         Соавторы:

Портнягина О.Г.-воспитатель

Свичкорева А.С.-воспитатель

Серикова Ж.В.-воспитатель

Колесникова Т.А.-воспитатель

Мутина Е.В.-воспитатель

Смирнова Е.В.-воспитатель

Сидоренко С.В.-воспитатель

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….

7

Цель и задачи ……………………………………………………………………

8

Нормативное обоснование Программы………………………………………..

9

Принципы и подходы к формированию программы…………………………

10

Критерии отбора материала программы………………………………………

11

Планируемые результаты освоения программы………………………………

12

Содержательный раздел………………………………………………………….

14

Форма, методы и средства реализации программы…………………………..

14

Варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом…………..

19

Семь тем для занятий с дошкольниками, чтобы организовать курс по финансовой грамотности……………………………………………………………………………

20

Учебный план……………………………………………………………………………

27

Приложение 1. Работа с педагогами  по формированию финансовой грамотности у дошкольников…………………………………………………

29

Обучение сотрудников по программе Минфина России «Финансовая грамотность на рабочих местах»………………………………………………..

30

Педсовет. «Финансовая грамотность всех участников образовательного процесса в ДОУ. ……………………………………………………………………………………

30

 Памятка для педагогов. Как вовлечь родителей в обучение детей финансовой грамотности……………………………………………………………………………..

33

Приложение 2. Работа с родителями по формированию финансовой грамотности у дошкольников…………………………………………………

34

Анкета для родителей  «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»……………………………………………………

35

Результаты анкетирования родителей старших и подготовительных групп…

38

Экономические сказки……………………………………………………………

40

Финансовая азбука………………………………………………………………..

40

Кейс-ситуация…………………………………………………………………………

41

Интерактивная дидактическая игра по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………

46

Родительское собрание «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»………………………………………………………….

51

Фотографии………………………………………………………………………

54

Приложение3 Тематический план занятий с детьми по основам финансовой грамотности……………………………………………………….

55

Приложение 4  Тема 1. Без труда нет жизни на земле……………………………...

61

Занятие.  Труд - основа жизни…………………………………………………...

63

Занятие. Работать и зарабатывать………………………………………………….

65

Занятие. «Все работы хороши, выбирай на вкус»…………………………………

66

Занятие  Творческое занятие…………………………………………………….

66

Занятие. Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»……..

67

Примеры заданий квест–игры……………………………………………………

68

Ситуационные задачи. Работать и зарабатывать……………………………….

69

Приложение 5. Тема 2. Что такое деньги. Откуда они берутся и зачем они нужны………………………………………………………………………………….

71

Занятие. Как придумали деньги………………………………………………………….

73

Занятие. Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся……………

76

Занятие. Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка

всегда крепка……………………………………………………………………..

78

Занятие. Где живут деньги……………………………………………………….

80

Занятие. Мини-спектакль «Зайкина находка»…………………………………….

81

Примеры заданий квест–игры……………………………………………………

82

Паспорт лэпбука «Деньги» ………………………………………………………

82

Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детей

старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»………………….

87

Сценарий квест-игры по финансовой грамотности дошкольников. Деньги….

91

Квест-игра  Тема: «Гуси-Лебеди»……………………………………………….

96

Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну……………………………………...

105

Приложение 6.  Тема 3.Покупаем, продаем, обмениваем………………………...

111

Занятие. Потребности и желания………………………………………………….. 

113

Занятие. Мини-спектакль «Желания Волчонка-Зубастика»………………………

114

Занятие. Где покупают и продают разные товары…………………………………

115

Занятие. Наша мастерская………………………………………………………….

116

Занятие. Стоимость и цена товара……………………………………………….

117

Занятие. Выгодно-невыгодно……………………………………………………

117

Занятие. Наша мастерская…………………………………………………………..

118

Примеры заданий квест–игры……………………………………………………

120

Ситуационные задачи. Потребность и желание………………………………...

121

Приложение 7. Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим………………...

126

Занятие. Тратим разумно, экономим……………………………………………….

128

Занятие. Мини-спектакль «Хочу и могу»…………………………………………

129

Занятие. Копим и сберегаем………………………………………………………..

130

Занятие. Мини-спектакль «Мишкина копилка»…………………………………..

131

Занятие. Мини-спектакль «День рождения»……………………………………

131

Примеры заданий квест–игры……………………………………………………

133

Конспект НОД «Академия финансов»…………………………………………..

133

Конспект НОД «Готовимся к Новом угоду»……………………………………

139

Приложение 8 . Тема 5.«Учимся занимать и отдавать долги»……………

144

Занятие.  Занимаем и одалживаем………………………………………………

145

Занятие.  Долги……………………………………………………………………...

146

Занятие. Заплатить долг скорее, так будет веселее………………………………...

147

Занятие.  Мини-спектакль «Долг платежом красен»………………………………

147

Игровое занятие «Занять и одолжить»………………………………………….

148

Квест-игра  «Учимся занимать и отдавать долги»……………………………..

149

Загадки………………………………………………………………….

152

Приложение 9. Тема 6 «Учимся планировать»……………………………...

153

Занятие. Всё по плану!......................................................................................................

154

Занятие. Ставим цели…………………………………………………………….

156

Занятие. Сделал дело - гуляй смело…………………………………………….

157

Занятие.. Мини-спектакль «Всё по плану!»………………………………………………….….

157

Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшей группы Тема: «Семейный бюджет……………………………..

158

Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшей группы Тема: «Планирование»……………………………….

163

Игра «Составляем план покупок»……………………………………………….

166

Игра «Доходы и расходы»……………………………………………………….

167

Речевая игра «Доход – расход»…………………………………………………..

168

Игра «Что такое семейный бюджет?»…………………………………………...

169

Интеллект-карта «Семейный бюджет»………………………………………….

170

Как правильно делать покупки…………………………………………………..

170

Сюжетно-ролевая игра «Банк»…………………………………………………..

174

Экономические загадки…………………………………………………………..

177

Занимательные задачи по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………

177

Проблемные ситуации……………………………………………………………

180

Игровые ситуации……………………………………………………………….

182

Приложение 10. Тема 7. Богатство и бедность………………………………

185

Занятие. Хочу купить всё!...............................................................................................

186

Занятие. Наше богатство…………………………………………………………

187

Занятие  Жадность…………………………………………………………………..

188

Занятие. Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность………………

189

Занятие. Мини-спектакль «Бережливые друзья»………………………………….

190

Игровое занятие «Что нельзя купить»…………………………………………..

191

Ситуационные задачи…………………………………………………………….

195

Приложение 11 Фотогалерея………………………………………………...

204

Приложение 12  Отзывы родителей…………………………………………..

207


.

Глобальные экономические перемены во всем мире, в том числе и в России, привели к тому, что азы финансовой культуры должны постигать как взрослые, так и школьники и дошкольники. Последние окажутся в будущем в самом выгодном положении, так как своевременно сформированные у них навыки финансовой жизни помогут достойно жить во взрослой жизни, а не выживать, как это происходит сейчас со многими взрослыми.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.

Цель - формировать у дошкольников первичные социальные компетенции в сфере личных и семейных финансов.

Задачи:

  •  заложить у детей нравственные основы финансовой культуры;
  •  формировать ответственное отношение к деньгам;
  •  научить оценивать любые результаты труда, товары или деньги;
  •  формировать первичные финансовые и экономические представления;
  •  формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;
  •  обогатить словарный запас основными финансово-экономическими понятиями;
  •  учить принимать самостоятельные решения, находить наилучший выход из ситуации;
  • обеспечить позитивную социализацию и способствовать личностному развитию;
  •  воспитать трудолюбие, деловитость, предприимчивость, добросовестность, ответственность, самоконтроль и уверенность в себе;
  •  побуждать к взаимопомощи и поддержке, учить делиться, отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему,
  • Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Нормативное обоснование Программы:

Федеральные законы:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. N- 124-ФЗ.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утверждённый приказом Минобрнауки России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г.

Нормативно-правовые документы:

  • Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;

Программа предусмотрена как дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы) и адаптирована как для занятий в дошкольном образовательном учреждении, творческих студиях, так и для домашнего обучения.

Программа составлена по образовательным областям: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие». Она отвечает перспективным направлениям дошкольного образования, соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО.

 

Принципы и подходы к формированию программы

Дошкольный возраст имеет свои особенности. В этот период дети любознательны, проявляют высокую познавательную активность, максимально открыты эмоциональному переживанию и сопереживанию. Развиваются предпосылки понятийного мышления: появляются элементы абстрактных рассуждений, проявляется интерес не только к тем явлениям, которые он видел непосредственно перед собой, но и к обобщённым свойствам предметов окружающей действительности. Ребёнок способен определить причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Продолжается формирование базовых компонентов ценностных ориентаций.

Закладываются основы морального поведения, формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям, выстраивается моральный облик ребёнка, черты которого проявляются в течение всей последующей жизни.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе стимулирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Формирование финансовой культуры в части развития экономического мышления, деловых качеств, общественной активности и предприимчивости ограничено возрастными особенностями и психическим развитием дошкольников. В этот период дети ещё не готовы к правильному восприятию целого ряда финансово-экономических терминов, проведению сложных математических расчётов, планированию, анализу, синтезу и пр. Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять.

Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенностью, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой.

Основополагающей идеей программы выступает формирование у детей здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и выступает неотъемлемой частью окружающей среды.

 Главными принципами реализации программы является адекватность возрасту. При ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и экономическими понятиями следует принимать во внимание возрастные особенности, соблюдать чувства меры и осторожность.

Программа соответствует принципу развивающего образования и сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на комплексно-тематическом принципе построения.

Программа предполагает вариативные формы обучения - каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое содержание тематического плана.

Программа предполагает тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, призвана способствовать формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

 Критерии отбора материала программы

 - финансово-экономическая направленность;

-доступность, наглядность, занимательность;

- воспитательная и нравственная ценность;

- возможность применения полущенных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.

Планируемые результаты освоения программы

Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.

Личностные результаты

В итоге освоения Программы дошкольник сможет:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;

- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.


Форма, методы и средства реализации программы

Программа призвана вызывать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини – постановки, притчи, творческие проекты, квесты, кейсы, загадки, ситуационные задачи, занятия-исследования). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам, и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развитие самостоятельности, инициативности, творчество.

Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:

-игровые (игры, игровые упражнения, игровые приемы, интерактивные театральные мини-постановки);

- словесные (беседы, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение);

- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций);

-практические (исследование, экспериментирование).

Базовой формой и методом реализации программы является игра. Ребенок осваивает и познает мир через игру, поэтому обучение, осуществляется с помощью игры, для дошкольника естественно.  В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные игры: театральные, режиссерские, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, семейные.

В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиной в жизнь.

Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка)- один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребенка, возможность обсуждения и советов.

Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятий-исследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора.

Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности. Специфика ситуационных задач заключается в том, что они имеют ярко выраженный практико-ориентированный характер. При их решении ребенок, с одной стороны использует имеющуюся у него информации и жизненный опыт, а другой стороны, совершая поисково-практические действий, ищет самостоятельно пути из этих ситуаций, приобретая тем самым новые знания и умения.

Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.

Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т. д.). Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ. Большинство ситуационных задач строится на равноправном взаимодействии взрослого и ребёнка, когда воспитатель выступает не как источник верного ответа, а как помогающий взрослый. Если на занятиях дети не могут самостоятельно правильно разобраться в решении поставленной задачи, воспитателю следует развернуть побуждающий диалог на заданную тему. При его проведении реплики воспитателя должны быть максимально просты и учитывать возраст детей. При отсутствии их активной реакции на побуждающие реплики воспитателю следует проговорить правильные ответы самому, показывая тем самым образец действий.

Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.

Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Программы.

Прежде чем выбрать задание для квест- игры, воспитатель доложен определить цель –чего он хочет: чтобы дети закрепили основные понятия по конкретной теме из курса по финансовой грамотности или продемонстрировали обобщенные знания по нескольким темам. Квест- игра выступает как диагностический инструмент, с помощью которого воспитатель может провести мониторинг освоения дошкольниками программы по финансовой грамотности. Поэтому квест–игру можно проводить после того, как дети изучат отдельную тему, или в конце годового курса. В соответствии с этим задания могут охватывать содержание одной или нескольких тем. Квест- игру лучше провести в помещениях детского сада. Так как для выполнения заданий потребуется мелкий реквизит, работать с ним на улице будет неудобно. Задействовать можно не только группу, но спальную, приемную, музыкальный зал. Чтобы не нарушать санитарные требования, согласно которым дети из разных групп не должны пересекаться, лучше ограничиться пространством группы или музыкального зала и оформить их с учетом темы мероприятия. Обязательный атрибут квест игры-карта. Ее можно оформить на ватмане.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно развлекательного содержания.

Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьей.

Чтение – основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таки образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Выставки по темам программы с использование фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.

Проект по темам Программы - эффективный метод, позволяющий установить взаимосвязь «воспитатель - родитель - ребенок». Участники  проекта осваивают новые понятия и формируют представлений финансовой культуре. Воспитатель является организатором продуктивной деятельности, источником информации, консультантом, экспертом, основным руководителем проекта, при этом партнером и помощником родителей и ребёнка в саморазвитии. Метод проектов – универсальный интегрированный метод, способствующий развитию исследовательской активности и познавательно-практической деятельности участников проекта, - расширяет ориентировку дошкольников в окружающем мире и развивает самосознание, открывает большие возможности для воспитания детских дружеских взаимоотношений и сотрудничества, развития
социальных чувств и представлений.

Памятки для родителей составляются по определённым темам. Программы изложены доходчиво, конкретно, кратко и целенаправленно, с таким расчётом, что их необязательно хранить, достаточно только прочитать.

Анкетирование, опрос позволяют воспитателю получить необходимую информацию для размышления. Учитывая занятость родителей, целесообразно использовать анкеты с небольшим количеством вопросов, которые не требуют развёрнутых ответов (приложение 2).

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы и проводится
воспитателями ДОУ. Основными методами изучения достижений развития ребёнка являются наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности (приложение 2).

Формы  и методы реализации программы является системными интегративными образованиями. Практические все формы реализации программы могут выступать в качестве методов. Каждый можно использовать в зависимости от потребностей реализации программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.

Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание и др.

Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:

  • активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
  • использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

Варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом.

Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к единому образовательному пространству.

Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры.

С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, представить им полную информацию об образовательной программе, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, возможность обсуждения вопросов с реализации программы, поддерживать образовательные инициативы родителей. Для родителей воспитанников было организовано собрание и интерактивные игры для совместных игр в онлайн режиме.

Программа предполагает проведения ряда занятий и подготовку лэпбука для родителей, чтобы ознакомить их с темами понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.

Работу по введению курса финансовой грамотности в дошкольное учреждение необходимо начинать с обучения педагогического состава учреждения, а также родителей воспитанников. Все педагоги были обучены в рамках программы Минфина России «Финансовая грамотность на рабочих местах» сотрудниками регионального консультационно-методического центра по финансовой грамотности г. Новосибирска (приложение 1). Также, педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации в Томском государственном педагогическом колледже.  Внутри учреждения был проведен педагогический совет по обучению дошкольников финансовой грамотности.

Семь тем для занятий с дошкольниками, чтобы организовать курс по финансовой грамотности

Чтобы обучить дошкольников основам финансовой грамотности, педагоги должны излагать материал системно, переходя от темы к теме. При этом важно, чтобы занятия проходили в игровых формах. Какие использовать формы и методы работы по каждой теме, воспитатель выбирает сам: чтение, беседы, игры, загадки, пословицы, решение ситуационных задач, творческо-трудовая деятельность, интерактивные мини-спектакли. Выбор зависит от степени подготовленности и особенностей детей, а также от итогового результата, который педагог хочет достигнуть. В программу обучения дошкольников основам финансовой грамотности следует включено семь основных тем.

Тема 1. «Без труда нет жизни на земле»

Начинать занятия следует с темы труда. Ставить деньги на первое место неправильно, у нас другие цели. Педагоги должны познакомить детей с понятием «труд» - экономической первоосновой финансовой культуры. Нужно акцентировать внимание дошкольников на нравственной составляющей этого понятия. Трудолюбивый человек чувствует потребность в труде, ему доставляет большое удовольствие и радость сам процесс труда, который ведет к созданию общественно полезного продукта. Если трудолюбивый человек лишен возможности работать, он испытывает беспокойство, скуку .На занятиях в ходе изучения первой темы педагог также знакомит детей с такими понятиями, как «трудиться», «работа», «заработок», «профессия». Чтобы раскрыть тему, акцентирует внимание детей на взаимосвязи понятий «трудиться», «работать» и «зарабатывать». Важно объяснить дошкольникам, что вознаграждение и похвала всегда следуют за общественно полезным трудом, а не наоборот. Они должны понять, что труд - это созидательная деятельность, которая приносит пользу и удовлетворение прежде всего самому себе. Воспитатель подводит дошкольников к выводу, что весь окружающий предметный мир, большинство товаров, без которых жизнь человека невозможна, создаются трудом.

Например: на занятии по теме «Без труда нет жизни на земле» педагог объясняет детям, что такое труд и почему он необходим детям. Чтобы заинтересовать их темой, он задает вопросы: «Знаете ли вы, что такое труд? Слышали ли вы когда-нибудь такое слово - 'труд'?» Затем поясняет, что труд - деятельность человека, которая дает ему все необходимое для жизни. Педагог приводит примеры, каким образом человек трудится. Рассказывает, что труд - это прежде всего самообслуживание. Спрашивает у детей: «Кто сегодня потрудился? Кто самостоятельно заправил кровать, сам оделся, сам позавтракал?» Затем педагог обсуждает с дошкольниками, почему нужно трудиться не только для себя, но и для других.

Результатом изучения данной темы должно стать проявление уважительного отношения детей к труду родителей и вообще любому труду. Дошкольники узнают, как рационально организовывать свою трудовую деятельность, как использовать коллективизм в быту - взаимопомощь между членами семьи, друзьями и соседями (приложение 4).

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

Вторая тема неразрывно связана с первой и продолжает ее развивать. Педагог обсуждает с детьми, как появились деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как следует правильно обращаться с деньгами.

  • Современные дети уже в возрасте 5-6 лет интуитивно чувствуют взаимосвязь между деньгами и возможностями, которые они предоставляют, видят, что деньги влияют на отношение в семье. Поэтому при объяснении данной темы воспитатель размышляет с детьми о деньгах, объясняет, что деньги нельзя назвать простыми бумажками, ведь их никто не рвет, не бросает в корзину, на них не пишут и не рисуют. Делает акцент на том, что преувеличивать роль денег, придавать им особое значение - неправильно. В результате изучения данной темы дети осознают, что деньги - вознаграждение за работу. Задача воспитателя, чтобы дошкольники поняли взаимосвязь между понятиями «труд - заработная плата - деньги - товар (услуга)».

Например: на занятии по теме «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» педагог беседует с детьми о том, что такое деньги. В начале занятия он задает им вопросы: «Ребята, а знаете ли вы, что рядом с нами существует загадочный финансовый мир - его еще называют миром денег? Как вы представляете себе этот мир? Кто его населяет?» Затем делает паузу, чтобы дошкольники подумали над ответом, высказали свои предположения и сделали выводы. После этого педагог подводит итог, что мир денег интересен и многообразен, что дети будут постигать его постепенно, узнавая много нового и интересного, и даже открывать секреты денег. Первый секрет: деньги связаны с трудом. Предлагает запомнить порядок связей между понятиями: «труд - заработная плата - деньги - товар (услуга)» (приложение 5).

Тема 3 «Покупаем, продаем, обмениваем»

  • На занятиях по этой теме воспитатель продолжает формировать у дошкольников правильное отношение к деньгам. Задача - дать дошкольникам общее представление о потребностях и возможностях их удовлетворения. Педагог объясняет детям, что есть жизненно важные потребности - потребность в пище, воде, жилье, одежде. Затем указывает на различия между потребностями и желаниями.
  • Через связь между трудом, заработанными родителями деньгами и возможностью удовлетворения потребностей педагог показывает детям, что деньги - ресурс ограниченный. Труд - основное средство удовлетворения потребностей. Семья не может истратить на потребности и желания всех членов семьи больше денег, чем поступило в семью в форме заработной платы.
  • Например: на занятии по теме «Покупаем, продаем, обмениваем» педагог объясняет детям, почему нельзя купить все, что мы хотим. Чтобы формировать понимание важности планирования своих покупок, он читает и обсуждает с детьми стихотворение Шауката Галиева «Три копейки на покупки». Он спрашивает: «Как вы считаете, почему мама мальчика не сможет купить все, что перечислил ей сын?» Затем интересуется, знают ли дети, что им нужно купить в магазине, и предлагает составить список своих самых важных и полезных покупок.
  • Изучение данной темы на занятиях по основам финансовой грамотности поможет сформировать у детей понятие разумных потребностей, научить их делать правильный выбор при приобретении товаров и услуг, отличать выгодную покупку от невыгодной. Дошкольники узнают, как соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения. Эта тема положит начало формированию их финансово-экономического мышления (приложение 6).
  • Тема 4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»
  • На занятиях по данной теме педагог продолжает формировать у дошкольников правильное отношение к деньгам, а именно формирует навыки экономить и сберегать. Умение экономить и сберегать деньги логически вытекает из навыков жить по средствам и тратить деньги с умом.
  • Когда воспитатель объясняет новый материал, делает акцент на том, что деньги заработали трудом и тратить их следует с пользой, покупая что-либо, нужно быть уравновешенным и собранным. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что деньги будут истрачены разумно.
  • Воспитатель объясняет дошкольникам, что деньги ограниченны, купить все и сразу, удовлетворив все потребности и желания семьи, невозможно. А вот отложить исполнение желаний на время возможно.
  • Педагог рассматривает с детьми понятие «сбережение» не только как процесс, который связан с деньгами. Бережливым можно считать и того, кто бережет свои вещи, содержит их в чистоте, умеет их чинить, кто закрывает кран, уходя из комнаты - гасит свет. Так воспитатель раскрывает нравственный контекст темы - учит детей радовать своих близких людей бережливым и экономным отношением к коммунальным услугам - воде, электричеству, своим вещам, использовать свои накопления на подарки и пр.

Например: на занятии по теме «Тратим разумно, сберегаем и экономим», педагог рассказывает детям, зачем нужно копить, сберегать и как это делать. Чтобы объяснить детям, что копить непросто, но полезно, ответственно и важно, он описывает им ситуацию: «Степа и Витя поспорили. Степа сказал, что, если хочешь что-то купить интересное, лучше накопить денег с помощью копилки. Он похвастался, что накопил себе на книгу о приключениях пиратов! Витя возразил: «Пока ты по копейкам собирал, я у дедушки выпросил денег на конструктор! Лучше как следует попросить, поныть, поплакать, чем копить!» Степа покачал головой и сказал: «Копить самому интереснее! А ныть и выпрашивать стыдно». (приложение 7).

Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»

Умение отдавать долги не менее важная в современном мире привычка, чем умение разумно тратить и сберегать. На занятиях по данной теме педагог разбирает с детьми частые ситуации, когда кто-то из них неравноценно обменивается игрушками или одалживает игрушку и не возвращает ее хозяину. Если дети совершают такие поступки и не понимают ответственности за возможные последствия, у них формируется опасная привычка легкости заимствования. Воспитатель демонстрирует детям, что взять в долг чужое бывает просто,  а отдавать вовремя и свое, если то, что взял испорчено или утрачено, очень сложно и неприятно. Например: на занятии по теме «Учимся занимать и отдавать долги» педагог обсуждает с детьми пословицу «Бойся долгов как лихих врагов». Воспитатель спрашивает у детей, кто такие лихие враги, что такое долг и почему долгов нужно бояться. Обсуждаем с детьми ответы. Затем педагог читает детям рассказ Валентины Осеевой «Долг» и задает дошкольникам вопросы: «Как вы думаете, почему Петя стал избегать Ваню и нагрубил ему? Есть такая поговорка "Долги к земле придавили", как вы думаете, что она значит? Можно сказать, что Петю "долги к земле придавили"?»

Данная тема содержит и нравственный контекст - воспитать ответственность, бережное отношение и уважение ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам. Ребенок должен осознать: если взял что-то на время, обязан вовремя вернуть, а если не уверен, что это получится, то не занимать. Долг - серьезное обязательство(приложение 8).

Тема 6. «Учимся планировать»

Главная задача педагога на занятиях по этой теме - сформировать у дошкольников умение ставить цели и заложить первичные навыки планирования. Например, планировать свой день, поход в магазин, уборку игрушек в комнате.

Воля - главное качество финансово грамотного человека. Педагог поясняет дошкольникам, что нужно достигать поставленной цели собственными усилиями, чтобы развивать волю.

Таким образом, на занятиях педагог формирует у детей умение ставить перед собой цель и достигать ее, строить план и действовать по нему. Воспитывает ответственность, силу воли, деловитость. Мотивирует детей тратить деньги, но беречь то, что имеешь. Учит бережливости, накоплениям и полезным тратам.

Например: на занятии по теме «Учимся планировать», чтобы мотивировать дошкольников строить план и действовать по нему, педагог описывает ситуацию: «Две подружки, Маша и Даша, поставили перед собой цель купить журналы с наклейками. Для этого решили не тратить деньги, которые им дают родители на карманные расходы, а копить их. Маша старательно откладывала деньги, а Даша не удержалась и потратила их на конфеты. Прошло время, Маша купила долгожданный журнал. Даша же осталась без журнала и очень загрустила». Педагог обсуждает с детьми ситуацию, задает вопросы: «Почему Даша не смогла достичь поставленной цели? Что ей помешало? Какие качества помогли Маше достичь поставленной цели?» Чтобы закрепить с детьми пройденный материал, педагог дает им задание: «Петя, Алена и Вася решили накопить денег, чтобы сходить в кафе-мороженное. Определите и обведите карандашом, кому из них удалось накопить денег и посетить кафе. Для этого пройдите по дорожкам на рисунке» (приложение 9).

Тема 7. «Богатство и бедность»

Последняя тема из курса по основам финансовой грамотности закрепляет идею первой темы: здоровое отношение к деньгам, происхождение богатства в сознании ребенка должно связываться с трудом. Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность - качества человека с разумным отношением к деньгам.

На занятиях во время знакомства с материалом этой темы педагог объясняет дошкольникам, что источником богатства человека являются результаты его трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Он напоминает детям, что не все продается и покупается, что главные ценности - здоровье, жизнь, дружба - за деньги не купишь. Например: на занятии по теме «Богатство и бедность» педагог читает детям стихотворение Якова Акима «Жадина». Затем обсуждает его с дошкольниками, задает им вопросы: «Кого называют жадиной? Почему с жадиной никто не дружит?» Таким образом, когда педагог изучает с детьми первую тему труда, он закладывает основу здорового отношения к деньгам. Затем на занятиях по следующим темам продолжает обучать правильно обращаться с деньгами. Постепенно у детей вырабатываются семь ключевых навыков обращения с деньгами, которые помогут дошкольникам в дальнейшем стать финансово независимыми, трудолюбивыми, ответственными, самостоятельными, бережливыми и целеустремленными людьми (приложение 10).

  Тематический план занятий с детьми по основам финансовой грамотности (приложение3).

Учебный план

1 год

тема

занятие

Кол-во часов

Сентябрь

Тема 1.

Без труда нет жизни на земле.

Труд-основа жизни.

1

Работать и зарабатывать.

1

Октябрь

Все работы хороши, выбирай на вкус.

1

Творческое занятие «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»

1

Ноябрь

Тема 2

 Что такое деньги

Откуда они берутся и зачем они нужны.

Как придумали деньги.

1

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся.

1

Декабрь

Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка.

1

Где живут деньги.

1

Январь

Тема 3

Покупаем, продаем, обмениваем.

Потребности и желания.

1

Мини-спектакль «Желания Волчонка-Зубастика»

1

Февраль

Где покупают и продают разные товары.

1

Наша мастерская.

1

Март

Стоимость и цена.

1

Выгодно- невыгодно

1

Апрель

Тема 4

Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Тратим разумно, экономим.

1

Копим и сберегаем.

1

Май

Мини-спектакль «День рождения»

1

Творческое занятие «Наша мастерская»

1

итого

18

2 год

тема

занятие

Кол-во часов

Сентябрь

Тема  5.

Учимся занимать и отдавать долги.

Занимаем и одалживаем.

1

Долги.

1

Октябрь

Заплатить долг скорее, так будет веселее.

1

Тема 6

Учимся планировать.

Все по плану.

1

Ставим цели.

1

Ноябрь

Сделал дело-гуляй смело!

1

Мини-спектакль  «Все по плану!»

1

Декабрь

Тема  7

Богатство и бедность.

Хочу купить все!

1

Наше богатство.

1

Январь

Жадность.

1

Творческое задание «изображаем щедрость и жадность

1

Февраль

Мини-спектакль «Бережливые друзья»

1

Квест- игра

1

Март

Мини-спектакль  «Зайкина находка»

1

Игра «Монополия»

1

Апрель

Квест- игра

1

Мини-спектакль «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»

1

Май

Русская ярмарка.

1

Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка)

1

Итого:

19ч.


Приложение 1

Работа с педагогами  по формированию финансовой грамотности у дошкольников

1. Обучение сотрудников по программе Минфина России «Финансовая грамотность на рабочих местах».

2. Педсовет. «Финансовая грамотность всех участников образовательного процесса в ДОУ.

3. Памятка для педагогов . Как вовлечь родителей в обучение детей финансовой грамотности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по программе финансовой грамотности дошкольников "Дом, где живут деньги"

Занятие по программе финансовой  грамотности  дошкольников "Дом, где живут деньги" .Занятие виртуальное путешествие в банк с использованием демонстрационного материала книжки- раск...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Рабочая программа " Финансовая грамотность для дошкольников"

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»...