Представление опыта работы на РМО педагогов дошкольного образования по направлению "Речевое развитие"
материал

Сыропятова Ирина Ивановна

Одна   из   важных   для   дошкольного   возраста   деятельность   –   это общение. Оно - необходимое   условие   развития   личности. Задача педагога   и   воспитателя  - специально   организовать   данную   деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия -детей друг с другом, детей и взрослого. Решением задачи является использование   воспитателем   интерактивных   методов. Таким образом, интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление опыта работы  по теме: «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования по направлению «Речевое развитие».

Тема выступления: «Интерактивные технологии в речевом развитии

детей дошкольного возраста»

                           

   Сыропятова Ирина Ивановна,  

                воспитатель 1 КК

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сл. 2. 

Интерактивные игрушки, интерактивная доска, интерактивное телевидение…

А что же такое интерактивность, как вы думаете? 

Сл.3

Интерактивность предполагает способность взаимодействовать с людьми или техникой в режиме беседы, диалога. 

Сл. 4

Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» - действовать. Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Сл. 5.

Появление термина «интерактивные технологии» связано с различными версиями.

Существует точка зрения – что интерактивное обучение появилось в недрах термина «активное обучение», который был предложен в 30 х гг. английским ученым Регом Ревансом, основоположником «обучения через действие». Теория «обучение через действие» предполагает, что обучаемые будут не только активно осваивать полученные навыки на практических задачах, но и помогать осваивать материал друг другу, признавая собственные слабые места в тех или иных областях и правильными вопросами ликвидируя пробелы в знаниях.

Сл. 6.

Доказательством этого выступает тот факт, что в педагогической литературе термины «интерактивные технологи обучения», «интерактивные методы обучения» и «интерактивное обучение» не использовались, а вместо них использовались термины «технология активного обучения», «активные методы обучения», «активное обучение».

Сл.7.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к  деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний, а также помогает ребенку полноценно овладеть родным языком. Дети учатся ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, учатся подбирать нужные слова, у них  развивается  чуткость к языку.

Сл. 8

Как вы все знаете, речь — не просто способность человека к общению. Полноценное развитие речи дает человеку возможность думать, логически и образно мыслить. Речь напрямую связана с воображением и формированием личности человека в целом. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, не ограничен семьей. Его окружение — это не только мама, папа и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакты, общение с другими детьми.

Сл. 9

Общение ребенка со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка, которая существенно отличается от его общения со взрослым. Взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребенку, окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Для нормального речевого развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети. В общении с ровесником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения. 

Основной элемент интерактивного занятия – диалог. Во время интерактивного обучения дети активно общаются, спорят, не соглашаются с собеседником, доказывают свое мнение.

Сл.10

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

  • Во II младшей группе – работа в парах, хоровод;
  • В средней группе – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
  • В старшей группе – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
  • В подготовительной к школе группе – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Представлю краткую характеристику технологий, используемых мною в своей педагогической деятельности.

Сл. 11

 «Работа в парах»

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества.

Сл. 12

 «Хоровод»

На начальном этапе педагог берет на себя роль ведущего, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди еще не могут. С помощью предмета (можно использовать мяч, флажок или любой другой предмет), задает вопрос, дает задание. Дети выполняют задание по очереди, передавая предмет рядом стоящему ребенку.

Сл. 13

 «Работа в малых группах (тройках)»

Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работуработу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим

Сл. 14. 

«Цепочка»

Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания, формирует у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

 

В своей работе я также применяю интерактивные педагогические технологии такие как:

Сл. 15

«Незаконченное предложение»

Я проговариваю детям незаконченное предложение и предлагаю продолжить его. Формирует логическое мышление, воображение, устную речь.

Сл. 16. 

«Театр»

Я называю сюжет, а 2-3 ребенка разыгрывают мини-спектакль передавая соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, другие дети наблюдают и анализируют, высказывают свое мнение. Развивает эмоциональный фон детского коллектива, формирует творческое воображение.

Сл. 17.

«Групповой рассказ»

Я сама начинаю рассказ, а дети по очереди его продолжают. Формируется устная разговорная речь, воображение, мышление.

Сл. 18.

2 часть (практическая)

- Уважаемые коллеги! Сегодня я вам предлагаю испробовать на себе некоторые интерактивные педагогические технологии, которые я применяю в воспитательно-образовательном процессе и поработать в интерактиве. Сначала давайте поприветствуем друг друга и пожелаем что-нибудь хорошего с помощью мяча, который мы будем передавать друг-другу. Например: Я начинаю «Здравствуйте, я, Ирина Ивановна, я вам желаю хорошего настроения (Участники выполняют действия). Данная технология называется «Цепочка»

- Для следующей игры я вам предлагаю разделиться по квадратам, лежащим у меня на подносе, возьмите по квадрату и у кого будут квадраты одного цвета, те будут работать вместе(Участники делятся по квадратикам на группы).

- Как вы уже догадались, кто-то будет работать вдвоем, а кто-то втроем. Технологии «Работа в паре» и «Работа в малой группе (тройке)». Вы будете собирать картинку на тему «Зима», т.к. у нас сейчас время года – Зима. Можете приступать. (Участники собирают картинки)

- Закончили? А теперь я каждую группу прошу немного подумать и обобщить свои знания о том, что изображено на картинке. Хочу заметить, об этой технологии я вам в теоретической части не говорила, называется она «Мозговой штурм», используют ее для решения проблемы и разработки единого мнения(Участники решают, обсуждают, высказываются)

- Спасибо! Вот как много мы все узнали интересного о зиме! А теперь я попрошу вас встать в большой круг и продолжить наше знакомство с интерактивными педагогическими технологиями. Каждому из вас я по очереди буду передавать мяч, и называть слово, а вы в свою очередь будете называть признаки или действия к заданному слову. Данная технология называется «Хоровод». Начинаем! (Участники выполняют действия)

- Применяя данную технологию мы с вами вспомнили признаки и действия зимой. А сейчас я раздам вам картинки - пазлы и познакомлю вас с технологией «Карусель», но для этого я прошу вас еще сделать внутренний круг. (Участники делятся на два круга, внешний и внутренний).

- Участники внутреннего круга стоят неподвижно, обращенные лицом к внешнему кругу, а участники внешнего круга перемещаются по кругу, а по сигналу останавливаются и если пазлы подходят друг-другу по смыслу ( Например: Ребенок на санках и санки, то данная пара объясняет почему они подходят и выбывают из игры, а затем со стороны наблюдают за игрой и анализируют. Затем Участники, которые вне кругов выскажутся о том, как общаются остальные участники игры, как реагируют на чужую мысль и аргументируют свою мысль. В этой игре я применила еще одну технологию «Аквариум». (Игра проводится 2-3 раза. Участники выполняют действия)

Сл. 19.

Заключение:

Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно. Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный момент познания.

Как показывает практика работы, использование интерактивных методов, правильно организованная развивающая среда, взаимодействие со сверстниками и активная совместная деятельность детского сада с семьей способствуют становлению  опыта речевого общения детей, развитию эмоциональности, активности, самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта. Позволяют ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей. Спасибо за внимание! Успехов вам в труде!

 Игра «Волшебная снежинка» с использованием интерактивной технологии «Хоровод» - подбери признак, подбери действие.

Зима – (какая) холодная, морозная, снежная, веселая;

Снег – (какой) белый, пушистый, мягкий, чистый;

Мороз – (какой) сильный, злой, крепкий, слабый.

Снег – (что делает) идет, кружится, падает, летит, скрипит;

Мороз – (что делает) рисует, щиплет, трещит, кусает.

    Зимой – (что делают?) лепят снежки, катаются на лыжах, звери меняют шубки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структурное подразделение МАОУ АГО «АСОШ № 1» - детский сад «Березка » Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста Сыропятова Ирина Ивановна, воспитатель 1 КК Арти, 2022

Слайд 2

Интерактивные игрушки, интерактивная доска, интерактивное телевидение …

Слайд 3

Интерактивность - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами . Интерактивность предполагает способность взаимодействовать с людьми или техникой в режиме беседы, диалога.

Слайд 4

Интерактивный (« Inter » – взаимный, « act » – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, выполняя задания. Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Слайд 11

Интерактивная технология «Работа в парах»

Слайд 12

Технология «Хоровод»

Слайд 13

«Работа в малых группах» (тройках)

Слайд 14

Интерактивная технология «Цепочка»

Слайд 15

Технология «Незаконченное предложение»

Слайд 16

Интерактивная технология «Театр »

Слайд 17

Технология «Групповой рассказ»

Слайд 20

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме "Использование мультипликационных фильмов в речевом развитии дошкольников"

Мультипликационные фильмы предоставляют отличную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации в воспитательно-образовательный процесс....

Представление опыта работы по теме: "Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников".

Развивающая среда является одним из главнейших компонентов развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, экологических представлений.  В нашем саду одним из таких компоненто...

Анализ работы методического объединения педагогов дошкольного образования КГУ «Средняя школа №1 имени Димитрова» ООАФР за 2018-2019 учебный год.

Методического объединения педагогов дошкольного образования с начала 2018 учебного года работает над темой «Совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерс...

Анализ работы методического объединения педагогов дошкольного образования КГУ «Средняя школа №1 имени Димитрова» ООАФР за 2018-2019 учебный год.

Методического объединения педагогов дошкольного образования с начала 2018 учебного года работает над темой «Совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерс...

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования "Ступеньки мастерства"

Эта программа появилась в результате осознания необходимости адаптации и профессионального сопровождения молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуально...